Светлана Тушнова
Музыкальные занятия с детьми младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Ранний возраст является важнейшим периодом жизни человека, когда закладываются наиболее важные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. При планировании и организации взаимодействия с детьми во время музыкальных занятий необходимо, прежде всего, учитывать возрастные особенности детей. Вторая группа раннего возраста – это первая ступенька в жизни дошкольников. От того, как правильно будет организовано музыкальное воспитание детей 2-3 лет, насколько малышам будет спокойно в период адаптации в детском саду, зависит дальнейшее развитие музыкальных и творческих способностей, их эмоциональное состояние.
Публикация «Музыкальные занятия с детьми младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Ребенок третьего года жизни инициативен в общении со взрослыми и детьми. Он проявляет доброжелательность, способность мимикой, интонацией, движением и с помощью слов общаться с окружающими. Играет самостоятельно, проявляет фантазию. Ребенок удерживает внимание 7-8 минут. Велика роль показа взрослого («Делай как я»). Ведущей функцией в этом возрасте является восприятие. Развиваются элементарное музыкально-эстетическое восприятие и эмоциональная отзывчивость на музыку, восприятие и различение выразительных отношений музыкальных звуков, контрастных по высоте, длительности, тембру и динамике. Развивается музыкальная активность : малыш не только включается в выразительное пение, но и уже владеет некоторыми певческими навыками. Исполняет несложные хороводы, пляски, танцует в кругу в паре, вовлекается в музыкальные игры, передает характерные движения персонажей (лиса, волк и пр., с интересом осваивает звучащие музыкальные игрушки и инструменты.
При организации музыкальных занятий с малышами особенное внимание уделяется созданию обстановки, в которой дети себя чувствуют комфортно. Музыкальные работники и воспитатели в ходе занятий не принуждают воспитанников к выполнению желаемых действий, стараются заинтересовать каждого ребенка, чтобы он сам захотел принять участие в совместной деятельности.
Большое внимание уделяется подбору музыкального материала для детей раннего возраста. Музыка должна быть яркой, художественной, но при этом простой. Тематическое содержание (слова песен, речь персонажей) должно быть интересным и понятным детям. Несмотря на то, что занятие должно быть информационно и эмоционально насыщенным, детская психика ни в коем случае не должна перегружаться. Персонажей не должно быть много, они должны быть знакомы малышам. Чтобы не напугать их лучше использовать персонажей кукольного театра, мягкую игрушку, воспитатель может надеть маску, не скрывая его лица.
Задачи музыкального воспитания детей раннего возраста заключаются в следующем:
- вызывать у детей радость, положительные эмоции, побуждать их к активности;
- прививать интерес и любовь к музыке, развивать музыкальную восприимчивость (эмоциональную отзывчивость на музыку, музыкальный слух, музыкальную память, чувство ритма) и музыкальную активность ребенка (умение проявлять себя в пении, связывать с музыкой движения игры и пляски).
Интеграция различных видов деятельности, использование игровых мотиваций, сюрпризных моментов, игр-инсценировок, способствуют повышению эмоциональной активности малышей и формированию положительного настроя на музыкальное занятие.
Музыкальное занятие во второй группе раннего возраста длится всего 8-10 минут. Хорошо организованная работа музыкального руководителя и воспитателя (чаще всего и помощника воспитателя) позволяет включать в ход занятий не только обязательные виды деятельности, но и оздоровительные упражнения. Как нравится детям, не просто спеть веселую песенку, но и поиграть в это время пальчиками, постучать ладошками по спине друг друга.
Голосовые связки дошкольников очень хрупкие. Не нужно заставлять детей петь громко, тем более кричать. Перед пением желательно «разогреть» горлышки – выполнить дыхательные или артикуляционные упражнения, показать свой язычок («У кого длиннее?», смешно вытянуть губки трубочкой. А, самое замечательное, – издавать фантастические звуки своим собственным голосом и говорить на «тарабарском языке» ритмодекларации. Такие игры длятся всего полминуты. Но сколько радости и пользы для здоровья они приносят малышам.
В последнее время увеличилось количество детей с неправильной осанкой. Упражнения на укрепление мышц спины и шеи – отличное профилактическое средство. Но выполнять их скучно даже взрослым. Выход один – использовать музыкальные игры. В арсенале каждого музыкального руководителя должен быть огромный запас таких игр: подвижных, ритмических, речевых со звучащими жестами и шумовыми инструментами, музыкально дидактических, игр – инсценировок, с элементами импровизации.
Дети двух лет легко возбуждены и быстро утомляются, поэтому необходимо продумать такую организацию занятий, которая предусматривает смешение видов деятельности. Все этапы занятий объединяются общим игровым сюжетом, который становится основой развития различных видов детской деятельности.
Все, несущие в мир детства красоту музыки должны помнить всегда: важнейшая миссия - воспитать детей так, чтобы, однажды, пройдя немалую часть жизненного пути, среди шума грохочущего города, среди нарастающего крика «SOS» по все Земле, их воспитанники могли расслышать и шелест, заблудившегося в траве, ветра и, отстукивающий ритм фокстрота, дождь, и ту далекую, всегда прекрасную и манящую мамину колыбельную.
Использованная литература:
1. «Музыкальные занятия. Первая младшая группа.» Автор – составитель: О. Н. Арсеневская. Волгоград, «Учитель», 2013.
2. «Музыкальные занятия с детьми раннего возраста» Автор – Бабинова Н. В., Мельницкая И. В. Санкт-Петрбург, ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2015.