Анна Фролова
Музыкальные игры по развитию классификационных способностей старших дошкольников в разделе «Восприятие музыки»
▼ Скачать + Заказать документы
Музыкальные игры по развитию классификационных способностей старших дошкольников в разделе
Для нашей работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию классификационных способностей на музыкальных занятиях мы подобрали ряд музыкальных игр и музыкально-игровых упражнений с использованием элементов ТРИЗ-технологии, направленных на последовательное решение поставленных перед нами задач.
Игра «Да - нет».
Публикация «Музыкальные игры по развитию классификационных способностей старших дошкольников в разделе „Восприятие музыки“» размещена в разделах
Цель: Учить детей определять основные показатели музыкального произведения.
Игру «Да-Нет» на музыкальных занятиях мы используем на загаданный объект, на загаданное музыкальное произведение, на неизвестное слово. Суть ее – отгадывание объекта с помощью вопросов, сужающих поле поиска.
Ознакомление с игрой «Да - Нет» началось с создания музыкальной таблицы имен – признаков, где символы к музыкальным признакам разрабатывали сами дети. Составление таблицы велось последовательно от занятия к занятию.
Последовательность составления таблицы:
1. На первом занятии мы выяснили с ребятами, что музыка может звучать в песнях, танцах и произведениях для слушания.
2. На втором занятии усвоили, что песни, танцы и музыка для слушания могут быть созданы отечественными и зарубежными композиторами.
3. На следующем занятии мы делили музыку на авторскую и народную.
4. Следующий этап был посвящен структуре музыкального произведения. Этот этап оказался достаточно трудоемким, так как детям предстояло познакомиться с большим количеством музыкальных произведений, различных по количеству частей.
5. Далее мы уделили время такому музыкальному понятию, как «темп». Этот этап работы оказался наиболее легким, так как дети свободно разбирались в понятиях «медленно – умеренно - быстро».
6. Затем мы выяснили, что музыкальные произведения могут быть исполнены разным количеством людей. Для этого важно было познакомить детей с понятиями «солист», «хор», «оркестр». И как следствие, выделить два вида оркестра «симфонический», «народный».
7. Следующие занятия были посвящены музыкальным инструментам, которые мы классифицировали по следующим группам: «струнно-смычковая», «струнно-щипковая», «деревянно-духовая», «медно-духовая», «ударная», «клавишно-ударная».
8. Завершающим этапом были занятия по выявлению характера музыкального произведения.
Каждый раз, прежде чем мы открывали новую подсистему в нашей таблице, обязательно закрепляли пройденный материал. Когда дети научились определять характерные признаки музыкального произведения, мы провели серию игр «Да - Нет» на загаданное произведение.
Игра проводится с уже знакомыми детям произведениями. Вот примерная последовательность детских вопросов, на которые необходимо ответить «да».
Ведущий: Я загадала музыкальное произведение, спрашивайте меня о нем.
- Это музыкальное произведение относится к музыке для слушания?
- Это музыкальное произведение относится к зарубежной музыке?
- Это музыкальное произведение относится к авторской музыке?
- Это трехчастное музыкальное произведение?
- В этом музыкальном произведении быстрый темп - Это музыкальное произведение для оркестра? - Это музыкальное произведение для симфонического оркестра? - В этом музыкальном произведении взволнованный характер?
- Это музыкальное произведение «Шествие гномов»?
Такие игры мы проводим как часть музыкального занятия, а дети с удовольствием играют в «Да - Нет» на музыкальных развлечениях и в свободное от занятий время.
Результат нашей работы состоит в том, что дети усваивают классификационную структуру музыки, учатся слушать и анализировать ответы и вопросы других детей. В ходе нашей работы у детей сформировались такие важные качества, как наблюдательность, находчивость, сообразительность, познавательная активность.
Игра с помощью колец Луллия.
Вот один из вариантов применения колец Луллия.
Цель: Закрепить знания о композиторах и жанре произведения.
1 кольцо: Композиторы (по программе возраста).
2 кольцо: Иллюстрации к музыкальным произведениям.
3 кольцо: Жанры (в виде символов).
Задание: После прослушивания знакомого произведения на кольцах совместить нужные сектора.
Используя на занятиях кольца Луллия, мы отметили, что в работу стали включаться и малоактивные дети, с удовольствием выполняя музыкальные задания.
Кроме этого, мы вводили в совместную деятельность занятия и другие отобранные нами музыкальные игры и музыкально – игровые упражнения. Использовали их как часть занятия, а также в свободной деятельности, что приносило хорошие результаты при развитии познавательных способностей в разделе «Восприятие».
Игра «Наоборот».
Цель: Закрепление словарного запаса, музыкальных терминов.
Игра заключается в том, что педагог (а со временем и сами дети) кидает мяч по очереди каждому ребенку, называя антоним из какой - нибудь пары. Ребенок должен бросить мяч обратно, назвав при этом парный антоним. Непонятные детям слова педагог обязательно должен объяснить.
Веселый – грустный (печальный);
громко – тихо;
минор – мажор;
высоко – низко и т. д.
Игра заинтересовала детей изначально, вызывая в них такие качества, как активность и любознательность.
Игра «Теремок».
Цель: Упражнять детей в сравнении систем.
На первоначальном этапе усвоения игра вызывала определенные трудности, так как детям было достаточно трудно самостоятельно сравнивать объекты по различным признакам. Поэтому по ходу игры мы часто обращались к музыкальной таблице имен – признаков и, последовательно разбирая каждый признак, выбирали необходимый.
На сегодняшний день дети с более высоким познавательным уровнем способны самостоятельно сравнивать объекты.
Как уже было сказано ранее, мы несколько видоизменили игру, выбрав в качестве объектов не музыкальные инструменты, а музыкальные произведения. И теперь ход нашей игры выглядит следующим образом:
Педагог: Стоит в поле теремок, теремок,
Он не низок, не высок.
Подошло к теремку музыкальное произведение «Шутка»,
Подошло и стучит.
«Шутка»: Тук, тук. Кто в теремочке живет?
Педагог: Никто не ответил музыкальному произведению «Шутка», вошло оно в теремок, и стала там жить. Вот идет к теремку музыкальное произведение «Камаринская», подошло и стучит.
«Камаринская»: Тук, тук. Кто в теремочке живет?
«Шутка»: Это я – музыкальное произведение «Шутка», а ты кто?
«Камаринская»: А музыкальное произведение «Камаринская». Пусти меня к себе жить.
«Шутка»: Пущу, если скажешь, чем мы с тобой похожи.
«Камаринская»: Мы с тобой относимся к одночастной музыке.
Педагог: Стали они жить вдвоем. Подошло к теремку музыкальное произведение «Марш деревянных солдатиков». Подошло и стучит.
«Марш»: Тук, тук. Кто в теремочке живет?
«Камаринская»: Это я – музыкальное произведение «Камаринская», а ты кто?
«Марш»: А я - «Марш деревянных солдатиков». Пусти меня к себе жить.
«Камаринская»: Пущу, если скажешь, чем мы с тобой отличаемся.
«Марш»: Мы относимся к одночастной музыке.
Используя в работе игру «Теремок», мы стали отмечать, что у наших детей активизируется память, совершенствуются классификационные умения, проявляются такие качества, как инициатива и способность высказывать свои музыкальные суждения развернуто и доказательно.
Игра «Узнай свой инструмент».
Цель: Активизировать память детей, внимание; закреплять знания о классификации музыкальных инструментов.
Данная игра использовалась параллельно игре «Да - нет» и служила своеобразным закреплением музыкального признака «группы инструментов». Игра заинтересовала, прежде всего, возможностью многих
ребят побывать в роли музыкального «эксперта». Проводили ее мы следующим образом.
Пособия: Карточки с изображением музыкальных инструментов.
Педагог: Ребята, к какой группе относятся музыкальные инструменты, изображенные на этих карточках?
Дети: К группе струнных инструментов (ударных, духовых, клавишных).
Педагог: Давайте вспомним названия этих инструментов.
Дети: Скрипка, арфа, балалайка, виолончель, контрабас…
Педагог: Сейчас я раздам вам эти карточки так, что вы будете видеть инструменты только ваших товарищей. Смотрите внимательно. Тот инструмент, которого не хватает – у вас. И только вы сможете его определить.
(Далее раздаются карточки, дети убирают руки за спину).
Педагог: Если отгадали свой инструмент, подойдите и скажите мне на ухо.
Как усложнение детям предлагалось следующее задание.
Раздаются карточки из разных групп музыкальных инструментов. Тогда дети называют инструмент и его группу.
Игра «Волшебный светофор».
Цель: Учить детей определять подсистему объекта, функции объекта и его надсистему.
Пособия: 3 кружочка: красный – надсистема объекта, желтый – функция объекта, зеленый – подсистема.
Данная игра находится сейчас в процессе изучения. Детям интересно определять подсистему, надсистему и функцию того или иного выбранного объекта в игровой форме. Основная трудность, возникающая по ходу игры, заключается в грамотной формулировке ответов детей. Проходит игра следующим образом.
Педагог: Барабан (поднимает желтый кружочек).
Дети: Барабан нужен для того, чтобы играть музыку или просто отбивать ритм.
Педагог: Правильно, барабан создает звуки музыки (поднимает красный кружочек).
Дети: Барабан – музыкальный инструмент, живет в музыкальном зале, в группе и т. д.
Педагог: Правильно (поднимает зеленый кружок).
Дети: У барабана есть стенки и два основания, а еще есть палочки и веревка, чтобы барабан повесить на шею.
Вышеперечисленные игры мы применяем в соответствии с перспективным планом
Ведение нами системной работы с использованием выбранных игр в разделе «Восприятие» позволило детям:
- научиться системно думать об объекте,
- выделять главное и второстепенное;
- строить различного типа классификации.