Корнеева Ольга
Рекомендации для родителей и педагогов по ознакомлению детей со звуковым строением слова
▼ Скачать + Заказать документы
Предлагаем сегодня поговорить о подготовке детей к обучению грамоте, а именно о проведении звукового анализа слов.
Всем известно, что письменная речь формируется на базе устной. А первыми шагами к обучению грамоте является не знакомство с буквами, а усвоение звуковой системы языка.
Все мы знаем «народное» правило русского языка: «как слышится, так и пишется». А если ребенок не произносит звук правильно, то вряд ли стоит рассчитывать на то, что он правильно напишет. Поэтому необходимо обращать внимание не только на правильную артикуляцию звука, но и на умение ребенка выделять, слышать звуки в слове.
Публикация «Рекомендации для родителей и педагогов по ознакомлению детей со звуковым строением слова» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2023
Этот навык вырабатывается в ходе регулярной работы как нас - педагогов в детском саду, так и Вас - родителей дома.
С помощью этого пособия Ваши дети научатся последовательно интонационно выделять звуки в слове, называть и характеризовать гласные и согласные звуки, обозначать их цветными фишками в виде схемы звукового состава слова.
Так что же такое звуковой анализ слова?
Звуковой анализ слова – это определение звуков в слове по порядку и их характеристика (гласный – согласный, мягкий - твердый).
Звуковая схема слова – это последовательность квадратиков (кружочков) – символов, выложенных в том порядке, что и звуки в слове.
Как выполнять с ребенком звуковой анализ слова?
Обучение детей звуковому анализу слов начинается с определения последовательности звуков в слове : выделять данную последовательность нужно при помощи неоднократного произнесения слова с интонационным выделением каждого звука.
Например, сделаем звуковой анализ слова ДОМ :
1. Выделим голосом первый звук :
ддд-ом – первый звук [д] – он согласный, твердый - обозначим его синий фишкой.
2. Выделим голосом второй звук :
д – ооо – м - второй звук [о] – он гласный – обозначим его красной фишкой.
3. Выделим голосом третий звук :
до – ммм - третий звук [м] – он согласный, твердый – обозначим его синей фишкой.
В слове ДОМ 3 звука : 2 согласных и 1 гласный.
Согласные звуки [д] и [м].
Гласный звук [о].
Назовем звуки по порядку : [д], [о], [м].
Подсказка для родителей
Признаки гласных звуков
- произносятся с голосом, тянутся, поются;
- при произношении гласных воздух, выходящий изо рта, не встречает преград;
- все гласные звуки обозначаются фишкой красного цвета.
Признаки согласных звуков
- произносятся с шумом;
- при произношении согласных звуков воздух, выходящий изо рта при произношении, встречает преграду в виде языка, зубов и губ;
- согласные звуки обозначаются : твердый согласный – фишка синего цвета, мягкий согласный – фишка зеленого цвета.
Уважаемые родители, помните: звук – мы слышим и произносим, а буквы мы пишем и читаем, звуки бывают гласными и согласными.
Гласных звуков шесть : [а], [у], [о], [и], [э], [ы]
Гласных букв десять: А, У, О, И, Э, Ы - соответствуют звукам и четыре йотированные, которые обозначают два звука : Я-[йа], Ю-[йу], Е-[йэ], Ё-[йо].
Всегда твё рдые согласные: [ж], [ш], [ц].
Всегда мягкие согласные: [й], [ч], [щ].
Знаем, Вы сейчас скажите, что согласные звуки бывают еще звонкие и глухие, но мы в детском саду эти представления детям не даем. Однако если Вы желаете усложнить задания детям и точно знаете, что Ваш ребенок справится, то конечно же можете дать детям и эти понятия. Звонкий или глухой звук дети определяют, положив руку на горло. Если во время произнесения звука «горло звенит» - звук звонкий, а если «не звенит» - глухой. А чтобы на схемах это выразить зрительно, то на фишках, которые обозначают согласный звук, вы можете нарисовать колокольчик.
И помните, ВАЖНО правильно произносить согласный звук - отрывисто, без гласного призвука [н], а не [нэ], [с], а не [сэ].
Надеюсь, что разработанное нами пособие поможет Вам в работе по ознакомлению детей со звуковым строением слова.