Ольга Тарасова
Консультация для родителей «Музыкальные способности детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Психологическая наука определяет способности как индивидуальнопсихологические свойства личности, которые обеспечивают ей более или
менее высокую пригодность к тем или иным видам деятельности.
Известно, что человек не рождался и не рождается с теми или иными
способностями. Они формируются в определенных исторических условиях, в
которых вырабатывается потребность в них и предъявляются требования к их
развитию.
Развитие способностей - это результат присвоения всего объективного
богатства, созданного человечеством, результат опыта накопленного рядом
Публикация «Консультация для родителей „Музыкальные способности детей“» размещена в разделах
поколений. Однако способности - это не врожденные свойства.
Врожденными могут быть лишь анатомо-физиологические задатки, которые
лежат в основе развития способностей. Сами же способности всегда
являются результатом развития, осуществляемого в процессе воспитания и
обучения.
На основании данных биологии и физиологии - Б. М. Теплов указывает на
разницу между врожденными задатками и наследственностью,
наследственными способностями. Задатки могут возникнуть в утробном
периоде развития ребенка, а способности родителей иногда совершенно
отсутствуют у их детей. Способности ребенка развиваются в процессе
активной музыкальной деятельности. Правильно организовать и направить ее
с самого раннего детства, учитывая изменения возрастных ступеней, - задача
педагога. В противном случае иногда наблюдается отставание в развитии.
Например, если не учить различать музыкальные звуки по высоте, то ребенок
к 7 годам не в состоянии будет справиться с заданием, которое легко
выполняет трехлетний.
Третий и четвертый года жизни. У детей повышается чувствительность,
возможность более точного различения свойств предметов и явлений, в том
числе и музыкальных. Отмечаются также индивидуальные различия в
слуховой чувствительности. Этот период развития характеризуется
стремлением к самостоятельности. У ребенка появляется желание заниматься
музыкой.
Пятый год жизни. Он характеризуется активной любознательностью детей.
Голос в этом возрасте приобретает звонкость, подвижность. Певческие
интонации становятся более устойчивыми. Налаживается вокально-слуховая
интонация.
Шестой и седьмой года жизни. Это период подготовки к школе. На основе
полученных знаний и впечатлений о музыке дети могут не только ответить
на вопрос, но и самостоятельно охарактеризовать музыкальное произведение,
разобраться в его выразительных средствах, почувствовать разнообразные
оттенки настроения, переданные музыкой. Ребенок способен к целостному
восприятию музыкального образа, что очень важно и для воспитания
эстетического отношения к окружающему миру. У детей 6-7 лет еще более
укрепляется голосовой аппарат, расширяется и выравнивается диапазон,
появляется большая напевность, звонкость. Песни, пляски исполняются
самостоятельно, выразительно и в какой-то мере творчески. Индивидуальные
музыкальные интересы и способности проявляются ярче.
Музыкальное развитие – это результат формирования ребенка в
процессе активной музыкальной деятельности. Музыкальное воспитание и
развитие требуют правильной организации и целенаправленного обучения.
Обучение музыке – воспитательный процесс, в котором педагог помогает
накопить музыкальный опыт, приобрести элементарные сведения. Если
ребенок по своей инициативе охотно поет, танцует, музицирует и делает это
выразительно и правильно, то можно говорить о достаточно высоком уровне
музыкального развития. Успех музыкального развития зависит от всего
педагогического коллектива дошкольного учреждения и от родителей, так
как вне музыкальных занятий имеется иные возможности обогащения детей
музыкальными впечатлениями, разнообразные формы осуществления в
музыкальной деятельности в повседневной жизни детского сада и семье.