Марина Чагаева
Музыкотерапия в повседневной жизни
▼ Скачать + Заказать документы
Всем известно, какое сильное эмоциональное воздействие оказывает на нас музыка. Медики разных стран не только признали благотворное влияние музыки на психоэмоциональное состояние человека, но и создали специальное направление – музыкотерапию. Она успешно применяется при лечении психозов и депрессии.
По мнению врачей, произведения разных композиторов имеют различное воздействие. Так, например, произведения В. А. Моцарта успокаивают, Л. Бетховена – стимулируют активность, а Г. Малера вызывают депрессию. Слушая хорошую музыку, дети будут испытывать наслаждение, восхищение. У них сформируются первоначальные ценностные ориентации – способность ценить красоту в жизни. Восприятие музыки способствует общему интеллектуальному и эмоциональному развитию.
Публикация «Музыкотерапия в повседневной жизни» размещена в разделах
Болгарские ученые для снятия раздражительности советуют слушать вторую кантату И. С. Баха иди «Лунную» сонату Л. Бетховена. Для подавления чувств тревоги – прелюдии и мазурки Ф. Шопена или «Мелодию» А. Рубинштейна. Излишняя агрессивность или озлобленность можно снять при прослушивании «Итальянского концерта» И. С. Баха или симфонией Й. Гайдна. Расслабиться и снять накопившееся эмоциональное напряжение можно, прослушав 3-ю часть Шестой симфонии Л. Бетховена, «Колыбельную» И. Брамса или «Аве Мария» Ф. Шуберта. Под воздействием такой музыки у детей нормализуется артериальное давление, стимулируется дыхание, происходит эмоциональное расслабление.
Несколько лет назад появились сенсационные сообщения о том, что звучание той или иной ноты изменяет цвет и форму клеток крови. Оказалось, что нота до способствует вытягиванию клетки в длину, а ре изменяет интенсивность окраски клетки и делает её более яркой. А вот нота ля – универсальное средство для успокоения и расслабления
В нашей стране музыкотерапия успешно используется при неврозах и вегетативных расстройствах, для релаксации и повышения концентрации внимания.
Еще древние мыслители считали, что в основе музыки лежит особая энергия. Так, на Востоке верили, что с помощью музыки можно сделать более вкусными подаваемые на стол блюда. А в Индии широко практиковалось лечение звуком кровоточащих ран. Больную руку или ногу помещали в холщевый мешочек с целебными травами и колокольчиками. В индийских текстах говориться, что при таком способе лечения раны быстро затягивались и заживали. На Востоке существует теория, по которой каждый гласный звук воздействует на определенный орган. Так, звук [а] соответствует печени, [у] – легким, [е] – сердцу, [о] – почкам.
Музыка может служить также средством воспитания психически здоровых детей. Она несет в себе мощное коммуникативное начало, в ней заложены широчайшие возможности общения.
Специалисты выделяют следующие положительные эффекты использования музыкотерапии :
Гиперактивные дети успокаиваются;
Замкнутые, скованные дети становятся более спонтанными, у них развиваются навыки взаимодействия со сверстниками;
Улучшается сенсомоторная функция;
Корректируются нарушения общения, музыкотерапия помогает установить эмоциональный диалог даже в тех случаях, когда другие способы не дают эффекта;
Ребенок испытывает положительные переживания достигнутого успеха при освоении различных способов музицирования;
Развиваются его интересы;
Преодолевается психологическая защита ребенка: дети успокаиваются или, наоборот, активизируются;
Дети легче устанавливают контакт;
Развиваются коммуникативные и творческие возможности;
У детей повышается самооценка на основе самоактуализации;
Развивается эмпатия;
Формируются ценные практические навыки: игры на музыкальных инструментах, пения, слушания музыки и т. д. ;
Дети заинтересованы делом – музыкальными играми, импровизацией.