Галина Рыбакова
Конспект занятия с детьми дошкольного и младшего школьного возраста «Дом мечты»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Дом мечты.
Цель: Воспитание ценностного отношения к семье посредством творческого восприятия семейных ценностей, игровых упражнений, дидактических игр.
Задачи:
1. Способствовать созданию благоприятного психологического климата на занятии посредством упражнения «Тепло добрых рук»
2. Осознавать понимание слова «Семья», ее значения в жизни каждого человека, через знакомство с притчей.
3. Формировать у детей представления о семье и семейных отношениях посредством работы над сюжетной картиной.
4. Побуждать отвечать на вопросы взрослого полными предложениями.
Публикация «Конспект занятия с детьми дошкольного и младшего школьного возраста „Дом мечты“» размещена в разделах
5. Активизировать представления о семейных нравственных ценностях (любовь, забота и т. д.)
6. Развивать у детей творческое восприятие семейных ценностей посредством выбора цветовой гаммы крыши дома.
7. Развивать координацию речи с движением, творческую самостоятельность, эстетический вкус.
Основные и частные дидактические методы, приемы, средства: упражнения, литературное произведение, беседа, творческая деятельность.
Оборудование: презентация, «кирпичики» и макет дома, заготовки к изготовлению оберега, клей, набор букв к словам «Семья».
Литература:
1. Калинина Р. М. Тренинг развития личности дошкольника. Игры, занятия, упражнения. – С-Пб. : Речь, 2001
2. Коноваленко С. В. Коммуникативные способности и социализация детей 5-9 лет. – М. : Гном и Д, 2001
3. Шмидт В. Р. Подготовка к семейной жизни детей из закрытых учреждений. // Школьный психолог. – 2005. - №13. - С. 7-15
Ожидаемый результат:
Осознание значимости теплых семейных отношений, нравственных ценностей в жизни человека.
Ход занятия:
- Добрый день, дети, здравствуйте гости. Мы очень рады видеть всех вас!
- Ребята, давайте встанем в круг. Покажите свои ладошки. Потрите их друг о дружку. Прижмите свои ладони к сердцу. Что вы чувствуете? (Ответы детей.)
- Это тепло добрых рук и добрых душ.
Собрались все дети в круг.
Я – твой друг и ты – мой друг.
Крепко за руки возьмёмся.
И друг другу улыбнёмся
А еще скажу я вам:
Улыбнитесь всем гостям.
Соберитесь, подтянитесь
И тихонечко садитесь.
Мы встретились с вами, чтобы поговорить об очень серьезных вещах. Поэтому для начала я расскажу вам сказку о ребёнке, который жил один. (презентация)
Давным-давно на далеком острове жил мальчик. Он был совсем один. Его никто не воспитывал, ни с кем он не делился орехами и фруктами, которые росли на деревьях. Но было этому мальчику очень грустно. Однажды он отправился на берег моря. И вдруг ему навстречу вышел седой старик. Он был очень старый, но очень мудрый.
- Куда ты идешь? – спросил старик.
- Я иду искать место, где мне не будет одиноко.
- Я знаю, как тебе помочь. Идем со мной, - предложил старик.
Он привел мальчика в свой дом, где жили его дети и внуки.
- Посмотри! – сказал старик. – Все мы живем в одном доме, вместе радуемся, вместе грустим, вместе едим то, что дала нам природа, помогаем друг другу. Оставайся! Я буду тебе дедом, мой сын и его жена станут тебе отцом и матерью, а мои внуки будут тебе братьями и сестрами.
Мальчик остался, и через некоторое время понял, что только теперь научился радоваться и стал по-настоящему счастливым.
- Почему произошло это?
- Кто появился у мальчика?
- Как можно назвать одним словом родственников живущих вместе?
- Правильно, у него появилась СЕМЬЯ.
(слово, собирается из отдельных букв на магнитной доске).
- У нашего героя появились замечательные, любящие родственники!
- Давайте назовем всех членов семьи, с которыми стал жить мальчик? (дети называют состав семьи) (слайд презентации).
- Назовите самых старших членов семьи. (Дедушка)
- Назовите самых младших членов семьи. (Мальчик и девочка)
- Как назвать одним словом мальчика и девочку, кто это? (дети.)
- Кем приходятся друг другу мальчик и девочка. (брат и сестра.)
- Как назвать одним словом маму и папу, кто они для детей? (Родители)
- Кем приходится девочка родителям? (дочка)
- Кем приходится мальчик маме и папе? (Мальчик для мамы и папы – сын)
- Такую большую семью обрел мальчик.
- Однажды в дождливое, серое утро с моря налетел ураганный ветер и разрушил дом, в котором жила большая семья. Когда буря утихла, семья собралась у разрушенного дома и стала думать и рассуждать как жить дальше. Главное в семье не дом, а понимание, доброта, прощение, забота друг о друге. В хорошей семье – теплый, гостеприимный, уютный дом. Он дает человеку не только кров и крышу, но и хранит душевное тепло, является источником радости. А это зависит и от того, чем и как живет семья. С этими словами они начали дружно строить новый дом.
- Зачем человеку дом?
• Чтобы было где жить (укрыться от непогоды).
• Чтобы завести семью.
• Для того, чтобы в нем жили дети.
• Для защиты от врагов.
• Для ведения хозяйства.
• Чтобы радоваться, устраивать праздники.
• Чтобы отдыхать.
• Чтобы заниматься любимым делом)
- Давайте расшифруем слово «ДОМ».
- Д – это… дети, О –…отец, М –… мама (слайд)
- Сегодня мы будем строить дом, дом своей мечты.
- Как вы думаете, с чего начинается строительство дома? …
- Правильно, сначала закладывают фундамент, потом возводят стены и сооружают крышу. (пригласить детей подойти к мольбертам)
- Каркас дома у вас уже есть: в его основании заложены первые кирпичики.
- Прочитайте каждый свой первый кирпичик. (любовь, понимание, здоровье забота.)
- Как вы думаете, почему именно эти кирпичики составляют фундамент ДОМА? (Дети рассуждают)
- Любовь - пожелание добра родным и близким людям, сопереживание. Без любви в доме не живет счастье.
- Забота – внимательное отношение к родным и близким людям: когда им плохо, утешить, когда больны, ухаживать.
- Понимание - способность осмыслить чей-либо поступок и простить. Не зря говорят: «Счастье – это когда тебя понимают».
- Здоровье - это отсутствие заболеваний, хорошая физическая форма.
«В движении – жизнь, а значит, и здоровье».
Игра «Да – нет «
- Сейчас мы немножко отдохнем. Я зачитаю вопрос и ответы на него, если вы отвечаете «да» - хлопаете в ладоши, «нет» - топаете. Запомнили? Хорошо. Начинаем игру.
- Что надо делать, чтобы семья жила в согласии и любви?
• Помогать друг другу.
• Смотреть телевизор.
• Не убирать в комнате.
• Вместе отдыхать.
• Поздно вставать и поздно ложиться.
• Заботиться о младших сестренках и братишках.
• Помогать родителям, бабушкам и дедушкам.
• Просить купить себе игрушку.
• Поздравлять с праздниками.
• Рассказывать друг другу новости.
- Молодцы. Продолжим работу.
- Надежный фундамент заложен. Сейчас вы превратитесь в строительную бригаду, каждый из вас будет строить свой дом из кирпичиков, которые лежат на столе, внимательно прочитайте надписи на каждом кирпичике и выберите те, из которых должен состоять настоящий, крепкий дом. Среди кирпичиков есть и слова - ловушки, которые разрушают любой дом, любую семью. Построить дом мечты может человек только с добрым сердцем. А в нашей большой семье у всех добрые сердца, значит, у нас все получится! (ЗДОРОВЬЕ, ЛЮБОВЬ, ПОНИМАНИЕ, УЛЫБКА, ДОБРОТА, УЮТ, ЗАБОТА, УВАЖЕНИЕ, КАПРИЗЫ, ЗЛО, ССОРЫ, СТРАХ).
- Вперед за работу, воздвигайте стены, ставьте крышу. (фонограмма)
- Стены готовы, выберите цвет крыши и установите ее.
- Посмотрите на дом, какой он получился? Почему?
- Как вы думаете, хорошо будет жить в вашем доме? (потому что в нем заложена любовь, забота и т. д.)
- Каждый цвет наполняет ДОМ МЕЧТЫ не только красотой, но и гармонией.
- Кто выбрал зеленый цвет для крыши, поднимите руку.
- Этот цвет принесет в твой дом спокойствие и понимание.
- У кого голубой цвет?
– Мир и дружба поселятся в твоем доме.
- У кого желтая крыша?
- Этот цвет принесет в дом душевное тепло.
- Кто выбрал фиолетовый цвет?
– Это цвета понимания и заботы – надежные спутники твоего дома.
- Наши дома построены, в них царит мир, согласие и счастливые улыбки.
- Что нужно для того, чтобы сохранить такой дом? (необходимо закрыть двери перед. ленью, злом, ссорой, страхом)
- Наше занятие подходит к завершению, и я хочу предложить сделать для вашего дома оберег: Птицу счастья. Пусть она, оберегает ваш дом мечты, приносит на своих крыльях удачу в делах, радость, покой и мир. (Дети изготавливают оберег и прикрепляют к своим домам. (оригами из бумаги)
- Уважаемые гости, мы надеемся, что ваш дом построен из таких же кирпичиков счастья! Примите в дар оберег для вашего дома.