Наталья Потапкина
Музыкальные игрушки и инструменты в жизни детей
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт применения музыкальных игрушек и инструментов постоянно накапливался. Выяснилось, что для детей они представляют большой интерес, позволяют даже тем из них, кто плохо, нечисто поет, активно себя проявлять. Таким образом расширяется сфера музыкальной деятельности ребенка, это влечет за собой более разностороннее развитие музыкальных способностей. Существует много разнообразных возможностей использования музыкальных инструментов в детском саду. Детские инструменты должны звучать чисто, иметь определенный тембр, быть доступным детям по своему размеру и весу, простыми по конструкции, достаточно прочными. С первых месяцев жизни ребенка его радуют звуки мелодических погремушек, дети постарше сами играют на детских музыкальных инструментах. Игра на детских музыкальных инструментах очень разносторонняя форма музыкальной деятельности. Это и самостоятельное индивидуальное музицирование в часы игр, и коллективный оркестр, выступающий со своими «номерами» на празднике. Поэтому музыкальные игрушки и детские музыкальные инструменты должны отвечать определенным требованиям и целям. Прежде всего они должны побуждать детей к самостоятельной деятельности настолько, чтобы дети могли музицировать, то есть играть знакомые простейшие попевки, импровизировать различные ритмы, интонации, подбирать по слуху выученные мелодии, играть в «музыкальное эхо», петь подыгрывая себе. Таким образом дети самообучаются и развлекаются. Некоторые игрушки, инструменты следует использовать и как наглядные дидактические пособия на занятиях в процессе обучения, они помогут педагогу развить музыкально-сенсорные способности детей, познакомить их с элементами музыкальной грамоты. Надо предусмотреть такой ассортимент детских музыкальных инструментов, который составит ансамбль или маленький оркестр. Игра в оркестре развивает у детей не только мелодический слух, но и гармонический: они обращают внимание на сопровождение фортепиано, начинают осознавать, как оно украшает и дополняет мелодическую линию, исполняемую ими на различных инструментах. Наряду с музыкальными способностями у дошкольников развиваются внимание, воля. Стремление к достижению цели, воображение, усидчивость, чувство ответственности и товарищества. Дети знают, что если кто-нибудь из них плохо выучит свою партию, то подведет всех остальных. Каждое выступление оркестра приносит огромную радость и детям, и родителям. Можно привести немало примеров, которые говорят о том, что игра на детских музыкальных инструментах способствует развитию музыкального слуха. Так, Антон К. все песни пел на один мотив и приходилось обращать его внимание на то, что мелодия состоит из звуков различной высоты. Когда Антон начал играть на металлофоне, он убедился, что он не правильно поет. Сначала мальчик пропевал отдельные звуки, настроив свой голос так, чтобы он сливался с звучанием той пластинки, на которой он играл; затем пел несложные мелодии, которые исполнял на металлофоне. В результате таких занятий Антон стал правильно передавать мелодию, научился слушать себя и других. Для того, чтобы расширить кругозор детей, еще больше заинтересовать их игрой на музыкальных инструментах, мы приглашаем учащихся детской музыкальной школы. В своих концертах они знакомят наших воспитанников с названием, устройством и звучанием таких инструментов, как скрипка, домра, виолончель, баян, аккордеон. По мере возможности привлекаем и родителей к развитию у детей музыкальных способностей. На собраниях рассказываю о музыкальных занятиях, уделяя особое внимание вопросам обучения дошкольников игре на детских музыкальных инструментах, знакомим родителей с этими инструментами и с принципами игры на них, также проводим индивидуальные консультации, которые помогают родителям организовать дома занятия, способствующие развитию у детей чувства ритма, музыкальной памяти. Например, можно предложить следующие упражнения: кто-либо из взрослых простучит карандашом по столу какой-либо ритмический рисунок, а ребенок должен повторить его, прохлопав в ладоши; или ребенок придумывает ритмический рисунок, а взрослый повторяет его; или можно напеть какую- либо мелодию, а ребенок должен передать ее ритмический рисунок, простучав пальцем по ладони. Чтобы развивать музыкальную память ребенка, можно рекомендовать родителям приобрести отдельные произведения (не только вокальной, но и инструментальной музыки) и слушать вместе с детьми дома.