Наталья Михайловна
Музыкальный проект «Танцы народов мира»
▼ Скачать + Заказать документы
Любимый танец — это жизнь!
Не стой на месте, с музыкой кружись!
И мир вдруг станет лучше во сто крат,
И ты забудешь, был чему не рад!
Автор: Музыкальный руководитель
Гаврилова Наталья Михайловна
МБДОУ № 6 «Солнышко» г. Лосино-Петровский
2014 г
По продолжительности: долгосрочный (сентябрь - октябрь)
Публикация «Музыкальный проект „Танцы народов мира“» размещена в разделах
- Музыка. Проекты, планы, недели
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа музыкального руководителя
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Толерантность. Проекты
- Хореография для детей, детские танцы, постановки
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2014
Цель взрослого при работе над проектом: знакомство детей с культурой разных народов мира для развития музыкальных и творческих способностей, для расширения кругозора
Цель детей: Ознакомление с различными видами танцев, которые могут передавать национальность, традиции, характер, эмоции человека.
Задачи при работе над проектом:
• воспитывать любовь и интерес к музыке, к танцу, к традициям разных народов мира;
• развивать эмоциональную отзывчивость и восприимчивость, использовать воспитательное воздействие музыки;
• развивать способности детей общаться с помощью танцевальных движений
• учить распознать настроение других посредством танцевальных элементов;
• узнать, что такое танец; познакомить с видами танцев
• развивать фантазию и творческое воображение, образное мышление,
• побуждать к активным, самостоятельным действиям, к танцевальной импровизации, выражая положительные эмоции.
• учить эмоционально, откликаться и передавать самостоятельно в движении знакомые музыкально-игровые образы.
• формировать коммуникативные навыки, дружеские взаимоотношения независимо от национальности
• привлечь родителей дошкольников к жизни детского сада, сотрудничеству, совместному творчеству
Участники: - дети подготовительной к школе
группы «Белоснежка»
- родители воспитанников
- педагоги
Степень распространенности:
•Представление проекта в МБДОУ № 6 «Солнышко»
•Публикация материалов проекта на интернет – сайтах;
Методы и приемы исследования: слушание музыкальных произведений, беседа, просмотр видеофильмов, рассматривание иллюстраций, кукол в народных костюмах, примерка костюмов, исполнение традиционных элементов танцев, наблюдение, анализ и обобщение результатов.
Подготовительный этап:
* поиск идей проекта;
* анкетирование родителей «Музыка в жизни вашего ребёнка»,
* подбор литературы, музыкального материала;
* подготовка наглядного и дидактического материала;
* разработка плана проведения мероприятий проекта.
Продуктивный этап:
Совместная деятельность с детьми.
* организация предметно-музыкальной среды в группе (куклы в костюмах, музыкальное оформление национальной музыкой в течение дня)
* просмотр видеофильмов с различными танцами народов мира
* разучивание и выполнение танцевальных элементов национальных танцев
* выставка детских работ «Мы рисуем кукол в национальных костюмах»
* прослушивание национальных песен и разучивание некоторых из них
* подготовка к празднику «Осеннее настроение» разучивание стихов, песен, танцев, игра на музыкальных инструментах.
* показ музыкальных номеров для малышей на празднике «Осеннее настроение».
С родителями:
* помощь в организации предметно-музыкальной среды;
* советы родителям, «Какую музыку лучше слушать детям»;
* оформление наглядного материала по теме «Искусство танца в воспитании и развитии ребёнка»;
* консультация для родителей «Народный танец – как элемент нравственного и художественно-эстетического воспитания ребенка»
* Конкурс национальных причесок для девочек «Русская коса»;
* работа по подготовке и организации праздника
- Разучивание песен;
- Участие родителей в подготовке костюмов для детей;
Итоговый этап:
* подведение итогов проекта
* награждение активных участников проекта
Как возник проект?
В процессе музыкальной деятельности, знакомя детей с разными музыкальными жанрами, я остановилась на подробном изучении танца. Дети по сути своей – непоседы и этот жанр им очень сильно понравился. Тогда я предложила ребятам посмотреть, как танцуют люди разных национальностей. Так родилась идея проекта «Танцы народов мира», в котором дети захотели найти ответы на вопросы: «Почему танцевальные движения у каждого народа свои?», «Почему у каждого танца свой костюм?», а также познакомиться с музыкой разных народов мира.
Во время сбора информации мы обратились к толковому словарю, чтобы выяснить, что же такое «танец» и «традиция». И вот, что мы узнали:
«Танец» - это ритмичные, выразительные телодвижения, обычно выстраиваемые в определенную композицию и исполняемые с музыкальным сопровождением. Танец - возможно, древнейшее из искусств: оно отражает восходящую к самым ранним временам потребность человека передавать другим людям свои радость или скорбь посредством своего тела. Почти все важные события в жизни первобытного человека отмечались танцами: рождение, смерть, война, избрание нового вождя, исцеление больного. Танцем выражались моления о дожде, о солнечном свете, о плодородии, о защите и прощении. Танцевальные па (фр. pas - "шаг") ведут происхождение от основных форм движений человека - ходьбы, бега, прыжков, подпрыгиваний, скачков, скольжений, поворотов и раскачиваний. Главными характеристиками танца являются ритм - относительно быстрое или относительно медленное повторение и варьирование основных движений; рисунок - сочетание движений в композиции; динамика - варьирование размаха и напряженности движений; техника - степень владения телом и мастерство в выполнении основных па и позиций.
«Традиция» - (от лат. traditio «предание», обычай) — множество представлений, обрядов, привычек и навыков практической и общественной деятельности, передаваемых из поколения в поколение, выступающих одним из регуляторов общественных отношений.
Таким образом, мы сделали вывод что, сочетания различных телодвижений постепенно превратились в па традиционных танцев.
Далее, мы стали слушать традиционную национальную музыку, смотреть видеофильмы с танцами под эту музыку. А также пробовали исполнять некоторые па из этих танцев.
Во время просмотра танцев ребята обратили внимание на особенности не только движений, но и национальных костюмов и причесок. Поэтому, мы решили более подробно изучить, из чего состоят национальные костюмы посредством наблюдения и просмотра кукол. А кое-кто из детей даже примерил костюмы на себя. Национальные костюмы очень впечатлили детей и на занятии по изобразительной деятельности ребята нарисовали портреты людей в национальных костюмах. А готовые работы мы разместили на нашем ВЕРНИСАЖЕ.
Работа над проектом вдохновила не только детей, но и их родителей и они с удовольствием приняли участие в конкурсе национальных причесок «Русская коса».
В качестве эксперимента мы решили совместить традиции разных народов в одном танце. Так у нас получился украинский хоровод «Яблонька» под аккомпанемент русских народных инструментов.
В результате проведённой мною с детьми проектной деятельности:
• мы узнали о том, что такое «танец», что такое «традиция», как традиции могут передавать характер и настроение человека в танце
• мы изучили русский народный хоровод, узбекский народный танец, украинский народный танец «Гопак», греческий танец «Сиртаки», грузинский танец «Лезгинка»
• мы познакомились и исследовали традиционные народные костюмы, головные уборы и аксессуары
• мы прослушали национальные песни и научились понимать их содержание
• мы совместили традиции двух народов в одном танце
В заключение проекта мы сделали вывод, что культура каждого народа разнообразна и многогранна. Что нужно любить страну, где ты живёшь, чтить и передавать из поколения в поколение её традиции. А также нужно дружить с людьми из разных стран, делиться опытом и традициями и тогда будет мир во всём мире.
Список используемой литературы:
1. Бекина С. И., Ломова Т. П., Соковнина Е. Н. Музыка и движение (Упражнения, игры и пляски для детей 5-6 лет). Из опыта работы муз. руководителей дет. садов –М. : Просвещение, 1983.-208 с., нот.
2. Бодякина Т. П. Справочник музыкального руководителя № 3 .- Москва: ЗАО «МЦФЭР», 2014г. - 80с.
3. Ветлугина Н. А., Дзержинская И. Л., Комиссарова Л. Н. Методика музыкального воспитания в детском саду: Учеб. для учащихся пед. Уч-щ по спец. 03.08 «Дошк. Воспитание» - 3-е изд., испр. И доп. – М. : Просвещение, 1989.- 270 с. : нот.
4. Богаткова Л. Н. Танцы разных народов. – М., 1958.
5. Воронов В. В. Технология воспитания: Пособие для преп. вузов, студентов и учителей. – М., Школьная Пресса, 2000. – 96 с.
6. Гордеева В. И. Русская народная одежда. – М. : Изобразительное искусство, 1974. – 55с.
7. Педагогический энциклопедический словарь. / Гл. ред. Б. М. Бим-Бад. – М., Большая Российская энциклопедия, 2002. – 528 с.
8. Педагогическое мастерство и педагогические технологии: Уч. пос. / Под ред. Л. А. Байковой, Л. К. Гребенкиной. – М., Педагогическое общество России, 2000. – 256 с.
9. Пуртова Т. В., Беликова А. Н., Кветная О. В. Учите детей танцевать: Учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. – М. : Гуманит. центр ВЛАДОС, 2003. – 256 с.
10. Смолянинова Н. И. Танцевальная культура народов мира. – Барнаул, 2002.