Светлана Питерцева
Конспект прогулки «Наблюдение за неживой природой в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Возраст. Месяц Цели НОД Рефлексия (художественное слово)
Наблюдение за неживой природой.
Младший дошкольный возраст.
ОСЕНЬ
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Рассматривание сухого песка.
Цель: Познакомить детей с таким компонентом неживой природы, как песок.
Наблюдение : Рассматривание небольшой горстки сухого песка на белой или черной бумаге. Каждому ребенку воспитатель дает возможность рассматривать, используя лупу, трогать песок на ощупь.
Темочки:
- Живая и неживая природа. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Неживая природа
- Прогулки. Конспекты прогулок
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Какого цвета песок? (Желтый или темно-коричневый). Из чего состоит песок? (Состоит из мелких песчинок). Рассмотреть песок из разных песочниц. Как выглядят песчинки? (Они очень маленькие, круглые, полупрозрачные, в зависимости от разновидности песка, твердые, неровные, разного цвета). Легко ли сыплется песок? (Легко). Как можно назвать песок? (Сыпучий).
Художественное слово Песочница, песочница,
В песке вся детвора.
Построить домик хочется,
Забавная игра. Речной песочек, меленький –
Хорош для куличей.
Склонился повар беленький
Над формочкой своей. А вот Андрюша с Васенькой –
Ребята хоть куда Везут в машинах красненьких
Песок туда-сюда.
Загадка.
Он очень нужен детворе,
Он на дорожке во дворе,
Он и на стройке и на пляже,
И он в стекле расплавлен даже. (Песок)
Возраст. Месяц Цели НОД Рефлексия (художественное слово)
Наблюдаем за солнцем
Цель: познакомить детей с явлениями неживой природы : изменениями, происходящими с солнцем, с понятием «продолжительность дня».
Наблюдение : Поддержать у детей радостное настроение перед прогулкой в солнечный день, отметить, что солнышко совсем не горячее, не так сильно греет, как летом. У малышей спросить: «Где солнышко? Какое оно?» Подставить ладошки солнечным лучам и поиграть с солнечными зайчиками. Обратить внимание старших детей на то, как освещается участок: где больше солнца утром, днем, вечером.
Художественное слово Смотрит солнышко в окошко
Смотрит в нашу комнатку. Мы захлопали в ладошки Очень рады солнышку. (А Барто) Солнце землю осмотрело,
Каждый луч оставил след. В мире нет важнее дела, Чем дарить тепло и свет (В. Нестеренко)
Загадка.
Золотое яблочко По небу катается, С утра улыбается,
А в улыбке лучи Очень горячи. (Солнышко)
Возраст. Месяц Цели НОД Рефлексия (художественное слово)
Наблюдаем за небом и облаками
Цель: продолжить закреплять знания о явлениях неживой природы. Уточнить понятие «туча».
Наблюдение : Предложить детям посмотреть на небо, отметить, какое оно (чистое, голубое, теплое или серое, низкое, хмурое). Отметить, что небо покрыто серыми, низкими, тяжелыми облаками. Найти самые темные облака на небе. Пояснить, что такие облака называются тучами. Что сделали тучи? (Закрыли солнце.). Предложить детям посмотреть на тучи, низко повисшие над землей, и охарактеризовать состояние погоды. Активизировать словарный запас словами «пасмурная», «хмурая», «холодная».
Художественное слово Туча небо кроет, Солнце не блестит, Ветер в поле воет, Дождик моросит.
(А. Плещеев) Осень все-такитеперь! Солнце бледнее, небо холоднее.
(Е. Благинина)
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день.
(А Пушкин)
Загадки:
Пушистая вата
Плывет куда-то.
Чем вата ниже —
Тем дождик ближе.
(Туча)
Голубая простыня Весь свет покрывает.
(Небо)
Возраст. Месяц Цели НОД Рефлексия (художественное слово)
Наблюдаем за ветром
Цель: конкретизировать и закрепить знания детей о ветре. Научить определять силу ветра.
Наблюдение : С детьми младших групп слушать, как шуршат на ветру листья, бумажные ленточки, кружатся вертушки. Почему шуршат ленточки? Можно подбросить опавшие листики и посмотреть, как они кружатся и летят далеко.
С детьми в ветреную погоду хорошо наблюдать, как движутся облака. Для определения силы ветра можно предложить им поиграть с вертушкой, султанчиками. Обратить внимание, что ветер стал холоднее. Определить, сильный или слабый ветер, по тому, как он воздействует на растения (слабый — слегка качает листья и мелкие ветки, относит падающие листья чуть в сторону; сильный — качает крупные ветки, срывают листья с деревьев, метет по земле упавшие листья). Почему так неспокойно ведут себя деревья?
Художественное слово Заунывный ветер гонит Стаю туч на край небес, Ель надломленная стонет, Глухо шепчет голый лес.
(Н. Некрасов) Ветрено, ветрено, Вся земля Проветрена? Ветер листья с веток Разогнал по свету.
(Токмакова) Загадка. Фырчит, рычит,
Ветки ломает,
Пыль поднимает,
Людей с ног сбивает, Слышишь его,
Да не видишь его.
(Ветер)
Возраст. Месяц Цели НОД Рефлексия (художественное слово)
Наблюдение за росой.
Цель: Познакомить детей с таким природным явлением, как роса.
Наблюдение : Почему трава влажная? Что это за влага и откуда она взялась? Что это за явление? (Роса) Как образовалась роса?
(Она появилась потому, что земля, трава, листья, после захода солнца начали остывать. А воздух над землей еще теплый. Водяной прозрачный пар, который всегда есть в воздухе, прикасается к остывшей земле и оседает на траве крохотными капельками). В каких местах больше всего выпадает роса? (Больше всего росы выпадает в низинах, возле рек, прудов) В какую погоду она появляется? В ясную или в пасмурную? (В пасмурную погоду росы нет, она появляется только при ясном небе). А кому-нибудь нужна роса? Полезна ли она? (Роса нужна и полезна растениям также, как дождь. Ее капельки пьют с травы птицы и насекомые).
Художественное слово
«Роса»
Хорошо в лесу
Утром пить росу.
Наклонить цветок
И отпить глоток
Колокольчик – чашка,
Блюдечко – ромашка.
Возраст. Месяц Цели НОД Рефлексия (художественное слово)
Рассматривание осеннего дерева.
Цель: формировать знания об основных частях дерева, их высоте и толщине
Наблюдение. Подвести детей к дереву, вспомнить его основные части. Дать детям наглядное представление, что деревья бывают разной толщины и высоты. Напомнить, что на ветвях растут листья, но с наступлением осени они опадают
Художественное слово.
Если на деревьях
листья пожелтели,
Если в край далекий
птицы улетели,
Если небо хмурое,
если дождик льется,
Это время года
осенью зовется.
(М. Ходякова)
Наблюдение за листопадом
Цель: показать детям многообразие красок золотой осени. Раскрыть новое понятие – «листопад».
Наблюдение : Какое время года наступило? Осенью листья на деревьях становятся желтыми, красными. Поэтому осень называется золотой. Понаблюдать, как листья медленно кружатся в воздухе, падают на землю. Уточнить, что листья легкие, поэтому летят медленно. Подул ветер, и много листьев с шуршанием полетело на землю – это листопад.
Художественное слово:
Падают, падают листья –
В нашем саду листопад.
Желтые, красные листья
По ветру вьются, летят… М. Ивенсен
Стих "Листопад" (В. Леонов)
Листопад, листопад,
Не кружи ты невпопад,
С мамой мы гулять идём,
Все листочки соберём!
Возраст. Месяц Цели НОД Рефлексия (художественное слово)
НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ДОЖДЕМ
Цель: познакомить с природным явлением — дождем.
Наблюдение : В дождливую погоду предложить детям понаблюдать из окна, как капли дождя падают на землю. Ранее воспитатель выносит емкость для накапливания дождевой воды. Капли стучат по стеклу. Послушать вместе с детьми шум дождя (есть дождик веселый, а есть грустный, определить, какой дождь.
ХУД. СЛОВО:Сколько знаю я дождей? —
Сосчитайте поскорей.
Дождик с ветром,
Дождь грибной,
Дождик с радугой-дугой.
Дождик с солнцем,
Дождик с градом,
Дождик с рыжим листопадом.
Что такое воздух
Цель: Познакомить детей с таким компонентом природы как воздух, его свойствами.
Наблюдение : Чем мы с вами дышим? Давайте, сначала вдохнем глубоко – глубоко, а затем выдохнем. Как вы думаете, что мы вдыхали? (Воздух) Но что же такое воздух? Кто-нибудь его видел? (Мы его не видим, но он всегда вокруг нас). Почему мы его не видим? Почему называем его невидимкой? (Воздух – легкий, невидимый). Как доказать, что мы дышим? Поднесите свою ладошку сначала ко рту, затем к носу и подышите. Что вы чувствуете? (Ладошке становится тепло от вашего дыхания).
Художественное слово
В комнате воздух осенний –
Влажный, холодный, грибной.
Запахи летних растений
Он забирает с собой.
В комнате воздух осенний –
Места не стало теплу.
Птиц улетающих тени
Тихо скользят по стеклу.
Загадка.
Через нос проходит в грудь,
И обратный держит путь,
Oн невидимый, и все же
Без него мы жить не можем.
(Воздух)
Возраст. Месяц Цели НОД Рефлексия (художественное слово)
Наблюдение за погодой.
Цель: Познакомить с комплексом признаков, характеризующих погоду.
Наблюдение : Предлагает рассмотреть небо и сказать, какого оно цвета, что на нем (облака, тучи, солнце, идет ли дождь? Дает по состоянию неба определение погоды (пасмурная, солнечная, облачная, дождливая). Далее определяют, есть ли ветер (ищут признаки, по которым его можно обнаружить). Дает другое определение погоды: ветреная (тихая). Далее обсуждаются температурные особенности погоды. Обращает внимание детей на их одежду, на ее соответствие погоде и сезону и предлагает дать определение погоды (теплая, прохладная, очень теплая, немного прохладная, холодная). Подводится итог.
Художественное слово
«Осень»
Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море,
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья,
Скоро Осень проснется
И заплачет спросонья.
Возраст. Месяц Цели НОД Рефлексия (художественное слово)
Наблюдение за туманом
Цель: Познакомить детей с таким природным явлением, как туман.
Наблюдение : Как вы думаете, как образуется туман? (Теплый и влажный воздух поднимается от нагретой земли и встречается с более прохладным. Водяной пар из воздуха превращается в крохотные капельки воды. Эти капельки так малы, что они не падают, а висят в воздухе, пока их не прогонит ветер или не высушит солнышко) В какое время года часто образуется туман? (Особенно частые и густые туманы осенью). В какое время суток часто бывает туман? (Утром) Тепло или холодно в туманное утро? (В туманное осеннее утро на улице сыро и прохладно) Хорошо ли видны вдалеке дома? Дорогу? Деревья? (В густой туман видимость очень плохая)
Художественное слово
«Туман»
Лес – в карман,
Поля – в карман
Спрятал Дедушка Туман.
Спрятал копны и стога,
И лужайки, и луга.
Даже солнышко в карман
Спрятал Дедушка Туман.
Загадка.
Седой дедушка у ворот
Все глаза нам заволок.
(Туман)
Возраст. Месяц Цели НОД Рефлексия (художественное слово)
4. Наблюдение за тучей
Цель: продолжать знакомить детей с явлениями неживой природы. Уточнить понятие «туча». Развивать наблюдательность, память.
Наблюдение : предложить детям понаблюдать за тучей.
– Какая туча? (большая, тяжелая).
Рассказать, что в туче собираются капельки воды и когда их становится много, идет дождь. Художественное слово:
Туча небо кроет,
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит… А. Плещеев.
Наблюдение за приметами осени
Цель: учить детей находить и называть приметы осени, запоминать их.
Наблюдение : Рассмотреть одежду детей, учить рассказывать какую одежду дети надели сейчас (куртки, шапки – это первая примета). Обратить внимание на листья деревьев. Какие они? (Желтые, падают на землю – вторая примета).
Художественное слово: «Росинка» К. Бальмонт
Росинка дрожала Играет, ликуя,
На тонком листке Так много огней.
Реченка дышала Их еле заметишь,
Шурша в тростнике. Так малы они,
В росинку гляжу я Но где же ты встретишь
И вижу, что в ней Такие огни?
17. Наблюдение за осенними работами на огороде
Цель: закрепить знания детей об овощах, называть орудия труда. Активизировать глагольный словарь: копать, собирать.
Наблюдение : понаблюдать с детьми за работой взрослых на огороде. Что делают взрослые? (собирают сухую траву, копают землю). Какие орудия труда у них? (лопаты, грабли). Какие овощи росли на огороде?
Художественное слово:
В огороде много гряд,
Тут и репа и салат.
Тут и свекла, и горох,
А картофель разве плох?
Наш зеленый огород
Нас прокормит целый год. А. Прокофьев.