Марина Филимонова
Наглядно-дидактическое пособие «Город звуков и букв»
▼ Скачать + Заказать документы
Пособие разработано на основе рабочей тетради «По дороге к Азбуке», часть 4 (авторы - Р. Бунеев, Е. Бунеева, Т. Кислова, входящей в комплект пособий Образовательной системы «Школа 2100».
Пособие рассчитано на детей старшего дошкольного возраста.
Пособие создано с целью оптимизации процесса подготовки детей к обучению грамоте. Апробировано в течении семи лет.
С помощью пособия решаются следующие задачи:
1. Развитие познавательного интереса детей.
Публикация «Наглядно-дидактическое пособие „Город звуков и букв“» размещена в разделах
- Буквы. Игры, дидактические пособия с буквами
- Дидактические игры
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Игры, дидактические пособия
- Темочки
2. Непроизвольное запоминание букв.
3. Развитие умения осуществлять элементарный фонетический анализ слов.
4. Развитие логического и абстрактного мышления.
5. Формирование навыков самоконтроля.
6. Развитие монологической и диалогической речи.
7. Развитие коммуникативных способностей.
Панно дает возможность педагогу создавать мотивацию с помощью постановки игровых задач, а также осуществлять индивидуальный подход, предоставляя детям возможность выбора задания и способов самоконтроля; осуществлять интегративные связи с другими образовательными областями.
Описание пособия.
Пособие представляет собой панно размером 2х3 метра, выполненное из пластика. На панно изображен сказочный город Звуков и букв. Река разделяет город на две части – берег Гласных звуков и берег Согласных звуков. На берегу Гласных расположены две улицы: улица Гласных и улица Дружных звуков. На другом берегу – улица Согласных. На улицах расположены домики с окошками – кармашками, возле каждого домика - столбик с кармашком из прозрачного пластика. Домики согласных звуков, имеющих пару по звонкости – глухости сдвоены. В карман на столбике помещаются пластиковые жетоны с буквами, а в окошки – жетоны с символическими изображениями звуков. Эти изображения заимствованы из вышеназванной рабочей тетради «По дороге к Азбуке» и представляют собой человечков в башмачках красного цвета - для гласных звуков, в синих – для твердых согласных, и в зеленых башмачках - для мягких согласных. Человечки, символизирующие звонкие согласные, изображаются в шапочках – колокольчиках, а глухие – в соломенных шляпах.
Отличие пособия от исходного материала.
1. Главным отличием моего пособия состоит в том, что панно является динамическим. Изображения букв и символы звуков могут выставляться или удалятся с панно по мере необходимости. Кроме этого, панно теперь является не раздаточным (как в тетради, а демонстрационным пособием.
2. Крыши домиков окрашены в разные цвета: для гласных – в красный, для твердых согласных – в синий, и для мягких согласных – в зеленый.
3. Выделена улица Знаков, на которой расположено только два домика – для твердого и мягкого знаков.
4. Выделена улица Твердых звуков, на которой располагаются домики согласных, не имеющих мягкой пары.
5. Наглядность панно (использование символов звуков, цветовых обозначений) дает возможность ребенку осуществлять самоконтроль в ходе проведения элементарного фонетического анализа слова, характеристики звука.
6. Панно оживлено изображением растений, животных, различного транспорта.
Приемы работы.
Отличительные особенности нашего динамического панно дали возможность разработать оригинальные методы и приемы работы по подготовке детей к обучению грамоте.
При первом знакомстве детей с панно ребятам предлагается внимательно рассмотреть картину и рассказать, что они увидели. Можно предложить детям перечислить все, что относится к рукотворному или нерукотворному миру. Можно поделить детей на команды, и поручить одной команде найти всех животных, другой – весь транспорт и др. Затем детям сообщается, что это карта Города Звуков и Букв, с помощью этой карты мы будем путешествовать и узнавать тайны этого города.
Далее детская деятельность организуется как игра – путешествие. На карте прослеживается путь нашей экспедиции. Путешествие сопровождается уточнением и закреплением различных понятий – звук, буква, гласный звук, твердый согласный, мягкий согласный; происходит непроизвольное запоминание букв, развивается монологическая речь, логическое мышление, умение отстаивать свою точку зрения, аргументировано вести спор. Панно дает возможность создавать проблемные ситуации в ходе нормированной образовательной деятельности. Кроме этого, игра – путешествие может включать драматизацию.
Игры, проводимые с помощью динамического панно.
«Маршрутный лист».
Цель: закрепление умения соотносить звук и букву.
Ребенок получает «маршрутный лист», в котором указана цепочка букв. Ребенку предлагается «пройти» по карте, следуя порядку, указанному в «маршрутном листе», называя буквы, встречающиеся на пути. Можно в «маршрутном листе» указывать только начальный и конечный пункт – букву – путешествия.
«Путешествие по карте».
Цель: развитие зрительно – двигательной координации, умения соотносить звук и букву.
Это более сложный вариант игры «Маршрутный лист». Ребенок получает «маршрутный лист», как в предыдущей игре, но не называет, а записывает в тетради или на доске встретившиеся ему буквы.
Где живут гласные.
Цель: закреплять умение детей различать гласные и согласные звуки, соотносить звук и букву.
Жетоны с буквами удаляются с панно. Затем ребенку или группе детей предлагается вернуть их на место и пояснить свой выбор.
Где эта улица, где этот дом.
Цель: закреплять умение различать гласные и согласные звуки, твердые и мягкие согласные.
С панно удаляется часть жетонов с буквами, гласными и согласными, или же только с согласными. Детям предлагается вернуть буквы на место. При этом участники должны пояснять, почему, например, буквы «Щ» и «Ч» оказались возле не сдвоенного домика с зеленой крышей, (потому, что эти буквы обозначают только мягкие звуки, не имеют твердой пары). Буквы «Ц», «Ш», «Ж» помещаются возле не сдвоенных домиков с синей крышей, так как звуки, обозначаемые этими буквами, не имеют мягкой пары. Кроме того, необходимо обратить внимание на то, какой звук – невидимка «живет» в каждом домике, ведь буквы «Ц» и «Ш» обозначают глухие звуки. Значит, в окошках их домов должен быть помещен символ глухого звука (человечек в соломенной шляпе, а в окошке домика буквы «Ж» - символ звонкого звука (человечек в шляпе - колокольчике). Буквы «Ь» и «Ъ» соответственно должны оказаться в домиках, где отсутствуют символы звуков, поскольку эти буквы не обозначают никаких звуков.
Похоже – не похоже.
Цель: закреплять представление о согласных и гласных звуках, развитие монологической речи, умения доказывать свою мысль.
Детям предлагается найти сходства и различия между улицей Гласных и улицей Согласных.
Раздели звуки на команды.
Цель: закрепить представление о согласных звуках, развивать способность классифицировать.
Детям предлагается разделить согласные звуки на команды разными способами. В итоге звуки могут быть разделены на следующие группы: звонкие и глухие; мягкие и твердые; звонкие мягкие и звонкие твердые; глухие мягкие и глухие твердые; имеющие пару по твердости и мягкости и не имеющие такой пары; звуки, которые бывают только мягкими и звуки, которые бывают только мягкими.
Куда поселить мягкий знак?
Цель: развитие логического мышления, умения доказывать свою мысль.
Детям задается вопрос: почему Ь живет на берегу Согласных, можно ли поселить его на берегу Гласных. Нельзя, ведь мягкими могут быть только согласные звуки, Ь «дружит» только с согласными.
Путаница.
Цель: закреплять представление о звуках русского языка, развивать умение анализировать, доказывать свою мысль.
Жетоны с символами звуков или букв помещаются не на свое место. Например, буква «М» помещается возле домика, где «живут» глухие звуки (то есть в домике помещены человечки в соломенных шляпах); буква «Щ» помещена в сдвоенном домике и т. п., все варианты «ошибок» даже невозможно перечислить.
Конспект НОД с использованием динамического панно город «Звуков и букв».
Цель. Закреплять представление о звуках и буквах.
Задачи.
1. Закреплять умение соотносить звук и букву, давать характеристику звуку.
2. Развивать фонематического слуха, умения выделять первый и последний звук в слове.
3. Развивать монологическую речь, способность аргументировать.
Оборудование: динамической панно «Город звуков и букв»; пособие С. Вохринцевой «Паровозик»; компьютер, видеопроектор, экран, магнитная азбука, автомобиль из мягких модулей, два мольберта для размещения пособий; комплект карточек с буквами, комплект предметных картинок.
Ход.
Дети рассаживаются за столами.
Воспитатель: Ребята, нам пришло видеописьмо из города Звуков и букв. Хотите узнать, что в нем? Давайте посмотрим на экран. (Включается видеозапись). На экране ребенок в образе буквы «А». Содержание видеописьма: «Дорогие дети, приезжайте скорей, у нас в городе Звуков и букв полная неразбериха. Вот что случилось: с печки азбука свалилась, буквы и звуки заблудились!»
Воспитатель: Что же делать, ребята?
Ответы детей: надо помочь!
Воспитатель: Я рада, что вы готовы помочь нашим друзьям звукам и буквам. И пословица говорит: не бросай друга в беде. А ведь Азбука – наш большой друг, азбука – к мудрости ступенька. Что ж, отправляемся в путь. Автомобиль нас ждет, надо только купить билеты. Билеты у нас необычные. Найдите себе в волшебном мешочке букву и отгадайте ее на ощупь. Кто отгадает, прикрепляет букву на мольберт и садится в автомобиль. (Проводится дидактическая игра «Волшебный мешочек» В мешочке помещаются буквы магнитной азбуки). Дети рассаживаются в автомобиле.
Воспитатель: Вы готовы? Включаем мотор! (Проводится артикуляционное упражнение «Моторчик»).
Воспитатель: Чтобы не скучать в пути, поиграем в «добавлялки». Я буду называть слова, в которых первый звук «потерялся», вам надо добавить его. Итак (р) омашка, (л)ЕС, (л)ента, (з)айка, (м)яч, (п)ечка, (д)ождь, (с)лон, (к)исть, (в)олк, (м)ашина, (м)ишка.
Воспитатель: Молодцы! Вот мы и приехали в волшебный город Звуков и букв. (дети выходят из машины, садятся на стульчики перед динамическим панно, на котором перепутаны местами буквы и символы, обозначающие звуки.
Воспитатель: Ребята, кто заметил непорядок?
Ответы детей: Дети находят ошибки и сообщают, в чем они состоят и как их исправить. Например, буква «Н» поселилась на улице гласных, это неправильно т. к. буква «Н» обозначает согласный звук. Ребенок переставляет жетон с буквой на нужное место.
Воспитатель: Порядок восстановлен! Звуки и буквы так рады, что снова оказались на своих местах! В знак благодарности они дарят нам интересную игру. (Вносится пособие С. Вохринцевой «Паровозик» и размещается на мольберте. В прорезях пособия помещены предметные картинки и карточки с буквами.) Каждый из вас может взять понравившуюся вам картинку, но с условием. Вместо нее надо поставить карточку с буквой, которая обозначает последний звук в названии вашей картинки. (Картинки подобраны так, чтобы названия изображенных на них предметов оканчивались на гласный звук или на глухой согласный).
Ответы детей.
Воспитатель: А теперь садимся в наш веселый паровозик и отправляемся домой. (Проводится физминутка «Паровозик». Дети возвращаются за столы).
Воспитатель: Звуки и буквы придумали для нас веселую игру. Ребята, у каждой пары ребят за столом есть две картинки. Попытайтесь найти сходство между вашими такими разными картинками. (Дети находят часто очень неожиданные решения. Например, у одной пары ребят были картинки «носки» и «сыр». Дети нашли следующее сходство между этими предметами: на сыре и на носках бывают дырки).
Воспитатель: Молодцы! Не бросили друзей в беде! Вы потрудились дружно. Дружно – не грузно, а врозь – хоть брось! Путешествие наше закончилось. Что вам показалось самым трудным? Самым интересным?