Петрунина Екатерина Николаевна
Взаимосвязь ДОУ и семьи в рамках экологического воспитания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Для иных природа — это дрова, уголь, руда, или дача, или просто пейзаж.
Для меня природа — это среда, из которой, как цветы,
выросли все наши человеческие таланты» .
Пришвин М. М
В наше время проблемы экологического воспитания детей не только не потеряли своей актуальности, а наоборот, выходят на первый план. Причиной этого является деятельность человека, который, вмешиваясь в привычный цикл природы, нарушает его экологическое равновесие, чем, сам того не подозревая, губит и без того хрупкий механизм. Такая экологически безграмотная, расточительная, пагубная для природы деятельность человека негативно влияет и на нас самих. Ведь все то, что необходимо человеку для жизни, для его существования даёт ему окружающая среда.
Публикация «Взаимосвязь ДОУ и семьи в рамках экологического воспитания дошкольников» размещена в разделах
Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в младшем возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности.
На формирование личности ребенка положительное влияние оказывает труд в природе. Ухаживая за растениями и животными, ребенок проявляет заботу о природе. В труде идет огромный процесс познания и применения полученных знаний. В процессе труда укрепляется здоровье ребенка, развивается психика.
Знания, представления о природе помогают малышу правильно ориентироваться в качествах, признаках и свойствах различных предметов. Поэтому родителям и воспитателю важно сформировать у ребенка систему элементарных представлений о природе, которая включает представления об её объектах и явлений, а также связях и отношениях между ними.
В работе по экологическому воспитанию и образованию дошкольников одной из важных составляющих является работа с родителями воспитанников. Ведь только опираясь на семью, только совместными усилиями, продвигаясь в едином ритме мы сможем решить главную нашу задачу – воспитать человека экологически грамотного, умеющего просто любить все живое, бережно относясь к нему и желающего сберечь и сохранить то, что подарила ему мать-природа.
Начало становления экологической культуры любого человека закладываются и формируются в первую очередь в семье в дошкольные годы. Именно семья создает ту нравственную атмосферу, которая помогает воспитать бережное отношение к природе. В воспитательном отношении важен весь уклад семейной жизни. Родители должны помнить, что любое их неосторожное слово или необдуманный поступок по отношению к объектам или явлениям природы могут отразиться на поведении ребенка.
Одна из главных задач семьи – формирование элементарных экологических представлений о здоровом образе жизни, развитие основ экологического мышления и поведения своего ребенка. Родителям необходимо с раннего возраста учить малыша охранять и укреплять свое здоровье правильно взаимодействуя с природой. Именно в семье в сотрудничестве с детским садом должны воспитываться отзывчивость к природе, стремление сочувствовать животным, растениям, помогать им. Во время совместных прогулок в природу следует развивать интерес и любовь к родному краю, формировать представление об экологических проблемах поселка.
Целью данной работы является совершенствование работы ДОУ с семьей по экологическому воспитанию дошкольников. Чтобы реализовать эту цель необходимо решить ряд задач:
1. Выявить представления родителей об экологическом образовании. Анализ анкет и полученные данные позволяют перейти к решению следующих задач.
2. Определить формы, методы совместной работы ДОУ с родителями по экологическому образованию дошкольников.
3. Составить перспективный план по вопросам взаимодействия в экологическом воспитании ДОУ и семьи.
Например, беседы и консультации мы проводим индивидуально или по подгруппам, применяя подходящие формы общения и взаимодействия. Например, с одними родителями достаточно доступно изложить информацию, других следует сначала заинтересовать, а затем приобщать. Одни бояться открыться и задать вопрос, другие с легкостью идут на контакт. А если не выстраивать такую дифференцированную систему взаимодействия, отдача и результат будут минимальными.
Наиболее эффективными считается родительское собрание, открытое занятие, беседы с родителями, совместные дела детского и родительского коллективов.
Для выяснения представления родителей об экологическом воспитании провели анкетирование семей.
В анкетировании приняли участие 25 семей. В течение недели в сентябре-месяце родители отвечали на вопросы анкеты. По результатам анкетирования выявили, что большинство родителей ориентируются в экологических терминах, но испытывают определенные трудности в экологическом воспитании детей. Задача педагогов дошкольного учреждения – помочь родителям разобраться в этом.
С этой целью, кроме общепринятых форм работы с родителями: родительских собраний, бесед, консультаций, и т. д. Мы привлекаем родителей к различным видам совместной деятельности с детьми: рисованию, изготовлению поделок из природного материала, пособий, совместные праздники, развлечения, на которых родители являются не просто зрителями, но и участниками.
Следующей формой работы являются консультации для родителей по следующим темам:
• «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников в семье». Цель: помочь родителям в отборе художественной литературы. Нацелить их на разные формы работы по экологическому воспитанию детей. Помочь анализировать поведение детей в общении с природой.
• «Досуг с ребенком на природе». Цель: разнообразить отдых семьи на природе. Предлагаем проведение дидактических игр: «Найди дерево по описанию», «С какого дерева лист», «Что где растет?». Рисование с натуры, чтение стихов, загадывание загадок о природных явлениях, пословицы, поговорки. Бережное отношение к природе у детей будет только в том случае, если сами родители бережно относятся к природе.
• «В музей вместе с ребенком». Цель: воспитывать познавательный интерес, ориентироваться в мире природы, развивать мышление.
• «Коллекционирование в семье» (камушки, шишки, семена, мелкие игрушки).
• «Вместе с ребенком смотрим телепередачи о природе («В мире животных», «Живая природа» и др., изучаем экологические журналы («Свирель», «Свирелька», «Муравейник», «Маленький садовник», «Воробушек» - серия книг для развивающего обучения детей в семье и детском саду)».
Таким образом, совершенствование совместной работы ДОУ и семьи по экологическому воспитанию имеет большое значение в развитии ребенка дошкольного возраста.