Наталья Брылина
Занятие по изучению пород деревьев «Наблюдения в природе»
▼ Скачать + Заказать документы
Наблюдение за деревьями.
Цель: Напомнить о деревьях растущих на участке. Учить различать их по внешнему виду ствола, кроны, листьев. Уточнить приметы осени, её признаки. Развивать логическое мышление
Словарная работа: активизация: рябина, береза, осина, тополь, ягоды, семена, плоды, сладкая. Обогащение: хина, хитрая, пошутить, не дозрела.
Художественное слово: «Рябина» И. Токмакова.
Красную ягодку мне дала рябина
Думал я, что сладкая, а она как хина.
Толи эта ягодка просто не дозрела,
Публикация «Занятие по изучению пород деревьев „Наблюдения в природе“» размещена в разделах
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Прогулка. Наблюдения за деревьями
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Толь рябина хитрая пошутить хотела?
Беседа по содержанию стихотворения.
Индивидуальная работа: дидактическая игра: «Назови ласково» (деревья)
Дидактическая игра: «С какой ветки детка?»
Исследовательская деятельность: рассматривание листьев разного цвета с одного дерева (обратить внимание на то, как лист постепенно меняет цвет)
Труд: Выкапывание картофеля на огороде.
Подвижная игра: «Огородники» (закатывание мяча в ведро)
Выучить дыхательную гимнастику:
Носиком дышу, дышу свободно,
Глубоко и тихо, как угодно.
Выполню задание, задержу дыхание (не дышать)
Раз, два, три, четыре-
Снова дышим, глубже, шире.
ОВД: лазание по вертикальным перекладинам.
Подвижная игра: «Белка на дереве» (бег, лазанье)
«Разведчики» (развитие фонематического слуха)
Экскурсия к школе
Цель: развивать интерес к школе, желание в ней учиться, познакомить с пришкольным участком (стадион, площадка для игр, аллея) рассказать о назначении. Напомнить детям о названии улиц города, правилах перехода проезжей части. Развивать наблюдательность детей, умение рассказывать о зданиях, транспорте.
Словарная работа: активизация: Набережная, Аэронавтов, школа, учитель, ученик, уроки; обогащение: стадион, аллея, площадка.
Дети с воспитателем идут к школе, рассматривают ее участок. Воспитатель рапссказывает о б учениках, учителе, уроках и т. д.
Подвижная игра: «Мы веселые ребята»
Труд на участке: сортировка выносного материала.
Индивидуальная работа: загадки о школе, принадлежностях.
Подвижная игра «Физкультурники»
Развивает координацию движений, учит ребенка навыкам работы с операционными картами.
Взрослый объясняет ребенку, что сейчас они вместе будут играть в физкультурников. Физкультурники должны выполнять различные упражнения, например: поднимать руки вверх и опускать вниз, прыгать на одной или на двух ногах, хлопать в ладоши над головой.
Выучить считалку: Над горою солнце встало
Над—горою—солнце—встало
С неба—яблоко—упало,
По—лазоревым—лугам
Покатилось—прямо—к нам!
Покатилось—покатилось,
В речку—с мостика—свалилось,
Кто—увидел—не—дремли,
Поскорей—его—лови!
Кто—поймал—тот молодец,
Ведь—считалочке—конец!
Наблюдение за дождем
Цель: Пополнить знания детей о сезонных изменениях в природе, развивать речь, согласовывая глаголы с существительными.
Словарная работа: активизация: дождь, лужи, тучи, зонт;
обогащение: моросит, барабанит, проливной, затяжной, грибной.
Художественное слово: «Дождик»
Дождик, дождик, капелька,
Водяная сабелька,
Лужу резал, лужу резал,
И устал, и перестал. И. Токмакова.
Беседа по содержанию стихотворения.
Подвижная игра: «Мы - веселые ребята» (бег)
Словесная игра: «Хорошо - плохо» (ТРИЗ)
Цель: Закрепить знания о дожде, учить искать противоречия.
Исследовательская деятельность: Исследование свойств воды: вода жидкая, прозрачная, без запаха, она льётся, пропитывает предметы, (испаряется на солнце и от ветра).
ОВД: Прыжки вперёд на двух ногах.
Труд: уборка опавших листьев.
Индивидуальная работа: Выучить считалку:
Дождик, дождик поливай-
Будет хлеба каравай,
Будут булки, будут сушки,
Будут сладкие ватрушки.
Подвижная игра: «Водяной» (ходьба)
Веселые эстафеты:
*кто быстрее добежит с машинкой.
*кто быстрее добежит с яйцом (мячом) в ложке
Экскурсия к реке
Цель: Уточнить названия города, улицы параллельной реке, реки. Продолжать развивать наблюдательность детей, интерес с водным обитателям. Учить экономно расходовать воду, поддерживать чистоту водоемов, берегов.
Напомнить детям правила поведения на улице, на проезжей части и в лесу.
Методический прием проведения экскурсии : беседа в форме вопросов и ответов. Вопросы: Назовите адрес нашего д/сада.
*Как называется улица, которая находится вдоль реки?
*Почему она так называется?
*Как называется дорожка, по которой мы идем?
*Как нужно вести себя на тротуаре?
*Как правильно перейти дорогу без светофора?
*Как называется наша река?
*Как называется это сооружение?
*Для чего люди построили мост?
*Какая наша река? (подбор прилагательных, согласование с сущ.)
*Какая в ней вода? (подбор прилагательных, согласование с сущ.)
*Что делает вода? (подбор глаголов, согласование с сущ.)
*Кто живет в этой воде?
* Назовите рыб.
*Для чего люди должны охранять реки и озера?
*Как надо их охранять?
*Для чего нужно беречь воду?
Труд :сбор камней для поделок и рисования
ОВД: Метание камней в воду (на дальность)
Индивидуальная работа: выучить:
К речке быстрой мы спустились,
Наклонились и умылись,
1, 2, 3, 4,
Вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно,
Делать так руками нужно:
Вместе раз- это брасс.
Одной, другой – это кроль.
Все как один- плывем как дельфин.
Вышли на берег крутой,
И отправились домой.
Подвижная игра: «Караси и щука» (бег, «удочка» (прыжки).
Наблюдение за птицами
Цель: Расширять знания детей об особенностях внешнего вида и повадках птиц, приспособление к среде обитания. Уточнить понятия «перелетные и зимующие».
Словарная работа: активизация: птицы, кормушка, обогащение: перелетные, зимующие, оперение, повадки, экологическая тропа, объект, клин, косяк.
Художественное слово: Птицы на юг улетают
Гуси, грачи, журавли,
Вот уж последняя стая,
Крыльями машет в дали.
Беседа по содержанию стихотворения.
Подвижная игра: «Целься вернее» (метание)
Экологическая тропа: Уточнить знания детей об экологической тропе. Показать им карту план, обойти все объекты. Остановиться на объекте «кормушка».
Труд: чистка кормушки, кормление, наблюдение.
Индивидуальная работа: Выучить: Сколько птиц в кормушке нашей
Прилетело, мы покажем
Две синицы, воробей,
6 щеглов и голубей,
Дятел в пестрых перышках.
Всем хватило зернышек.
Исследовательская деятельность: «солнце высушивает предметы и песок»
Индивидуальная работа: Выучить поговорку: Сентябрь птиц в дорогу торопит.
ОВД: прыжки на скакалке
Подвижная игра: «Гуси, гуси» (бег)
Выучить считалку:
Аты—баты—шли—солдаты,
Aты—бaты—на—базар.
Аты—баты—что—купили?
Аты—баты—само—вар.
Аты—баты—сколько—стоит?
Аты—баты—три—рубля
Aты—бaты—он—какой?
Аты—баты—золо—той.
Наблюдение за листопадом.
Цель: Углубить и обобщить знания детей о деревьях, о характерных признаках изменения природы. Учить устанавливать связи между условиями жизни и средой обитания, развивать доказательную речь.
Словарная работа: активизация: листопад, облетают, кружат; обогащение: шуршат
Художественное слово: «Парк».
Разноцветный парк,
Разноцветный сад
Листопад начался,
Начался листопад
Под ногами у ребят
Листья весело шуршат М. Авдеева
Беседа по содержанию стихотворения
ОВД: бег «змейкой» между деревьями.
Дидактическая игра: «С какой ветки детка?»
Исследовательская деятельность: Определить, на каких деревьях листья начинают быстрей желтеть?
Труд: подметание листьев с дорожек, сортировка формочек и совков. Конструктивная деятельность: «Сказки на песке»
Цель: Продолжать манипулятивные действия с песком. Развивать творчество.
Индивидуальная работа: Сбор веток, листьев, камней.
Задания: Собери 5-7 (камней, палочек, листочков) разного размера, разложи их от самого маленького до самого большого
Выучить: «Листопад»
Под ногами листопад,
Листья желтые лежат,
Листья желтые лежат,
А под листьями шуршат
Шурш, Шуршиха и Шуршонок-
Папа, мама и листенок. В. Голяровский.
Беседа по содержанию стихотворения
Подвижная игра: «Белки на дереве» (лазание, бег)
Прогулка по ул. Набережная
(наблюдение за транспортом)
Цель: Закреплять название улиц города, продолжать знакомить с разными видами транспорта, напомнить о его частях. воспитывать уважение к труду водителя, закрепить ПДД.
Словарная работа: активизация: шина, дорога, кузов, мотор, кабина, груз, дрова, пешеходный переход, Набережная, Кандалакша, Нива; обогащение: шины шуршат, водитель, проезжая часть, двухстороннее движение.
Художественное слово: Шуршат по дорогам веселые шины-
Спешат по дорогам машины, машины…
А в кузове важные, срочные грузы:
Кирпич и железо, дрова и арбузы.
Работа шофера трудна и важна
А как она людям повсюду нужна.
Наблюдение : за проезжей частью, тротуаром, за проезжающим мимо
транспортом; рассматривание частей разного транспорта, беседа с водителем. Закрепление ПДД.
Беседа по содержанию прогулки.
Дидактическая игра «Кто все запомнит?»
Цель: активизировать внимание, память, речь.
Воспитатель предлагает понаблюдать за транспортом, а затем сказать какие машины и в какой последовательности проезжали по дороге.
Труд: ремонт машин, привязывание веревок.
ОВД: бег «змейкой».
Исследовательская деятельность: рассматривание радужных разводов в лужах после проезда по ним машины.
Индивидуальная работа: дидактическая игра «Один - много»
один трактор - много тракторов,
один самосвал-
одна легковая машина-
один фургон-
одна пожарная машина-
один мотоцикл-
Подвижная игра «Воробушки и автомобиль»
Наблюдение за ветром
Цель: Развивать наблюдательность и интерес к природе, закрепить понятия «живая – неживая» природа. При помощи исследовательской деятельности объяснить значение ветра, учить определять его силу, направление.
Словарная работа: активизация: листопад, листья. опадают, осень, сентябрь, природа, север, юг; обогащение: сильный, задувает, пронизывающий, ветреная.
Методический прием: Наблюдение за листопадом, за тем, как осыпаются семена с травы, кустарников; за сохнувшим бельем на веревке, за высыхающими лужами.
Исследовательская деятельность: при помощи султанчиков, лент, шарика определить направление и силу ветра.
Художественное слово: «Одинокий пастух»– релаксация
Ярко светит солнце,
Дует легкий ветерок.
Мы вдыхаем его чистый и
Свежий воздух.
Нам хорошо и приятно.
Мы хотим жить в мире с природой,
Будем ее друзьями,
Будем ее любить и защищать. Д Лолей
Беседа по содержанию стихотворения.
Дидактическое упражнение: «Подскажи словечко» (подбор прилагательных, характеризующих ветер)
Конструктивная деятельность: «Город с садом».
Развивать конструктивные способности, закреплять знания о свойствах песка, использовать в строительстве бросовый материал.
Индивидуальная работа: счет предметов (согласование числит. с сущ.)
Труд: подметание крыльца, веранды.
ОВД: эстафета: прыжки на скакалке, сбор определенного количества листьев, бег.
Подвижная игра: «Охотники и зайцы» (бег, метание.)
Наблюдение за инеем.
Цель: Научить чувствовать детей предвестники зимы, учить различать снег от инея, устанавливать связи, Наблюдать за замерзанием луж, их таянием при нагревании солнцем.
Словарная работа: активизация: травы, лужи, утро; обогащение: серебро, блюдца, иней, заморозки, блещут, заря.
Художественное слово: В сентябре, в сентябре
Утром травы в серебре.
Как серебряные блюдца
Блещут лужи на заре.
Беседа по содержанию стихотворения.
Исследовательская деятельность: определить опытным путем скорость таяние льда на лужах в тени и на солнце.
Труд: ремонт машин, ведерок, совков, подметание дорожек.
Индивидуальная работа: отгадывание загадок о природных явлениях :
Летел пан, Летит без крыльев и поет,
На воду пал. Прохожих задевает.
Сам не тонет Одним проходу не дает,
И воды не мутит. Других он подгоняет.
лист ветер
Без пути и без дороги
Ходит самый длинноногий
В тучах прячется во мгле
Только ноги на земле.
дождь
Подвижная игра «1,2,3-вместе соберись»
Ход: По условному сигналу, после свободного перемещения, дети объединяются в круги по 2,3,4,5человек.
ОВД: прыжки в высоту (через шнур)
Сюж. –ролевая игра «Магазин»
Цель: Способствовать общению детей, учить использовать термины, предметы – заменители.
Подвижная игра: «Догони свою пару» (бег)
Наблюдение за гроздями рябины
Цель: Развивать наблюдательность, закреплять знания о лекарственных деревьях, плодах, учить объяснять их предназначение, способы приготовления отваров. Поддерживать и развивать желание узнавать о деревьях больше.
Словарная работа: активизация: рябина, дерево, осень, листопад; обогащение: гроздья, лекарственное растение, витамины, отвар, целебный.
Методические приемы: загадка, беседа внешнем виде и пользе дерева
Стройная и прекрасная,
На ней ягодка красная.
Труд: уборка листьев под деревья, сбор ягод и веток рябины для поделок, кормления птиц.
Конструктивная деятельность: учить строить мосты, используя бросовый материал, закреплять названия частей моста.
Индивидуальная работа: подбор прилагательных, характеризующих погоду.
Исследовательская деятельность: выкапывание цветов с клумбы для выращивания в группе. Учить детей устанавливать связи между похолоданием и отмиранием растений.
ОВД: хождение по скамейке, удержание равновесия. (определить длину скамейки, мерея ее шагами, спросить детей, почему у всех получилось разное количество шагов)
Дидактическая игра «Хорошо-плохо» - осень (ТРИЗ)
Подвижная игра: «Разведчики» - развитие фонематического слуха, памяти, внимания.
Детям предлагается пробежать легким бегом вокруг участка и найти слова, которые состоят из одной части.
Наблюдение за насекомыми
Цель: Развивать интерес к живому миру, наблюдательность, учить устанавливать связи между погодой и поведением насекомых. Закреплять названия насекомых, их пользу для природы. Рассказать, что при наступлении осени все насекомые прячутся от холода (в стволы старых деревьев, в пни, в землю и т. д.) Напомнить, что паук не является насекомым.
Словарная работа: активизация: мухи, пауки, пчелы, шмели; обогащение; убежище, зимовать.
Художественное слово: загадки о насекомых.
Исследовательская деятельность: обратить внимание на то, что насекомых стало меньше. Показать детям, куда и как прячутся насекомые.
Конструктивная деятельность: «насекомые» - развивать умение конструировать плоскостные картинки из природного материала (песок, камни, трава, палочки, листья)
Подвижная игра: «Бабочки и цветы»
Ход: дети делятся на две команды- бабочки и цветы. По сигналу ведущего, бабочки занимают цветок, кто не успел, становится ведущим.
Труд: работа на цветнике: выкапывание растений для группы, срезание сухих стволов.
ОВД: прыжки в длину.
Дидактическая игра «Волшебное слово»
Цель: формировать культуру поведения и общения детей.
Ход: Ведущий дает детям задания, выполнять их нужно в том случае, если он сказал «пожалуйста».
Подвижная игра «Уголки» (перебежки)