Приложение МААМ

Наглядно-дидактическое пособие «Город звуков и букв» (17 фото)

Марина Филимонова
Наглядно-дидактическое пособие «Город звуков и букв»
▼ Скачать + Заказать документы

Пособие разработано на основе рабочей тетради «По дороге к Азбуке», часть 4 (авторы - Р. Бунеев, Е. Бунеева, Т. Кислова, входящей в комплект пособий Образовательной системы «Школа 2100».

Пособие рассчитано на детей старшего дошкольного возраста.

Пособие создано с целью оптимизации процесса подготовки детей к обучению грамоте. Апробировано в течении семи лет.

С помощью пособия решаются следующие задачи:

Темочки:

1. Развитие познавательного интереса детей.

2. Непроизвольное запоминание букв.

3. Развитие умения осуществлять элементарный фонетический анализ слов.

4. Развитие логического и абстрактного мышления.

5. Формирование навыков самоконтроля.

6. Развитие монологической и диалогической речи.

7. Развитие коммуникативных способностей.

Панно дает возможность педагогу создавать мотивацию с помощью постановки игровых задач, а также осуществлять индивидуальный подход, предоставляя детям возможность выбора задания и способов самоконтроля; осуществлять интегративные связи с другими образовательными областями.

Описание пособия.

Пособие представляет собой панно размером 2х3 метра, выполненное из пластика. На панно изображен сказочный город Звуков и букв. Река разделяет город на две части – берег Гласных звуков и берег Согласных звуков. На берегу Гласных расположены две улицы: улица Гласных и улица Дружных звуков. На другом берегу – улица Согласных. На улицах расположены домики с окошками – кармашками, возле каждого домика - столбик с кармашком из прозрачного пластика. Домики согласных звуков, имеющих пару по звонкости – глухости сдвоены. В карман на столбике помещаются пластиковые жетоны с буквами, а в окошки – жетоны с символическими изображениями звуков. Эти изображения заимствованы из вышеназванной рабочей тетради «По дороге к Азбуке» и представляют собой человечков в башмачках красного цвета - для гласных звуков, в синих – для твердых согласных, и в зеленых башмачках - для мягких согласных. Человечки, символизирующие звонкие согласные, изображаются в шапочках – колокольчиках, а глухие – в соломенных шляпах.

Отличие пособия от исходного материала.

1. Главным отличием моего пособия состоит в том, что панно является динамическим. Изображения букв и символы звуков могут выставляться или удалятся с панно по мере необходимости. Кроме этого, панно теперь является не раздаточным (как в тетради, а демонстрационным пособием.

2. Крыши домиков окрашены в разные цвета: для гласных – в красный, для твердых согласных – в синий, и для мягких согласных – в зеленый.

3. Выделена улица Знаков, на которой расположено только два домика – для твердого и мягкого знаков.

4. Выделена улица Твердых звуков, на которой располагаются домики согласных, не имеющих мягкой пары.

5. Наглядность панно (использование символов звуков, цветовых обозначений) дает возможность ребенку осуществлять самоконтроль в ходе проведения элементарного фонетического анализа слова, характеристики звука.

6. Панно оживлено изображением растений, животных, различного транспорта.

Приемы работы.

Отличительные особенности нашего динамического панно дали возможность разработать оригинальные методы и приемы работы по подготовке детей к обучению грамоте.

При первом знакомстве детей с панно ребятам предлагается внимательно рассмотреть картину и рассказать, что они увидели. Можно предложить детям перечислить все, что относится к рукотворному или нерукотворному миру. Можно поделить детей на команды, и поручить одной команде найти всех животных, другой – весь транспорт и др. Затем детям сообщается, что это карта Города Звуков и Букв, с помощью этой карты мы будем путешествовать и узнавать тайны этого города.

Далее детская деятельность организуется как игра – путешествие. На карте прослеживается путь нашей экспедиции. Путешествие сопровождается уточнением и закреплением различных понятий – звук, буква, гласный звук, твердый согласный, мягкий согласный; происходит непроизвольное запоминание букв, развивается монологическая речь, логическое мышление, умение отстаивать свою точку зрения, аргументировано вести спор. Панно дает возможность создавать проблемные ситуации в ходе нормированной образовательной деятельности. Кроме этого, игра – путешествие может включать драматизацию.

Игры, проводимые с помощью динамического панно.

«Маршрутный лист».

Цель: закрепление умения соотносить звук и букву.

Ребенок получает «маршрутный лист», в котором указана цепочка букв. Ребенку предлагается «пройти» по карте, следуя порядку, указанному в «маршрутном листе», называя буквы, встречающиеся на пути. Можно в «маршрутном листе» указывать только начальный и конечный пункт – букву – путешествия.

«Путешествие по карте».

Цель: развитие зрительно – двигательной координации, умения соотносить звук и букву.

Это более сложный вариант игры «Маршрутный лист». Ребенок получает «маршрутный лист», как в предыдущей игре, но не называет, а записывает в тетради или на доске встретившиеся ему буквы.

Где живут гласные.

Цель: закреплять умение детей различать гласные и согласные звуки, соотносить звук и букву.

Жетоны с буквами удаляются с панно. Затем ребенку или группе детей предлагается вернуть их на место и пояснить свой выбор.

Где эта улица, где этот дом.

Цель: закреплять умение различать гласные и согласные звуки, твердые и мягкие согласные.

С панно удаляется часть жетонов с буквами, гласными и согласными, или же только с согласными. Детям предлагается вернуть буквы на место. При этом участники должны пояснять, почему, например, буквы «Щ» и «Ч» оказались возле не сдвоенного домика с зеленой крышей, (потому, что эти буквы обозначают только мягкие звуки, не имеют твердой пары). Буквы «Ц», «Ш», «Ж» помещаются возле не сдвоенных домиков с синей крышей, так как звуки, обозначаемые этими буквами, не имеют мягкой пары. Кроме того, необходимо обратить внимание на то, какой звук – невидимка «живет» в каждом домике, ведь буквы «Ц» и «Ш» обозначают глухие звуки. Значит, в окошках их домов должен быть помещен символ глухого звука (человечек в соломенной шляпе, а в окошке домика буквы «Ж» - символ звонкого звука (человечек в шляпе - колокольчике). Буквы «Ь» и «Ъ» соответственно должны оказаться в домиках, где отсутствуют символы звуков, поскольку эти буквы не обозначают никаких звуков.

Похоже – не похоже.

Цель: закреплять представление о согласных и гласных звуках, развитие монологической речи, умения доказывать свою мысль.

Детям предлагается найти сходства и различия между улицей Гласных и улицей Согласных.

Раздели звуки на команды.

Цель: закрепить представление о согласных звуках, развивать способность классифицировать.

Детям предлагается разделить согласные звуки на команды разными способами. В итоге звуки могут быть разделены на следующие группы: звонкие и глухие; мягкие и твердые; звонкие мягкие и звонкие твердые; глухие мягкие и глухие твердые; имеющие пару по твердости и мягкости и не имеющие такой пары; звуки, которые бывают только мягкими и звуки, которые бывают только мягкими.

Куда поселить мягкий знак?

Цель: развитие логического мышления, умения доказывать свою мысль.

Детям задается вопрос: почему Ь живет на берегу Согласных, можно ли поселить его на берегу Гласных. Нельзя, ведь мягкими могут быть только согласные звуки, Ь «дружит» только с согласными.

Путаница.

Цель: закреплять представление о звуках русского языка, развивать умение анализировать, доказывать свою мысль.

Жетоны с символами звуков или букв помещаются не на свое место. Например, буква «М» помещается возле домика, где «живут» глухие звуки (то есть в домике помещены человечки в соломенных шляпах); буква «Щ» помещена в сдвоенном домике и т. п., все варианты «ошибок» даже невозможно перечислить.

Конспект НОД с использованием динамического панно город «Звуков и букв».

Цель. Закреплять представление о звуках и буквах.

Задачи.

1. Закреплять умение соотносить звук и букву, давать характеристику звуку.

2. Развивать фонематического слуха, умения выделять первый и последний звук в слове.

3. Развивать монологическую речь, способность аргументировать.

Оборудование: динамической панно «Город звуков и букв»; пособие С. Вохринцевой «Паровозик»; компьютер, видеопроектор, экран, магнитная азбука, автомобиль из мягких модулей, два мольберта для размещения пособий; комплект карточек с буквами, комплект предметных картинок.

Ход.

Дети рассаживаются за столами.

Воспитатель: Ребята, нам пришло видеописьмо из города Звуков и букв. Хотите узнать, что в нем? Давайте посмотрим на экран. (Включается видеозапись). На экране ребенок в образе буквы «А». Содержание видеописьма: «Дорогие дети, приезжайте скорей, у нас в городе Звуков и букв полная неразбериха. Вот что случилось: с печки азбука свалилась, буквы и звуки заблудились

Воспитатель: Что же делать, ребята?

Ответы детей: надо помочь!

Воспитатель: Я рада, что вы готовы помочь нашим друзьям звукам и буквам. И пословица говорит: не бросай друга в беде. А ведь Азбука – наш большой друг, азбука – к мудрости ступенька. Что ж, отправляемся в путь. Автомобиль нас ждет, надо только купить билеты. Билеты у нас необычные. Найдите себе в волшебном мешочке букву и отгадайте ее на ощупь. Кто отгадает, прикрепляет букву на мольберт и садится в автомобиль. (Проводится дидактическая игра «Волшебный мешочек» В мешочке помещаются буквы магнитной азбуки). Дети рассаживаются в автомобиле.

Воспитатель: Вы готовы? Включаем мотор! (Проводится артикуляционное упражнение «Моторчик»).

Воспитатель: Чтобы не скучать в пути, поиграем в «добавлялки». Я буду называть слова, в которых первый звук «потерялся», вам надо добавить его. Итак (р) омашка, (л)ЕС, (л)ента, (з)айка, (м)яч, (п)ечка, (д)ождь, (с)лон, (к)исть, (в)олк, (м)ашина, (м)ишка.

Воспитатель: Молодцы! Вот мы и приехали в волшебный город Звуков и букв. (дети выходят из машины, садятся на стульчики перед динамическим панно, на котором перепутаны местами буквы и символы, обозначающие звуки.

Воспитатель: Ребята, кто заметил непорядок?

Ответы детей: Дети находят ошибки и сообщают, в чем они состоят и как их исправить. Например, буква «Н» поселилась на улице гласных, это неправильно т. к. буква «Н» обозначает согласный звук. Ребенок переставляет жетон с буквой на нужное место.

Воспитатель: Порядок восстановлен! Звуки и буквы так рады, что снова оказались на своих местах! В знак благодарности они дарят нам интересную игру. (Вносится пособие С. Вохринцевой «Паровозик» и размещается на мольберте. В прорезях пособия помещены предметные картинки и карточки с буквами.) Каждый из вас может взять понравившуюся вам картинку, но с условием. Вместо нее надо поставить карточку с буквой, которая обозначает последний звук в названии вашей картинки. (Картинки подобраны так, чтобы названия изображенных на них предметов оканчивались на гласный звук или на глухой согласный).

Ответы детей.

Воспитатель: А теперь садимся в наш веселый паровозик и отправляемся домой. (Проводится физминутка «Паровозик». Дети возвращаются за столы).

Воспитатель: Звуки и буквы придумали для нас веселую игру. Ребята, у каждой пары ребят за столом есть две картинки. Попытайтесь найти сходство между вашими такими разными картинками. (Дети находят часто очень неожиданные решения. Например, у одной пары ребят были картинки «носки» и «сыр». Дети нашли следующее сходство между этими предметами: на сыре и на носках бывают дырки).

Воспитатель: Молодцы! Не бросили друзей в беде! Вы потрудились дружно. Дружно – не грузно, а врозь – хоть брось! Путешествие наше закончилось. Что вам показалось самым трудным? Самым интересным?

Наглядно-дидактическое пособие «Город звуков и букв»
Фото «Город звуков и букв»
Наглядно-дидактическое пособие - фото
Пособие разработано на основе рабочей тетради По дороге к Азбуке часть авторы Р Кислова входящей в комплект пособий Образовательной системы Школа Пособие рассчитано на детей старшего дошкольного возраста Пособие создано с целью оптимизации процесса подготовки детей к Обучение грамоте логопедия Игры дидактические пособия обучению грамоте Апробировано в течении семи лет С помощью пособия решаются следующие задачи Темочки Буквы Игры дидактические пособия с буквами Дидактические игры для детей ВСЕ игры Модель трёх вопросов Образовательная технология Обучение грамоте логопедия Игры дидактические пособия Обучение грамоте логопедия Конспекты Обучение грамоте Звуки буквы слоги Темочки
Публикации по теме:

Дидактическое пособие «Город букв и звуков»Дидактическое пособие «Город букв и звуков» Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию дидактическое пособие «Город звуков и букв», которое я использую с детьми старшего возраста.

Дидактическое пособие «Ларец букв и звуков»Дидактическое пособие «Ларец букв и звуков» Представленное дидактическое пособие позволяет в игровой форме, не навязчиво и постепенно ввести детей в мир звуков и букв, развить фонематический.

Дидактическое пособие по развитию речи для подготовительной школе группы «Ларец звуков» Жили в одной волшебной стране «Азбука» звуки. Страна эта была совсем крохотная. И жителей в ней было всего 31. Никто их не видел, так как.

Конспект занятия по ЗКР в старшей группе «В стране звуков и букв» Программное содержание Тема: «В стране звуков и букв» Цель: Знакомство с буквой Л и звуками, которые она обозначает Л и Ль. Задачи: 1.

Многофункциональное дидактическое пособие для автоматизации звуков «Весёлая тучка»Многофункциональное дидактическое пособие для автоматизации звуков «Весёлая тучка» Цель: автоматизация звука в словах. Описание пособия: картинка весёлая тучка, на верёвочках прикреплены капельки с помощью скрепки, что.

Многофункциональное наглядно-дидактическое пособие «Домик в деревне»Многофункциональное наглядно-дидактическое пособие «Домик в деревне» Светлана Полянина Многофункциональное наглядно-дидактическое пособие «Домик в деревне» Многофункциональное наглядно-дидактическое пособие.

Наглядно — дидактическое пособие «Чудоцветик» Наглядно-дидактическое пособие «Чудоцветик» является игровой формой и методом обучения воспитанников, может быть использовано в любой образовательной.

Наглядно-дидактическое пособие «Призма погоды»Наглядно-дидактическое пособие «Призма погоды» Нагядно-дидактическое пособие «Призма погоды» Автор Шагиева М. П. и Рамазанова А. Ш. Г. Сургут Предлагаем Вашему вниманию макет наглядно.

Пособие «Город звуков и букв»Пособие «Город звуков и букв» Пособие «Город звуков и букв». Поиски приёмов и методик для обучения грамоте старших дошкольников в логопедической практике не утратили.

Тематическая неделя «Почвенная». Наглядно-дидактическое пособие «Коллекция камней»Тематическая неделя «Почвенная». Наглядно-дидактическое пособие «Коллекция камней» Я продолжаю публикации о нашей деятельности по тематической неделе «Почвенная». Мы знакомим детей с почвой и с элементами, которые входят.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Наглядно-дидактическое пособие «Город звуков и букв»
Опубликовано: 4 ноября 2017 в 16:13
+57Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Наглядно-дидактическое пособие «Город звуков и букв»» (включая файлы) размещена пользователем Марина Филимонова (УИ 1302412) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 19.
Для просмотра комментариев
Календарь
04 марта 2025 вторник
Растим будущих инженеров!
Безопасная весна!
05 марта 2025 среда
Встречаем первый месяц весны!
Проводим день без гаджетов!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД