Ираида Вощинина
Наглядно-информационные формы взаимодействия с родителями в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Наглядно-информационные формы взаимодействия с родителями в ДОУ
Обновление российского образования подразумевает отведение семье исключительной роли в решении задач воспитания, развития и оздоровления ребенка. Успешное решение задач воспитания и развития детей возможно только при объединении усилий семьи и ДОУ. Одной из основных задач ра-боты ДОУ является повышение педагогической культуры, просвещение ро-дителей, привлечение их к совместной деятельности с педагогическим коллективом с целью создания единого образовательного пространства.
Публикация «Наглядно-информационные формы взаимодействия с родителями в ДОУ» размещена в разделах
Как правило, родители – люди довольно занятые и нередко им быва-ет совершенно некогда побеседовать с педагогами, обсудить проблемы раз-вития и воспитания своего ребенка. Помогает нам в этом случае наглядная информация. Задача воспитателя научиться подавать информацию так, что-бы она привлекала внимание, заинтересовывала и отвечала насущным по-требностям родителей. Но не стоит забывать о том, как преподнесена ин-формация. Ведь стандартные, однообразные уголки, папки-передвижки уже не могут привлечь внимание родителей. Поэтому прежде чем размещать ин-формацию, нужно тщательно продумать ее содержание и оформление.
Эти формы общения педагогов и родителей решают задачи ознакомле-ния родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, позволяют правильно оценить деятель-ность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективно увидеть деятельность воспитателя.
Наглядно-информационные формы условно можно разделить на две подгруппы: информационно-ознакомительные и информационно-просветительские. Задачами одной из них является ознакомление родителей с дошкольным учреждением, особенностями его работы, с педагогами, кото-рые занимаются воспитанием. Задачи другой группы направлены на обога-щение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей до-школьного возраста. Специфика форм этой группы заключается в том, что общение педагогов с родителями здесь не прямое, а опосредованное - через газеты, организацию выставок и т. д. Ключевая задача - познако-мить родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей в ДОУ и содействовать преодолению поверхностного суждения о роли детского сада, оказывать практическую помощь семье.
Информация, размещаемая на стендах, в папках, информационных листках, должна отвечать нескольким требованиям: она должна быть до-ступной, краткой, конкретной, эстетичной и безопасной.
Доступность информации подразумевает следующее. При отборе ин-формационного материала следует принять во внимание, что родители – лю-ди очень разные и по образованию, и по профессии, и по статусу. Поэтому материал достаточно изложить простыми и короткими предложениям, не ис-пользуя специальную терминологию. Содержание предлагаемого материала должно быть действительно интересно большинству родителей. Краткость выражается в выборке главных мыслей, ничего лишнего. Информация долж-на быть интересной, актуальной для данной группы, без нравоучений. В чем выражается конкретность? В том, что информация должна подаваться как грамотный и своевременный совет. Содержание должно привлечь внимание родителей как своей актуальностью, так и оригинальностью. В случае, если это рекомендации психолога, то они должны быть точными и четкими, без описания особенностей психического развития. В каждой возрастной группе, в раздевалках могут быть предложены для родителей консультационные папки, которые они могут взять на один вечер домой или почитать тут же, если приходится по какой-либо причине ждать ребенка. Но это не должна быть большая и толстая папка с ассорти из информации по всем вопросам. Хорошо, если папок будет несколько, и у каждой – четкое напечатанное название. Например : «Как подготовить ребенка к школе», «Как интересно провести время дома», «Советуют специалисты», «Советы психолога», и т. д.
Следует обратить внимание на эстетичность оформления папок. В слу-чае если компьютера в ДОУ нет, то, вероятно, кто-либо из родителей имеет доступ к нему и не откажется помочь. В этом случае воспитатель будет по-нимать,что хотя бы один из родителей прочтет представленный материал. [Не рекомендуется приклеивание листов бумаги к стене, на двери, а также использование кнопок, скрепок и других острых предметов. Оформление нужно выполнить так, чтобы привлекать внимание родителей. Тексты нужно помещать в кармашки из оргстекла, пластика. Информация дается крупным печатным шрифтом на цветной бумаге, тема выделяется цветом. ]3Все мате-риалы, предлагаемые для ознакомления родителям, должны быть эстетично оформлены.
Также содержание необходимо регулярно обновлять, иначе родитель-ский интерес к этой информации быстро пропадет. Родитель должен быть привлечен наглядной информацией и ею заинтересован. Наглядные формы общения способны выполнять задачи ознакомления родителей с методами и приемами воспитания. Оказывать им помощь в решении возникающих про-блем. При этом педагогу необходимо выступать в качестве квалифицирован-ного советника.
Рассмотрим группу информационно- ознакомительных форм.
В красиво и оригинально оформленном уголке для родителей содер-жится информация о совместных экскурсиях и походах, о подготовке, прове-дении праздников и развлечений, о днях открытых дверей в ДОУ, о семина-рах- практикумах. Информационные уголки оформляются по единому сю-жету : в виде леса, цветочной полянки, водного царства, звездного неба, по одной сказке или стихотворению. Варианты оформления стендов сегодня не-ограниченны. Воспитатель выбирает форму и название такого стенда: «За-ботливым родителям», «Взрослым о детях», «Вместе весело живем», «У нас в детском саду» и т. д.
Информационные стенды в группах предназначены для знакомства родителей с планами работы на ближайшее время, обмена информацией по вопросам воспитания и обучения детей, распространения педагогических знаний. На стенде могут быть представлены следующие рубрики: режим дня, расписание занятий, план мероприятий на месяц, объявления. условия про-ведения конкурсов; меню на день, адреса сайтов в Интернете, посвященных дошкольному детству. В информационных уголках в обязательном порядке должна быть рубрика «Благодарим». Признательность тем родителям, кото-рые оказывают посильную помощь в благоустройстве группы, участка, изго-товлении и ремонте игрушек
Рассмотрим следующие информационные формы взаимодействия с родителями. Преимуществом информационных буклетов, листовок и памя-ток считается их адресность, то есть каждый родитель получает информацию непосредственно, имеет возможность ознакомиться с ней в удобное время. В буклетах может быть представлена информация о детском саде, группе, кон-кретном направлении работы детского сада. Листовки - это короткая инфор-мация о конкретном мероприятии, например, о проведении соревнований, приглашение на «День открытых дверей» и т. п. Для того чтобы информаци-онная листовка привлекала внимание родителя, желательно ее оформить на цветной бумаге. Памятки познакомят родителей с перечнем определенных правил с целью реализации единого воспитательного подхода семьи и дет-ского сада, например, в вопросах адаптации ребенка к детскому саду.
Размещать информацию можно через стенгазету. При оформлении стенгазета должна быть яркой, эстетичной, с рисунками и детскими фотогра-фиями. Выпустить стенгазету можно специально к родительскому собранию, празднику, или по результатам конкурса, мероприятия.
Каждый день в общении с родителями присутствуют объявления. Например, о дне проведения родительского собрания, утренника, соревно-ваний, развлечений родительских собраний и т. п. Чаще всего объявление имеет официальный характер и оформлено в деловом стиле. Но и к объявле-нию для родителей можно подойти творчески. Это повысит уровень их заин-тересованности к полученной информации и настроит на положительное вза-имодействие с педагогами. Выставки, вернисажи детских работ, рисунки, по-делки по аппликациям, лепке демонстрируют родителям важные разделы программы или успехи детей по освоению программы.
Информационные листы для родителей содержат в себе информацию о дополнительных занятиях с детьми, объявления о собраниях, событиях, ме-роприятиях; просьбы о помощи; благодарность добровольным помощникам и т. д.
Папки-передвижки – небольшие красочные текстовые стенды. Удобны в использовании - занимают немного места, легко складываются и хранятся до следующего года. Папки-передвижки могут быть любой тематики: прави-ла для родителей, возрастные особенности детей, безопасность детей, описа-ние различных праздников, времен года.
Сами родители могут создать родительскую газету, в которой они от-метят интересные случаи из жизни семьи, поделятся опытом воспитания по отдельным вопросам. Такими как «Папа, мама, я – спортивная семья», «Вот оно, какое наше лето», «Мой папа», «Наши увлечения» и т. д.
Интересны такие формы взаимодействия с родителями, как создание фотомонтажей; оформление семейных и групповых альбомов «Наша друж-ная семейка», «Наша жизнь день за днем», «Профессии наших мам и пап», фотовыставки «Папа может…», «Милая, любимая, самая красивая», «Как прекрасен этот мир»; эмоционального уголка «Моё настроение», «Поляна настроения» и др.
Для установления взаимопонимания между всеми участниками учебного процесса очень важна позитивная информация о жизни ребенка в группе. «Цветок достижений» является одним из вариантов информирования роди-телей о ежедневных достижениях ребенка в саду. Рассмотрим групповой ва-риант. Из цветного картона делаем цветок, в центре т. н. «образ группы» (можно разместить групповую фотографию или фотоколлаж из лиц детей). Вырезаем семь лепестков, на которых будем делать записи, можно сделать прорезь и вставлять полоски бумаги с записью. По возможности лучше за-ламинировать лепестки, чтобы писать на них маркером. Это значительно со-кратит время по заполнению цветка. Воспитатель использует пять лепестков для записей про детей, записывает самые яркие события про детей. Педагог делает записи соответственно возрасту. Записи позитивного характера. На оставшихся двух лепестках записи делают родители, о достижении ребенка или совместных событиях. Все эти записи дают родителям возможность по-чувствовать себя частью жизни группы ребенка. Конечно родителям надо максимально разъяснить о ходе заполнения цветка и о его смысле, чтобы из-бежать конкуренции между родителями (о ком больше пишут). Важно не до-пускать постоянных записей про одного ребенка и отсутствие про другого. Ни в коем случае не писать проступки детей.
Лэпбук- сравнительно новое средство обучения, которое соответствует новым требованиям и целям обучения и воспитания в условиях реализации ФГОС. Лэпбук для родителей имеет целью повышение уровня их педагоги-ческой компетенции в вопросах, например, адаптации к детскому саду, про-свещения родителей с целью формирования единого подхода к соблюдению режима дня. В такой лэпбук могут войти следующие материалы: буклеты, секреты любви и взаимопонимания, заповеди для родителей, важные мелочи, памятка для родителей, советы психолога, правила общения в семье, как проводить с ребенком досуг, консультация "Как помочь ребенку адаптиро-ваться в детском саду", что нельзя приносить в детский сад.
Можно использовать такие формы- выпуск книги полезных советов для Родителей, или «Почтовый ящик»- специальную коробку для записок или же тетрадь, куда каждый может записать свои пожелания, замечания, идеи, предложения для воспитателей, заведующего или методиста. Заданные таким образом вопросы затрагиваются на родительских собраниях или же разъясняются в письменном виде. И еще одна информационная форма- ис-пользование флипчартов. Флипчарт - магнитно-маркерная доска с креплени-ем для листа или блока бумаги, переворачиваемой по принципу блокнота. Используется для визуального предоставления информации. Флипчарт для этих целей подходит идеально – он занимает немного места, мобилен и его можно сложить, чтобы не мешал. На нем можно писать мелом или маркером, крепить магнитами различные материалы.
Таким образом, наглядная информация универсальна и имеет огром-ные возможности по освещению педагогического процесса, использование педагогами наглядно-информационных форм общения играет важную роль в формировании педагогической культуры родителей, способствует возникно-вению и развитию у них интереса к особенностям воспитания детей в до-школьном учреждении, изучению психологической и педагогической литера-туры, обогащая их знания.
Список литературы:
1. Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. – М., 2002. – 120 с.
2. Кравченко Л. Традиционные формы работы воспитателя с родителями [Электронный до-кумент]. - Режим доступа: https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2019/03/15/traditsionnye-formy-raboty-vospitatelya-s-roditelyami
3. Латышева Е. Наглядно-информационные формы взаимодействия с родителями в ДОУ [Электронный документ]. – Режим доступа: https://www.maam.ru/detskijsad/-nagljadno-informacionye-formy-vzaimodeistvija-s-roditeljami-v-dou.html.
4. Соловьева Н. Использование «цветка успеха» как элемент развивающей среды и сред-ство воспитания ребенка. - Режим доступа: https://www.maam.ru/detskijsad/ispolzovanie-cvetka-uspeha-kak-yelement-razvivayuschei-sredy-i-sredstvo-vospitanija-reb-nka.html