Лидия Коклаева
Наглядно-дидактическое пособие по развитию речи «Времена года»
▼ Скачать + Заказать документы
особие включает рекомендации с приложением примерных текстов для рассказывания по теме «Времена года» (на калмыцком языке, подборок стихов и загадок по теме (на калмыцком языке, 4-х папок с разрезным материалом и сюжетными картинами (образцами) «Жилин цагмуд» для ковролина. Рекомендуется для занятий по развитию связной родной речи (составление описательных и сравнительных рассказов) с детьми старшего дошкольного возраста в дошкольных образовательных учреждениях, а также для индивидуальных домашних занятий и игр с детьми.
Публикация «Наглядно-дидактическое пособие по развитию речи „Времена года“» размещена в разделах
- Времена года, месяцы, недели. Игры и дидактические пособия
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2016
Цель: активизация речевой деятельности детей посредством составления связные предложений (рассказов) на родном языке.
Задачи:
Образовательные :
• Учить детей составлять предложения по опорным картинкам;
• Учить детей ориентироваться во временах года.
Развивающие :
• Обогащать словарный запас ;
• Развивать представления дошкольников о временах года, о сезонных изменениях, происходящих в живой и неживой природе.
• Развивать мелкую моторику, память, мышление.
Воспитательные :
• Воспитывать коммуникативные качества у детей; умение работать в коллективе.
Пояснительная_записка
Обучение ребенка рассказыванию – задача, которая входит как составная в общую задачу речевого развития детей дошкольного возраста, а также способствует формированию связной родной речи.
Обучая ребенка самостоятельному связному и последовательному изложению своих мыслей, педагог помогает ему находить точные слова и словосочетания, правильно строить предложения, логически связывать их друг с другом, облегчает процесс формирования связной родной речи. Рассматривание картин, иллюстраций, схем способствует возникновению у детей желания называть характерные признаки представленных на них объектов, рассказывать о них; оно должно облегчить процесс последовательного развернутого высказывания. Обучение родному языку происходит посредством практических действий ребенка с картинками, иллюстрациями.
В воспитательном образовательном процессе часто используется ковролин (фланеллеграф). Любая картинка как бы оживает, предметы можно обыгрывать. Использование показа с включением действий самого ребенка удовлетворяет его естественную потребность — воспринимать и действовать одновременно.
С помощью ковролина можно подвести ребенка к пониманию вначале простого сюжета картины, а потом и более сложного. Ребенку легче понять сюжет, который на его глазах и создается. При индивидуальной работе с использованием ковролина внимание ребенка легче сосредоточить на картине, проще приспособить содержание речи взрослого к уровню рече-вого развития ребенка и его индивидуальным особенностям. Но самое главное, в этом случае у малыша появляется больше возможности самостоятельно действовать с картиной, действия соотносить со словами, тем самым развивая родную речь.
Работа по обучению рассказыванию (составление рассказов-описаний и сравнительных рассказов) состоит из двух этапов:
• подготовительного, цель которого — познакомить детей с содержанием картины, уточнить и расширить словарь, научить понимать последовательность изображенных на картине событий, установить причинно-следственные связи между предметами и явлениями;
• основного, цель которого — научить детей составлять рас-сказ (развернутость рассказа будет зависеть от уровня речевого развития и этапа обучения).
Процессу обучения детей рассказыванию по сюжетным картинам предшествует большая работа :
- Чтение художественной литературы по временам года (Г. Кукарека, «Осень», В. Шуграева «Зима», К. Эрендженов «Весна», А. Балакаев «Лето», рассказы калмыцких писателей);
- Отгадывание загадок, составление рассказов по мнемосхемам, дидактические, настольно-печатные и пальчиковые игры.
- Наблюдения за изменениями в природе, зарисовки в журнале наблюдений за__погодой__и__природой.
Например: работа по обучению дошкольников составлению связного рассказа на калмыцком языке по теме «Осень» («Намр»)
Работа по мнемосхеме «Осень-Намр»
- Наступила осень. (Алтн намр ирв)
- Солнышко светит, но не греет. (Нарн баар халулна)
- Дует холодный ветер. (Серн салькн лн)
- Листья на деревьях пожелтели и стали опадать. (Хамтхасд шарлад унна, азр бркн).
- Часто идут дожди, небо пасмурное. (Хур орна, бркг дрмд болна)
- Появляются лужи, птицы собираются в стаи и улетают на юг. (Цандг хурна, шовуд дулан азрур нисн).
- Люди собрали урожай. (Цуг мтн тр -темсн хурав)
- Люди стали теплее одеваться. (Дулан хувц- хунран мсн)
Беседа по сюжетной картине «Осень -Намр»
1. Какое время года изображено на картине? (Намр)
2. Кто изображен на картине? (ккд,агуд)
3. Что делают? (школур йов йовна, хамтхасар цецгс тогтана, квн тенгрин ки цуглулна)
4. Почему вы думаете что осень? (шовуд дулан азрур нисн, хамтхасд шарлна, куукуд дулан хувцта, хур орна, серун салькн лн)
5. Какое небо осенью? (бркг, хурта)
6. Что делают животные осенью? (влд белдн, зара альм белдн, туула девлн сольна).
Ребенок сам может сложить картинку, соответствующую определенному времени года, расположив детали не только по предложенному образцу (см. образцы сюжетных картин на цветной вкладке, но и по своему замыслу, и составить по этой картинке или по ее части рассказ. В зависимости от того, о каком времени года дети будут составлять творческий рассказ, на ковролине крепятся детали, из которых складывается общая картинка : цветы, солнце, облака, снег и т. д. Картинку всегда легко поменять, взяв нужные детали, соответствующие определенному времени года. Это повышает его заинтересованность в выполнении задания, стимулирует речевую активность и произвольное__внимание.
В процессе занятия дети отгадывают загадки, сравнивают предметы и явления, слушают и заучивают стихи, играют в дидактические игры — все это способствует развитию речи, мышления, памяти, внимания. (см. Приложение)
Применение данного дидактического пособия в воспитательно-образовательном процессе позволяет повысить эффективность работы по обучению дошкольников родному языку, обеспечивает устойчивый интерес детей к овладению речевыми умениями и высокую речевую активность детей в обучении.
Приложение
Намр (Осень)
Намр эклв. Нарн баар халулна. Киитн салькн лн.
Хур орна. Будн бркн. Бркг др болна. Дулан хувц-хунр мсн. Хамтхасд олн зсн гт болна. Зерлг-агуд влд белдн. Шовуд дулан азрур нисн. мтн тр-темсн хурана.
Трн,всн хурагдна,
Теегр будн млкн,
Хур,боран элвыгдн,
Хлтн, эннь кез болна.
(Намрт)
Намр
Хурта намр ирн,
Серн салькн лн.
Хур орна, бальчг болна,
Хамтхасн шарлад унна.
Шугран Вера
«Намрин хамтхасд»
1,2,3,4,5
Хамтхасд цуглулнавидн
Хар модна хамтхасд,
Хусм модна хамтхасд,
Агч модна хамтхасд,
Удн модна хамтхасд,
Уласна хамтхасд
Намрин бут –
Экдэн белглнэв.
вл (Зима)
Киитн вл ирв. Цасн орна. Шуурн шуурна. Шин ил ирн. Зерлг-агуд дулан девлт. Бичкдд цасар долда кен,эрг деерс цанар дошна. Цасн кн кед наадна. Шовудт гер тосхна.
азриг цасн бтн
олд мсн крн,
Салькне аза ишкрн
Санлтн кез болна.
(влд)
вл
Киитн салькн аза
Кр хура лн.
Делгр девлн мсн
Дошад наадхар арна.
Шугран Вера
«Цаhан цасн»
Цаьан цасн орна
Цагин бээдл хуврнэ.
Шин жил ирнэ
Шуугата байр эклнэ.
Кек елк эргэд,
Кевуд, куукд наадна.
Ценнcн ду дуулад,
Цуhар дуhрад биилнэ.
Цан-тергнд сууhад,
Цаhан аав ирнэ.
Цуг бичкдудт белг
Цаhан аав ирнэ.
Балакан Алексей
Хавр (Весна)
Хавр эклв. Нарн халулна. Серн салькн лн. Цасн хлн. Бальчг усн болна. Хур орна. Модд деер хамтхасд урна. Трн ноан урна. Цецгс цецглн. Зерлг –агуд, хорхас серн. Дулан азрас шовуд нисч ирн. мтн модд суулна.
Цаснлрд хлн,
Цасрнгар усн дрн
Утд др днгн,
Ухалтн,эннь кезв?
(Хаврт)
Хавр
Хавр, схн хавр,
Халун нарта хавр,
Хавр, шуугата хавр,
Харада авч ирн
Эрнн Константин
Хавр
Цасн хээлэд,
Цандгг хуврнэ,
Ноhан шавшад,
Нуд байрлулна.
Харада ирхлэ
Халун эклнэ.
Хамг эмтн
Хэргэд ниргнэ.
Шугран Вера
Зун (Лето)
Халун зун ирв. Нарн икр халулна. Схн цецкс урна. Эрвкс нисн. олд нусд мн. Ккд амрлнд йовцхана. Модд деер тр-темсд урна.
Нарн цнцкр халулна,
Намчрсн трн болвсрна
Тег земшр бркгдн,
Тернь кезв болна
(Зунар)
Зун
Тора иргн,
Тег биилн.
Тора цервн,
Тег дуулна.
Балакан Алексей
Зун
Хаалhар тоос кееhэд,
Халун салькн довтлна.
Цээhэд, hаран сарсалhад
Цаhан евсн тецгрэс
Хур егхинь сурна.
Дидактические игры – Дидактическ наадд
«Нелепицы»
Цель игры: развивать пространственно – временные представления, развивать внимание.
Ход игры: взрослый составляет из деталей игры различные нелепые картинки, а ребенок говорит, что неправильно, и исправляет картинку на ковролине ( например: летом дети катаются на лыжах, грибы растут на дереве, и т. д.) .
«Юн буру?»
Наадна кцл:
Бичкддт цагин-бдл рглх, оньган гд буру твсн зургуд чиктнь твх.
Наадна йовуд: Багш олн-зсн наадн буру зургуд тогтана, бичкдд келн.
Эн буру ковролинд зургуд чиктнь твлн. ( лгрнь : зунд ккд лыжар дошна, тегрин ки-грибы модн деер урна,нань чигн).
«Что изменилось?»
Цель игры: тренировать память, развивать внимание.
Ход игры: после непродолжительного рассматривания сюжетной картинки детьми, взрослый меняет местами какие-нибудь элементы картины, а ребенок говорит, что изменилось. (При выполнении этих заданий ребенок не должен видеть действий взрослого) .
«Наадн- Юн сольгдв?»
Наадна кцл: Чееин тодлвр дамшлнд, бичкддин уханд оруллх.
Наадна йовуд: Бичкддин сюжетн зургуд хллн хн багш зургуд нег ормас талдан ормд твн (сольна,Бичкдд юн сольгдв? – ги келн. (Эн дамшлнд багш зург твхлрн, бичкддт хойр ндн хаацхатн гин).
«Сложи – ка сам картинку»
Цель игры: стимулировать речевую активность и произвольное внимание.
Ход игры: ребенку предлагается набор разрезного материала разных времен года. И предлагается ему собрать соответствующую картинку определенному времени года по своему замыслу, и составить по этой картинке или по ее части рассказ.
«Эврн зург тогта»
Наадна кцл: Бичкддт кел ргллн, оньган гд келлн.
Наадна йовуд: Ккдин оньгт дрвн зсн илин зургудын олн-зсн нгр хувалата материал ггдн. Эвр ухаар илин цагин келвр тогтах.