Ткаченко Юлия Владимировна
Конспект НОД по музыке в подготовительной группе «Такое интересное море»
▼ Скачать + Заказать документы
Музыке в подготовительной группе
Конспект НОД по Тема : «Такое интересное море».
Цель:
Расширять музыкальные впечатления.
Задачи:
- Формирование навыков простых движений под музыку;
Публикация «Конспект НОД по музыке в подготовительной группе „Такое интересное море“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Море, океан. Конспекты занятий
- Морские обитатели. Конспекты занятий
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Подготовительная группа
- Темочки
- Развитие музыкального слуха и памяти, чувство ритма, ладового чувства, умения понимать изобразительные и выразительные возможности музыки;
- Развивать умение воспринимать и слушать музыку;
- Повышение творческой активности на занятиях.
- Развивать внимание, память, мышление;
- Уточнить и расширить знания детей о море;
- Развивать познавательную мотивацию, любознательность.
- Развивать умение общаться и взаимодействовать со взрослыми и сверстниками;
- Воспитывать нравственное и эстетическое отношение к окружающему миру;
- Обогащать активный словарь детей;
- Совершенствовать диалогическую форму речи, умение высказывать своё мнение;
- Развивать связную речь, умение отгадывать загадки;
- Развивать мышечную и дыхательную системы;
- Развивать координацию движений детей;
Материал и оборудование:
Мультимедийная установка, флешка, ПК, набор карт с ритмическим рисунком, индивидуальные картинки для построения ритмического рисунка по образцу, наглядные пособия для слушания и распевания.
Место проведения:
- музыкальный зал.
Методы и приёмы.
- Наглядно-слуховой
- Словесный
- Художественно-практический
- Метод прямого и опосредованного воздействия.
Дети под весёлую музыку входят в зал с музыкальным руководителем и встают в круг. (песня «Радостная муз. Ю. Кудинов).
М. р. : Утром рано, встав с дивана
По дорожке я пошла,
И волшебная дорожка меня к вам в садик привела.
Вижу много я гостей,
И очень радостных детей.
Я готова встретить день –
Мне здороваться не лень.
А вам, ребята? Не лень здороваться? Давайте поздороваемся с нашими гостями. А теперь давайте мы с вами поздороваемся. Ой, я же не представилась. Меня зовут Олеся Станиславовна. Пришла я к вам из волшебного мира музыки и звуков. А там где есть музыка, там нет места злу и плохому настроению. Давайте друг друга музыкально поприветствуем. Вот у вас в зале и музыкальный инструмент есть. Давайте к нему подойдём. Вот так. А теперь послушайте, как мы будем здороваться:
С добрым утром,
Ушла ночная тень,
Как хорошо, что вместе
Встречаем новый день.
Молодцы, ребята. У меня сразу поднялось настроение. А вы знаете, как много звуков живёт среди нас! И если хорошо прислушаться, то всегда можно услышать музыку.
Музыку можно услышать везде:
В шуме ветров, на песке и в воде,
Шелест листвы, ручеёк и прибой…
Сердце своё миру звуков открой.
Сегодня я хочу отправиться в путешествие, а куда, вы сейчас сами узнаете, если отгадаете загадку. Слушайте внимательно.
В нём солёная вода,
По воде плывут суда,
Волны, ветер на просторе,
Чайки кружатся над… (морем)
Правильно, ребята. Я хочу отправиться к морю, чтобы услышать его звуки, его музыку. Хотите со мной? Вы знаете, море очень таинственно и непредсказуемо. И, может быть, в конце нашего путешествия оно нас чем- нибудь наградит. Но это мы узнаем чуть позже. А теперь пора отправляться. Ребята, а на чём можно добраться до моря? (Ответы детей). Давайте поедем мы с вами на поезде. У меня есть как раз знакомый паровозик. Он с радостью нас отвезёт. Слышите, он готов отправляться. Тогда в путь.
Проводится музыкальная игра «Паровозик».
После игры дети проходят на стульчики и садятся.
М. р. : Ну, вот мы с вами и приехали. Моря мы пока не видим, но уже слышим его. (Звучит фонограмма «Шум моря). Прислушайтесь. Как вы думаете, каким будет наше море, когда мы его, наконец, увидим?
Дети: Тихое, спокойное, доброе, ласковое и т. д.
М. р. : Да, ребята. Я тоже думаю, что мы слышим шум ласкового моря, доброго и спокойного.
Слайд 1. «Море»
М. р. : Вот оно какое. Давайте поиграем с ним.
Пальчиковая игра «На морском берегу».
К берегу бежит волна, волнообразное движение одной рукой
Вслед за ней еще одна. другой рукой
Эта - выше, поднимают руки
Эта - ниже, опускают на уровень груди
Эта - вовсе не видна. касаются ладонями пола
А на берегу морском пересыпают невидимый песок из руки в руку
Будем мы играть с песком.
Будет башня из песка, ставят кулаки друг на друга
Как до неба высока. встают на носки и поднимают руки
М. р. : Море всегда влекло к себе людей. Писатели и поэты рассказывали о нём словами.
Слайды с отрывками из детских стихов и сказок о море : «О царе Салтане», «Садко», «О рыбаке и рыбке» и т. д.
М. р. : Художники рассказывали о море с помощью красок и кисти
Слайды с экспозициями картин художников-маринистов и слайды с разным морем.
М. р. : И вы заметили, ребята, что море каждый раз разное? Какое?
Дети: Спокойное, бурное, тёмное, светлое и. т. п.
М. р. : А вы знаете, что с помощью музыки тоже можно рисовать картины. Без кисти, красок и слов, только звуками можно передать красоту, характер, настроение. Давайте послушаем, как русский композитор Н. А. Римский - Корсаков изобразил море в своей симфонической картине из оперы «Садко».
Слайд с портретом композитора (через 5с. слайд закрыть)
М. р. : Но сначала вспомним, как нужно слушать музыку.
Чтоб красивую музыку слушать
Нужно сердце открыть ей и душу.
По удобней устройся, глазки закрой
И музыка вдаль поведёт за собой.
Прослушивание произведения.
М. р. : Открывайте глазки. Что вы слышали, ребята? Какая звучала музыка? Дети: Тревожная, торжественная, временами спокойная.
М. р. : Правильно, ребята
М. р. : Море непостоянно. Только что оно было спокойным и, вдруг, появились волны, море встревожилось. Каждый, кто внимательно на него посмотрит, не усомнится в его силе и мощи. Музыка передаёт это торжественностью звучания. Иногда море напоминает маленького ласкового котёнка, играющего у ног. Музыка это показывает от тревожного и торжественного переходит к более спокойному звучанию и постепенно затихает.
Давайте мы превратимся в волны и попробуем показать услышанную музыку.
Пластический этюд «Волны».
Дети под музыку имитируют движения волн, меняя интенсивность в соответствии с характером музыки.
Молодцы, ребята. А хотите почувствовать прикосновение моря? Тогда повернитесь друг за другом. Мы с вами будем делать друг другу морской массаж.
Игровой массаж», «Черепаха».
Шла купаться черепаха (шагают пальчиками по спине)
И кусала всех от страха: (пощипывают пальчиками)
Кусь! Кусь! Кусь! Кусь!
Никого я не боюсь!
Психогимнастика «Море».
Море, море, (лёгкие движения руками по спине вверх и вниз)
Рыбки, рыбки, (постукивания кончиками пальчиков по спине)
Волны, волны, (лёгкие движения руками от позвоночника в стороны)
Чайки, чайки. (похлопывание ладошками по спине).
М. р. : А знаете, кто живёт в море? Отгадаете загадки и узнаете. (Загадываю загадки. Когда загадка отгадана, на экране появляется соответствующая картинка-отгадка. Попутно выставляю на стойках силуэты отгаданных животных).
1. Через море-океан 5. Гриб прозрачный водяной,
Плывёт чудо-великан. Проплывал вместе с волной.
На спине его есть кран: (Медуза)
Из него бежит фонтан.
(кит)
2. Этот зверь клыкастый, 6. Есть лошадка, что не пашет,
Вместо ног - ласты, «И-го-го» она не скажет,
Хвост по льду волочится, Молча плавает в воде,
Мороза зверь не боится. Прячется в морской траве,
(морж) То ли рыба, то ль зверек?
3. Море синее прекрасно. Кто это…
Только плавать в нем опасно! (Морской конек)
Как бы вас не «хватанула»
Кровожадная …
(Акула)
4. Как плывут они красиво –
Очень быстро и игриво!
Нам показывают спины
Из морской воды (дельфины)
Вот сколько жителей морских. У нас теперь с вами появилось своё маленькое море с морскими обитателями. А посмотрите, сколько разноцветных ракушек на дне. (Достаю горсть ракушек и рассыпаю). Давайте с ними поиграем.
Пальчиковая и артикуляционная гимнастика «Ракушки».
5 маленьких ракушек – скорей на них смотри:
Ш-ш-ших, волна сказала, осталось только 3.
3 маленьких ракушки лежат морской траве:
Ш-ш-ших, волна сказала, осталось только 2.
2 маленьких ракушки – опять бежит волна:
Ш-ш-ших, волна сказала, ракушечка одна.
Последняя ракушка лежит перед тобой:
Ш-ш-ших, волна сказала, нет больше ни одной.
М. Р. : Молодцы, ребята. Вот сколько ракушек мы нашли на дне.
(«Нахожу сундучок). Ой, волна вынесла на берег сундук. Что, интересно в нём. Давайте посмотрим. (Достаю из коробки шумовые инструменты). Ребята, а какие звуки можно услышать в море, если прислушаться?
Дети: Шум волн, плеск рыбок, крики чаек и т. д.
М. р. : Звуки наших шумовых инструментов тоже похожи на звуки моря.
(По очереди озвучиваю каждый инструмент и разбираем, на что похож звук). Давайте с помощью звуков наших инструментов расскажем историю о море. (Рассказываю историю и с детьми озвучиваем её на инструментах)
В синем море волны плещут, бежит волна на берег и разбивается о камни. (шумовой маракас перекатываем в ладонях и резко встряхиваем)
Маленькие рыбки плещутся в воде и тихонечко друг с другом переговариваются. (Дуют пузырьки в воду через трубочку)
Ракушечки деловито стучат створками раковин.
(Играют на кастаньетах из ракушек).
На морском дне тихо перешёптываются водоросли.
(шуршунчик из пластиковой бутылки)
В волнах резвятся дельфины и переговариваются между собой.
(Имитируют крик дельфинов с помощью игрушки-пищалки).
М. Р. : Молодцы, ребята. Настоящее море у нас получилось с морскими обитателями. Хотите теперь с ними поиграть? Давайте поиграем в игру «Живые картинки». Сейчас я вам раздам фигурки разных морских обитателей. Фигурки большие и маленькие. Под музыку вы будете двигаться по залу, изображая жителей моря. Как только музыка остановится, на экране появится схема, в соответствии с которой вы должны будете построиться. Будьте внимательны. Готовы? Начали. (Играем несколько раз, каждый раз меняя схему).
М. Р. : А как вы думаете, почему все морские обитатели, и большие и маленькие, умеют плавать?
Дети: У них есть ласты, плавники, хвосты.
М. Р. : Вы знаете, ребята, я совсем не умею плавать. Ни как у меня это не получается. Однажды я была на море. Купаясь в морской воде, я заметила, что держаться на поверхности воды мне легче, чем в реке. Хотите узнать, почему? Давайте мы с вами проведём эксперимент. Посмотрите, у меня на столе ёмкость с водой и обычные куриные яйца. Вода в ёмкости обычная, пресная, какую мы пьём. Теперь берите по одному яйцу и опускайте в воду. Что получилось? Утонули. А какая вода в море по вкусу? Солёная. Давайте и мы посолим нашу воду вот здесь, во второй ёмкости. А теперь вынимайте яйца из пресной воды и опускайте в солёную воду. Смотрите, что получилось. Плавают. Правильно, солёная вода как бы выталкивает на поверхность, поэтому в солёной воде плавать легче. И конечно, у морских обитателей части тела приспособлены для плавания.
М. Р. : Понравилось вам играть? Но, к сожалению, наше путешествие подходит к концу и нам пора возвращаться в группу. Наш паровозик уже ждёт нас. Слышите, он нам сигналит. (Фонограмма «Звук паровоза»). Занимайте свои места. Поехали. (Музыка «Паровозик» Ю. Кудинов)
Рефлексия.
Вот мы и вернулись в группу. Посмотрите, из морского путешествия мы привезли с собой большие ракушки. Если приложить их к уху, в них можно услышать море. Давайте послушаем море в ракушках и вспомним наше путешествие. (Под спокойную музыку слушаем море). Ну, вот наше занятие подошло к концу. Я благодарю вас за то, что вы были такими активными, весёлыми и любознательными. А вам понравилось наше путешествие? Расскажите, что вы видели и слышали. А что вам понравилось больше всего? А что было самое сложное для вас? Очень хорошо, ребята. Я рада, что наше путешествие вам понравилось. Но прежде чем вы уйдёте из музыкального зала, я предлагаю вам украсить маленькое море настроения. (Показываю лист синего картона). Здесь на тарелочке есть фигурки морских обитателей разных цветов. Но есть среди них фигурки и чёрного цвета. Вы сейчас этими фигурками украсите наше море. Если вам занятие понравилось и у вас сохранилось хорошее настроение – вы поселите в нашем море разноцветные фигурки морских обитателей, если вам что-то не понравилось или у вас не очень хорошее настроение – повесите чёрные фигурки. Всё понятно? Приступайте. (Под музыку дети украшают море. В зависимости от результата украшения, анализирую действия детей). А вы не забыли, ребята, о чём я говорила в начале нашего путешествия? Вы не заметили, но в сундуке с музыкальными инструментами, который мы оставили на дне моря, лежала вот такая шкатулочка. Она появилась там после того, как мы рассказали морскую историю и озвучили её на шумовых инструментах. И я поняла, что море благодарит нас за интересную историю и хорошую «музыку моря». Давайте откроем её! Посмотрите, море дарит вам вот такие сувениры-ракушки. (Раздаю сувениры).
А теперь давайте попрощаемся по музыкальному :
До свиданья, ребята.
Под песню «Морская» дети уходят из зала.