Анжела Митюрёва
Музыкальные игры для дошкольников
▼ Скачать +Заказ
Музыкально-дидактические игры,
используемые в процессе слушания музыки.
«СЛОЖИ ПЕСЕНКУ»
Игра на различение формы музыкального произведения
Игровой материал : Кружки и прямоугольники разного цвета.
Публикация «Музыкальные игры для дошкольников» размещена в разделах
Цель: Развивать у детей умение различать форму музыкального произведения (запев, припев в песне, передавать структуру песни, состоящую из повторяющихся элементов в виде условного изображения.
Методика проведения: Педагог исполняет песню и просит определить, есть ли в ней запев, припев, сколько куплетов, сколько раз повторяется припев. После этого предлагает одному из детей сложить песенку с помощью разноцветных фигурок: каждый новый куплет обозначается кружком какого-либо цвета, а припев – прямоугольником. Во время повторного исполнения песни ребёнок выкладывает геометрические формы в той последовательности, которая соответствует строению песни. Остальные дети проверяют, правильно ли выложены формы. Как вариант - выполнение задания несколькими детьми – кто правильно?
«РАЗНОЦВЕТНЫЕ КУБИКИ»
Игра на различение формы музыкального произведения.
Игровой материал: разноцветные кубики, изготовленные таким образом, что 4 боковых стороны кубика окрашены красным, жёлтым, зелёным, синим цветом, на верхней грани – прямоугольник, на нижней – кружок.
Цель: Закреплять умение различать в музыкальном произведении части, вступление и заключение.
Методика проведения: 1 этап освоения. Педагог исполняет пьесу, где 1 и 3 части повторяются, а 2 часть – контрастная по характеру. При повторном исполнении дети выкладывают кубики так, чтобы верхние плоскости 1 и 3 кубика были одинаковы по цвету, а у второго – другого цвета. Педагог может исполнять пьесу из 3 разных частей. Тогда каждая часть обозначается одним цветом кубика.
2 этап освоения. Дети учатся различать не только разные части, но и вступление и заключение. Сначала они также определяют части произведения, а при повторном прослушивании определяют есть в пьесе вступление и заключение. Если есть музыкальное вступление, то перед кубиками, обозначающими части пьесы кладут кубик, на верхней стороне которого изображён прямоугольник, если есть музыкальное заключение, то последним кладут кубик, на верхней стороне которого изображен кружок.
«УЗНАЙ СКАЗКУ»
Игра на определение характера музыки
Цель. Различать контрастный характер частей в музыке в связи с ее содержанием и развитием музыкального образа.
Игровой материал. Две квадратные карточки спокойного, зеленого цвета, обозначающие первую и третью части музыки, в которых раскрывается нежный лиричный образ Красной Шапочки. А также один квадрат тревожного, красно-оранжевого цвета обозначающий среднюю часть, характеризующую появление Серого Волка.
Методика приведения. Вспомнив сказку о Красной Шапочке, дети слушают трехчастную пьесу, в которой две части одинаковые, а вторая - контрастная по характеру. Внимательно прослушав пьесу, дети высказывают свое мнение, где музыка рассказывает о Красной шапочке и где - о Сером Волке.
Затем взрослый говорит: «В начале произведения музыка звучит весело - это Красная Шапочка радуется, что идет к бабушке. А за кустом притаился Серый Волк. И музыка зазвучала тревожно, даже страшно. Но скоро музыка изменилась снова. Красная Шапочка рада - вот и бабушкин дом.
Послушайте стихи:
Красная Шапочка песенку поет.
Красная Шапочка к бабушке идет.
А в чаще за кустами Серый Волк сидит,
Щелкает зубами, за девочкой следит.
Красная Шапочка песенку поет.
Красная Шапочка к бабушке идет.
А теперь послушайте музыку еще раз и определите, сколько в ней частей и все ли они разные». После повторного исполнения пьесы, дети выкладывают карточки в такой последовательности, в какой изменялся характер музыки, т. е. менялись музыкальные характеристики сказочных героев.
Музыкальный репертуар. «Красная Шапочка и Серый Волк» И. Арсеев.
«МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЦВЕТЫ»
Игра на определение характера музыки
Игровой материал. Демонстрационный: три цветка, изображающих три настрения грустное, весёлое, спокойное, изображающие три типа характера музыки :
• Добрая, ласковая, убаюкивающая, спокойная (колыбельная);
• Грустная, жалобная;
• Весёлая, радостная, плясовая, задорная.
Раздаточный: у каждого ребёнка один цветок, отражающий характер музыки.
Ход игры:
Музыкальный руководитель исполняет произведение. Вызванный ребёнок берёт цветок, соответствующий характеру музыки, и показывает его. Если произведение известно детям, то ребёнок говорит его название и имя композитора. Другой способ: перед каждым ребёнком лежит один из трёх цветков. Музыкальный руководитель исполняет произведение, и дети, чьи цветы соответствуют характеру музыки, поднимают их.
«ВЕСЁЛЫЙ ПОЕЗД»
Игра на развитие слуховых представлений.
Игровой материал: игрушка – поезд.
Цель: закреплять умение различать изменения темпа музыки
Методика проведения:
Педагог исполняет музыкальную пьесу, в которой передаё тся движение поезда: сначала он движется медленно, затем быстрее и быстрее, а к концу пьесы движение замедляется, поезд останавливается. При повторном прослушивании пьесы желающие дети двигают поезд, передавая точно изменения темпа.
«ВЫБЕРИ ИНСТРУМЕНТ»
Игра на развитие слуховых представлений.
Игровой материал: карточки с изображением колокольчиков, металлофона, гармошки.
Цель: развивать представление об изобразительных возможностях музыки.
Методика проведения: Детям исполняются пьесы, в которых передаются характерные особенности звучания музыкальных инструментов. «Белка» - звучание колокольчиков, металлофона. «Парень играет на гармошке» - звучание гармошки. Дети должны выбрать подходящие к пьесе картинки.
Музыкальный репертуар : «Белка» Н. Римский-Корсаков, «Парень играет на гармошке» Г. Свиридов
«КОГО ВСТРЕТИЛ КОЛОБОК?»
Игра на развитие тембрового слуха, формирование творческих навыков.
Игровой материал: Картинка, изображающая фрагмент сказки, когда колобок катится по тропинке, размером 30 x 40 см., с прорезью, в которую вставляется выдвижная лента с изображениями зайца, волка, медведя, лисы.
Цель: развивать у детей представление о регистрах (высокий, средний, низкий, формировать творческие навыки, основы песенной импровизации.
Методика проведения:
Вариант 1. Дети вспоминают сказку «Колобок», перечисляют всех персонажей, которые встречаются колобку на пути. Затем педагог исполняет в разной последовательности музыкальные пьесы, характеризующие персонажей сказки. Каждая пьеса звучит в определённом регистре. «Заяц» - в высоком регистре, «Лиса – в среднем, «Волк» - в низком, «Медведь» - в очень низком. После прослушивания какой-либо пьесы, дети отгадывают кто изображён в музыке (кого встретил колобок, и передвигают линейку с персонажами на нужную позицию.
Вариант 2 (творческая импровизация) Детям предлагается сочинить музыкальную сказку. Несколько детей исполняют песенки персонажей, придумывая свой мотив, в том регистре, которым должен петь тот или иной персонаж. Остальные дети отгадывают, кого встретил колобок. Отгадавший ребёнок передвигает линейку на нужную позицию.
Музыкальный репертуар.
«Кого встретил колобок?» муз. Г. Левкодимова сб. Л. И. Комисаровой,
Игра «БУБЕН»
Постучи, Сережа, в бубен,
Мы в ладоши хлопать будем.
Постучи веселей,
Посильнее в бубен бей.
Ай да Вова! Как играет!
Как по бубну ударяет!
Веселей поиграй
Тане бубен передай.
Правила игры
Дети сидят на стульях.
Педагог дает кому-нибудь из детей бубен и поет про этого ребенка песню.
Ребенок делает то, о чем поется в песне: играет в бубен, отдает его другому ребенку, чьё имя воспитатель называет. Постепенно в пение включаются все дети.
Пальчиковая игра «Осенний букет»
Раз, два, три, четыре, пять-(сжимать и разжимать кулачки)
будем листья собирать
листья березы (поочердно загибать пальцы, начиная с мизинца)
листья рябины
листики тополя
листья осины
листики дуба мы соберем
маме осенний букет отнесем (вперед ладошки)