Ольга Сергеевна Кузьмина
Социальный проект «Мы помним и заботимся о вас» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Социальный проект «Мы помним и заботимся о вас»
(для детей старшего дошкольного возраста)
Я сегодня расскажу вам, как обычная беседа переросла в социальный проект.
Накануне 1 октября мы с детьми рассматривали календарь. Там была выделена дата: День пожилого человека. Я спросила у них: а кто это пожилой человек? И честно говоря, их ответы меня удивили. По словам детей это люди которым нечего надеть, нечего поесть и негде жить. Потом из предложенных фотографий они отобрали несколько, на которых были изображены пожилые лица.
Публикация «Социальный проект „Мы помним и заботимся о вас“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- День Победы, 9 мая. Проекты
- Проекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» октябрь 2020
Но мне было понятно что у детей недостаточно информации. И я попросила включиться родителей. Если есть пожилые в их семье поговорить с детьми на эту тему, а также понаблюдать за пожилыми на улице, в магазинах и там где они бывают.
На основе полученной информации мы с детьми снова провели беседу. В чем же отличие пожилых людей от людей другого возраста? Как определить пожилого человека? И вот тут мы с детьми выделили некоторые критерии, по которым можно понять пожилой это человек или не очень. Паша ответил, что пожилые плохо видят. А как ты это определил? Он сказал, что бабушка, когда читает, одевает очки, значит, она плохо видит. И еще несколько детей подтвердили, что, действительно, и их некоторые бабушки и дедушки читают в очках. Так же ребята наперебой стали говорить, что еще пожилые плохо слышат.
А Юля заметила, что ее дедушка ходит с опущенными плечами, ему тяжело ходить прямо. Но она не знает почему. Я в свою очередь, объяснила, что у людей с возрастом меняется осанка. Полина рассказывала про свою бабушку, она у нее еще молодая, потому, что красит волосы и мажет лицо кремом, что бы не было морщин.
И вообще дети отметили очень интересные вещи: седые волосы, морщинистая кожа, сутулая походка, плохое зрение и слух, возможно пахнет лекарствами. Далее я задала детям вопрос: А как вы считаете таким людям нужна помощь? Ответы детей были достаточно предсказуемы. Они говорили о том, что можно подержать двери, уступить место в транспорте, помочь понести сумку с продуктами. Но все это представляло практическую помощь.
А на самом ли деле этого достаточно? Может быть, есть что-то ещё, что вы могли бы сделать? Были такие варианты ответов: загадать загадки, прочитать стихотворение, устроить сюрприз. И тут очень мне помог Владик, который сказал, что надо с ними поговорить.
Мы с детьми сделали общий вывод: Самое простое это поговорить с пожилыми домочадцами и спросить у них. А что можно спросить? Для детей это было, наверно, самой трудной задачей. Нам пришлось достаточно подготовиться к общению.
Хотя мы проговаривали интервью друг с другом. Действительность оказалась намного сложнее. И в процессе репетиций кто-то из детей перефразировал часть вопроса и остальные дети это подхватили.
После бесед-интервью дома и в детском саду, мы обобщили ответы, и у нас получилось, что пожилые люди редко выходят, и им не хватает общения. А на вопрос вы были бы рады, если бы вас куда-нибудь пригласили, они все ответили: да, конечно, с удовольствием, а когда можно прийти, обязательно приду. И было видно, что пожилые люди ещё не потеряли интерес к жизни. Это поддержало интерес детей. Они увидели ту ниточку, за которую им захотелось взяться.
И проект пошел когда они поняли что это проблема и её нужно решать. И нужно дать возможность пожилым людям пообщаться с детьми, между собой. Рассказать то, о чем бы им самим хотелось. Это стало целью нашего проекта.
Далее мы стали обсуждать, кто что умеет, что мы можем показать для пожилых людей, кто нам в этом ещё может помочь? И первое что предложили дети это спеть и станцевать. И попросить Ирину Анатольевну поставить музыку. Тут необходимо было направить их в нужное русло. Да, это здорово, петь и танцевать, но ведь пожилые будут все время сидеть. Ребята вспомните, а что вы умеете лучше всего, что вы любите? Так чтобы пожилым было интересно.
И как-то очень неуверенно Паша сказал: а что с ними можно поиграть? Конечно это то, что вы умеете лучше всех! Далее, в зависимости от того какие номера мы придумывали, мы распределяли обязанности детей, кто что может. Нам нужны были помощники-взрослые, и по просьбе детей подключились и родители и педагоги.
Например, во время обсуждения конкурса, к нам зашла одна из воспитателей. Мы обсуждали кто какое варенье любит, и у кого дома принято пить чай с вареньем, тут же ребята спросили у нее а какое она любит? Завязался разговор итогом которого была принесенная баночка арбузного варенья. Было видно, с каким интересом дети готовились.
На вопрос, а как пожилые люди узнают, что мы их хотим позвать? Даша предложила написать пригласительные. Из тех, у кого дедушки и бабушки были в СПб, практически все пришли. А у тех кто был в других городах мы дали возможность вспомнить, кого еще они знают пожилого возраста? И тут Саша как вскочет, «ветераны, ветераны» Их что, тоже можно пригласить? И нам пришлось потрудиться, чтобы написать столько пригласительных. В результате совместной работы у нас вырисовывалась интерактивная музыкальная гостиная, затем чаепитие с гостями.
Сначала мы познакомились, мы передавали под музыку кленовый листок, и каждый рассказал о себе пару слов, как зовут и историю из детства. Было очень интересно послушать рассказы наших гостей. Кто-то вспоминал ароматные блинчики из цветков акации, у кого-то это были стихи Пушкина, которые запомнились на всю жизнь. Даже был дедушка, который мечтал стать моряком, он вырос и его мечта сбылась.
Мы пели песни, читали стихи, отвечали на викторину, загадки. Затем мы поиграли в сказку репка на новый лад. Дети предлагали вытянуть роль со словами на карточке. Показали, что есть из атрибутов, помогали им нарядиться.
Больше всего понравился конкурс «Угадай варенье на вкус». Варенье было необычное. Участвовали и гости и дети. Поскольку ребята приносили из дома и видели кто что принес, мы им завязывали глаза.
А завершили мы все танцем «Кадриль». Потому что он задорный и движения у него очень простые и не требуют большой физической нагрузки. Потом ребята пригласили наших гостей пить чай.
И общение продолжилось, и никто из детей не хотел уйти, пойти в группу поиграть. Мы услышали много интересных историй из детства наших гостей. Обстановка была достаточно раскрепощенной. И детям и гостям было очень хорошо. Пожилые люди чувствовали себя свободно. Вопросы для общения во время чаепития специально не готовились. Мы просто предложили подумать детям о чем они хотят спросить.
За столом кто-то из гостей начал читать стихи, дети то что узнавали начинали подхватывать. И если бы не режим нашего садика, то встреча продолжалась бы, и продолжалась, и никто не хотел уходить. И было видно, как у детей горели глаза. Им нравилось общаться, потому что гости их воспринимали всерьёз, с ними общались как с равными собеседниками. Даже были слышны слова благодарности и никому не хотелось расставаться.
Для себя мы сделали вывод, что детей ещё больше надо включать в социальные проекты, им можно и нужно поручать такие ответственные задания. Ведь их инициатива оказалась востребованной, и как показал наш проект и поведение детей, что они не только расширили свой кругозор, но и поняли, как важно не забывать о своих бабушках и дедушках, о пожилых людях в каждой семье. Быть более внимательными и заботливыми к людям пожилого возраста, и начинать нужно со своей семьи.
Они получили полное осознание и важность связи поколений.