Екатерина Кусаинова
Музыкальное занятие
▼ Скачать + Заказать документы
«Весенние голоса»
Музыкальный руководитель МДОУ детского сада "Аленушка" р. п. Дергачи: Коблова Оксана Николаевна (первая квалификационная категори
Конспект занятия в подготовительной к школе группе
Цели:
Воспитательные: воспитывать устойчивый интерес и любовь к музыке, эстетическое отношение к окружающему, к родной природе средствами музыки, бережное и чуткое отношение ко всему живому. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, мелодический слух, чувство ритма, тембровый и динамический слух.
Публикация «Музыкальное занятие» размещена в разделах
Образовательные: закрепить знания детей о первых приметах весны; учить их правильному пению, правильно брать дыхание; познакомить детей с музыкальным произведением знаменитого композитора А. Вивальди. Учить слушать внимательно классическую музыку.
Развивающие: развивать стремление совместно исполнять песни, пляски, радоваться общему успеху. Развивать певческий голос, выразительность пения, образность и ритмичность движений, умения играть на музыкальных инструментах, развивать творческие способности. Развитие дикции, правильного произношения звуков. Двигаться выразительно и непринужденно в соответствии с музыкальным образом. Двигаться в соответствии с динамикой, отмечать в движении метр, метрическую пульсацию, акценты, несложный ритмический рисунок. Реагировать на начало звучания музыки и окончание. Развивать индивидуальные способности детей, творческие проявления, самостоятельность, внимание и организованность.
Здоровьесберегающая: следить за правильной осанкой детей.
Предшествующая работа: знакомство детей с Весновкой. Рассказы о первых приметах весны, разучивание песен, хоровода. Игра на нетрадиционных музыкальных инструментах.
Активизация словаря: активизировать в речи детей произношение звуков, приговорок. Развивать речь, мышление.
Оборудование: фортепиано, расчески, музыкальный инструмент из пластмассовых крышек, бумага.
Репертуар: «Весна» концерт для скрипки с оркестром А. Вивальди; «Солнышко – колоколнышко» русская народная закличка; «Веснянка» хоровод украинская народная мелодия, обработка С. Полонского; «Весенняя песня» музыка Т. Копыловой; «Мир похож на цветной луг» музыка В. Шаинского; «Весенние голоса» фонопедическое упражнение; «Марш» музыка И. Беркович.
Ход занятия
1. Вход детей под звуки марша.
2. Беседа о «Весновке»
3. Слушание.
4. Пение.
5. Игра «Весенние голоса»
6. Игровая песня с шумовыми инструментами.
7. Хоровод.
8. Пение.
9. Уход из зала под веселую музыку.
Методика проведения занятия.
Вход детей под звуки марша. Идут друг за другом, дружно маршируя под марш. Дети проходят и садятся на свои места. Музыкальный руководитель здоровается с детьми, пропевая им «Здравствуйте, дети!» Дети отвечают, пропевая «Здравствуйте!»
Муз. рук. Сегодня наше занятие посвящено одному из времен года!
Она приходит с ласкою и со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнет –
В лесу подснежник расцветет.
(Весна.)
Правильно, мы с вами поговорим о весне. Вы знаете, ребята, есть такая девочка – «Весновка». Как вы думаете, какая она? Во что одета? Какой у нее характер? Зачем она приходит на землю и что с собой приносит?
Дети Весновка приходит очень рано, и приносит с собой первые приметы весны: тает снег, бегут ручьи, капает капель, расцветают подснежники, птицы прилетают из теплых стран (ласточки, жаворонки, скворцы, грачи, солнышко начинает ярче светить. Весновка – молодая девушка, одета в зеленое платье. Она добрая, красивая, веселая.
Муз. рук. Ребята, а какие приговорки о Весновке вы знаете?
Дети Зима задувает – Весновка согревает.
Зима снегом засыпает – Весновка землю открывает.
Зима плетет белые кружева, а Весновка распускает их на капель.
Весновка почки разрывает, Весновка птичек зазывает.
Муз. рук. Ребята, кажется к нам кто-то идет. Да ведь это сама Весновка к нам в гости пожаловала.
(Входит Весновка – девочка из старшей группы)
Весновка Уж тает снег, бегут ручьи.
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала.
(А. Плещеев.)
Муз. рук. Весновка пришла к нам на занятие, чтобы услышать, какие песенки о весне мы с вами знаем, умеем ли водить весенние хороводы.
Сейчас, я хочу предложить вашему вниманию прослушать музыкальное произведение, которое называется «Весна». Написал это замечательное произведение знаменитый композитор А. Вивальди. перед тем, как включить вам произведение я проуте стихотворение, в котором рассказывается о том, что вы услышите.
Приход весны встречая звонким пеньем,
Летают птички в голубых просторах,
И слышен плеск ручья и листьев шорох,
Колеблемых зефира дуновеньем.
Но вот грохочет гром, и молний стрелы
Шлют небеса, внезапной мглой одеты,
И это все – весенних дней приметы!
…Утихла буря, небо просветлело,
И вновь кружит над нами птичек стая.
Веселым пеньем воздух оглашая.
(Слушание.)
Ребята, вам понравилась музыка? Что вы услышали во время слушания в музыке?
(Ответы детей.)
А теперь, давайте споем Весновке песенку о весне.
(Исполнение.)
Молодцы, ребята! А теперь давайте немножко отдохнем и поиграем в игру. Давайте представим, что коврик – это зеленая травка и мы с вами все вместе вышли на весеннюю лужайку.
(Дети вместе с музыкальным руководителем рассаживаются на коврике в кружок.)
Много звуков мы слышим весной в природе. Давайте с вами попробуем подражать этим звукам.
(Исполнение.)
Пригрело весеннее солнце (каждый поет свой любой звук, только не очень громко).
С пригорка побежал весенний ручеек. (Дети болтают языком, изображая бульканье ручейка.)
До краев наполнил большую глубокую лужу. (Все на глиссандо опускаются голосом в нижний регистр.)
Перелился через край. (Несколько рядом сидящих детей по знаку педагога на фоне «бульканья» остальных, делают голосом «волну» - вверх-вниз.)
И дальше побежал. (Булькают.)
Выбрались из-под коры жучки (жжж-жжжж в низком регистре) и букашки (ззз-зззз в более высоком регистре.)
Расправили крылышки (крш-крш)
И полетели кто-куда (тр-тр-тр шепотом на разной высоте, кто как хочет.)
Вдруг под кучей хвороста что-то зашуршало (шур-шур-шур-шур.)
И вылез ежик. (Сопеть носом, энергично втягивая и выдувая воздух).
Ожил под весенним теплым солнцем муравейник (Каждый поет острые, веселые звуки в разных регистрах.)
Лес наполнился птичьими голосами. (Имитация птичьих голосов всеми одновременно.)
Вот и пришла весна. (Каждый поет свой звук, как в начале упражнения. Звучит кластер, который можно свести с унисон в удобном для всех детей регистре.)
(Дети садятся на свои места.)
Муз. рук. Вам понравилась игра? А теперь давайте споем игровую песенку про солнышко, сопровождая пение шумовыми инструментами.
(Дети стоят около своих мест. Одни будут играть на расческах, другие будут озвучивать пение с помощью бумаги, пластмассовых крышек, с помощью хлопков и топания.)
(Исполнение.)
А теперь давайте для весны исполним хоровод.
(Исполнение.)
В заключении нашего занятия споем для Весновки песенку «мир похож на цветной луг».
(Исполнение.)
(Весновка угощает детей конфетами и уходит. Под звуки веселой, бодрой, весенней музыки, дети уходят.)
Музыкальное занятие с
использованием ритмо-речевых игр
для детей пяти – шести лет
«Путешествие в осенний лес»
Цель:
• научить детей различать средства музыкальной выразительности, высказываться об эмоционально-образном содержании;
• развивать тембровое и слуховое восприятие, речевую моторику для формирования артикуляционной базы звуков, зрительное внимание и прослеживающую функцию глаза, правильное дыхание, мелкую моторику рук;
• закреплять музыкально-ритмические умения и навыки;
• воспитывать чувства красоты, гармонии и любви к окружающему миру средствами музыки, поэзии, музыкальных и ритмо-речевых игр.
•
Задачи:
• развивать музыкальное восприятие (память, внимание, мышление.)
• формировать музыкально – двигательные способности детей (развитие ритмичности, совершенствование координации движений, ориентировка в пространстве.)
• активизировать речь детей через разные виды музыкальной деятельности.
Оборудование: фортепиано, осенние листья, музыкальный центр, бумага, картинки.
Ход занятия.
Вед: (Музыкальный руководитель)
Прошло, пролетело веселое лето,
И солнышко мало приносит тепла.
Осень пришла, листва пожелтела,
С летом прощаться настала пора.
Вед: А вот качели на площадке,
Покачаемся ребятки?
Ритмо-речевое упражнение «Качели»
Все лето качели смеялись и пели, (Раскачивание рук вверх-вниз с «пружинкой»)
И мы на качели к небу летели. (Положение рук должно быть верхним.)
Настали осенние дни, (Опустить вниз голову)
Качели остались одни. (Опустить кисти рук вниз)
Лежат на качели два желтых листка, (Опустить руки к плечам)
И ветер качели качает слегка. (Качание корпуса вправо-влево)
Вед: Жаркое, солнечное лето позади, но грустить мы не будем. Сегодня мы совершим с вами чудесное путешествие.
Волшебная дорожка
Нас в осенний лес зовет,
Поскорее руль берите,
Пусть никто не отстает!
Ритмо-речевая игра «Мы шоферы»
Едем, едем на машине, («Держат руль», поворачивая слегка вправо-влево)
Нажимаем на педаль, (Носок правой ноги приподнять вверх и прижать к полу)
Газ включаем, выключаем, (Выставить правую руку, сжатую в кулачок, вперед, вернуть в исходное положение)
Смотрим пристально мы вдаль, (Правая рука «козырьком»)
Дворники стирают капли, (Руки, согнутые в локтях поднять кверху)
Вправо, влево – чистота, (покачать вправо-влево-вправо)
Волосы ерошит ветер, (Приподнять волосы)
Мы шоферы – хоть куда! (Большие пальцы кистей 2-й поднять кверху)
Под музыку дети «топотушками» двигаются по залу, образно изображая водителя автомобиля.
Вед:
Мы в волшебный лес попали,
Мы тут раньше не бывали,
Полон звуков этот лес,
Очень много здесь чудес…
Дети проходят на свои места и здороваются с музыкальным руководителем.
Муз. рук. Мы с вами спели музыкальное приветствие, а как вы думаете, где музыка берет начало, откуда она появляется?
Дети. Она появляется из тишины, с журчания ручейка. С шелеста травы и листьев на деревьях.
Муз. рук. Музыка появляется из природы и приходит к нам. Сегодня мы послушаем музыку, а вы внимательно послушайте и скажите, о чем рассказывает музыка, какое настроение вызвала музыка, какие чувства передает, но прежде, чем слушать, предлагаю всем настроиться.
Игра – настройка
Дети. Мы тихонечко сидим и готовим уши
Потому что мы хотим научиться слушать.
Восп. Где ребята ваши ушки?
Дети. Наши ушки на макушке
Дети тихо сидят, не кричат, не шумят
Палец к губам: Т-сс!
К ушам руки: Вот наши ушки, ушки будут слушать.
Звучит фонограмма «Утро» Э. Грига
Муз. рук. Что изображает музыка?
Дети. Музыка изображает картину просыпающейся природы, как просыпается солнце и плывут облака, как дует ветерок, поют птицы, как осень «одевает» деревья в разноцветные наряды.
Муз. рук. Какой характер музыки?
Дети. Музыка спокойная, ласковая, светлая, иногда нежная.
Муз. рук. Это музыкальное произведение называется «Утро», написал его норвежский композитор Эдвард Григ. Композитор в произведении воспевает пробуждение природы. Восходит солнце и озаряет осенний лес своими пурпурными лучами, щебечут проснувшиеся птицы и даже слышится дуновение осеннего ветерка. Послушайте еще раз и скажите, какие музыкальные инструменты вы услышали?
Фонограмма «Утро» Э. Грига
Дети. Я услышал звуки скрипки, флейты, кларнета.
Муз. рук. Флейта, кларнет – какие музыкальные инструменты?
Дети. Духовые музыкальные инструменты.
Муз. рук. Скрипка – какой музыкальный инструмент?
Дети. Струнный музыкальный инструмент.
Муз. рук. Когда все музыкальные инструменты играют одновременно, как это называется?
Дети. Симфонический оркестр.
Муз. рук. Композиторы сочиняют музыку, изображающую природу. Поэты пишут стихи об осенней природе. Художники пишут картины о прекрасном времени года – осень. Осень разукрасила все листья в яркие цвета, а какие цвета? (Ответы детей)
Вед. Давайте почитаем стихи и насладимся красотой осеннего леса.
В темный лес дремучий заглянула осень,
Сколько свежих шишек у зеленых елок.
Сколько алых ягод у лесной рябинки,
Выросли волнушки прямо на тропинке.
И среди брусники, на зеленой кочке,
Вылез гриб-грибочек в красненьком платочке.
Разыгрался ветер на лесной поляне,
Закружился ветер на лесной поляне,
Закружил осинку в красном сарафане.
И листок с березы золотистой пчелкой,
Вьется и летает над колючей елкой.
Вот и дождик осенний затянул свою песню.
Песня.
На проигрыш ребята играют на музыкальных инструментах. Скоро наступит зима, а мне так хочется услышать звуки осенней природы.
Дети берут в руки листья и выходят на зарядку.
Зрительная гимнастика «Шу-шу-шу»
Ах как листики летят, всеми красками горят
Лист кленовый, лист резной, разноцветный, расписной. (Качают листьями в руках над головой вправо, влево. Следят глазами за движением.)
Шу-шу-шу – 2 раза
Как я листиком шуршу
(Шуршат листьями в руках, приседают, водят руками вверх и вниз по очереди следят глазами)
Но подул вдруг ветерок, закружился наш листок
Полетел над головой красный, желтый, золотой.
(Кружатся вокруг себя)
Шу-шу-шу – 2 раза
Как я листиком шуршу
(Шуршат листьями в руках, приседают, водят руками вверх и вниз по очереди следят глазами)
Под ногами у ребят листья весело шуршат,
Будем мы сейчас гулять и букеты собирать
(Дети приседают на корточки и шуршат листьями по ковру, следят глазами за движением)
Шу-шу-шу – 2 раза
Как я листиком шуршу (повтор движений)
Вед: Тихо-тихо все вокруг слышен слабый где-то звук
Может ежик прошуршал?
Может зайчик пробежал?
Может воздух зазвенел?
Может веткой захрустел?
Где-то серый волк не спит
Листик клена шевелит.
Муз. рук. Я хочу сказать вам дети,
Звуков много есть на свете:
Шум дождя, гремящий гром,
Крик мальчишек за углом,
Стук колес и лай щенка,
Гул гремящего станка
Это звуки – шумовые,
Но, а есть еще другие
В них ни шума нет, ни стука,
С ними можно отдыхать
Песни петь и танцевать.
Звуки радостные и печальные,
А зовутся – музыкальные.
Игра «Музыкальные и шумовые звуки»
Воспитатель раздает детям картинки – будильник, колокольчик, пила, сова, птичка, скрипка, девочка поет, морская волна.
Муз. рук. посмотрите на иллюстрации и озвучьте голосом. (Дети по очереди озвучивают голосом). Звуки между собой перепутались, их надо разделить на музыкальные и шумовые. (Делятся на две команды шумовых и музыкальных звуков)
Вед: Играете вы дружно, а загадки отгадывать умеет?
Муз. рук. Я по дереву стучу, тук-тук-тук (отстукивает ритм кубиками)
Червячка добыть хочу, тук-тук-тук,
Хитрый скрылся под корой (тук-тук-тук,
Я достану, будет мой.
(Дятел).
Гуляют Саша и Наташа
По тропиночке лесной,
Раздаются всюду звуки
Вот такой (шелест бумаги) и вот такой (шелест бумаги)
Что же это? Угадайте. (Ответы детей)
Это листики шуршат,
Под ногами шелестят.
Ритмическая игра «Мы шагаем по дорожке»
Мы шагаем по дорожке
Что же слышится вокруг?
Это шелестят листочки
Издают такой вот звук…
(Дети топают ногами)
Вед. Ребята, а листья в нашем лесу все одинаковые? (Ответы детей). Да, они разные и по форме и по окраске.
Пальчиковая игра «Осенний букет»
Раз, два, три, четыре, пять (Сжимать и разжимать кулачки)
Будем листья собирать
Листья березы (Поочередно загибать пальцы, начиная с мизинца)
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберем,
Маме осенний букет отнесем. (Вытянуть вперед ладошки)
Упражнение для губ, щек, языка
Нам радостно и весело в осеннем лесу – улыбаются в стороны (губы и зубы сомкнуты. Улыбнемся друг другу и лесным обитателям)
А вот посмотрите хомячок – толстячок (надуть щеки)
Хомячок высыпал зернышки в норку (втянуть щеки)
А вот белочка грызет орешки, (постучать зубами)
А теперь чистит зубки (почистить языком вверх, вниз зубки. Следить, чтобы не двигалась челюсть.)
Упражнение на дыхание
Муз рук. Как легко дышится в лесу, воздух чистый и свежий. Подышим свежим воздухом. Вдох через нос, выдох через рот. Пока мы с вами дышали и не заметили, как заблудились в лесу.
Вед. По полянке разбежались и в лесу все потерялись, как детей найти собрать?
Муз. рук. Будем голосом искать.
Распевка Ау (автоматиз. «А», «У»)
Муз. рук. Поет Ау, Ва-ся, Ау и т. д.
Фонограмма щебетания птиц.
Муз. рук. Ребята, вы слышите, кто издает такие чудесные звуки?
Дети. Птицы.
Муз. рук. Помашем им вслед рукой, весной они прилетят к нам опять. Птиц мы с вами проводили, но в лесу остались лесные звери. Присядем на пенечки и послушаем, какой житель леса издает такой звук? Р-р-р.
(Медведь)
Пальчиковая гимнастика «Медведь»
Ходит по лесу медведь (кулачками постукивают об колени)
Хочет сесть и посидеть
Где ж такое место есть, (ладошки вверх одновременно сгибают пальчики)
Чтобы мог медведь присесть?
То высок пенек, (сжимают кулачки указательный палец поднимают)
То торчит сучок, (сжимают кулачки большой палец вниз)
То мокрый мох, то мох пересох, ох! (опускают руки вниз, качают вправо влево, разводят руки в стороны)
То низкий пень, (руки на колени)
То густая тень, (закрывают ладошками лицо)
То узкий ров, (руки на уровне груди ладошками друг другу, пальцы прямые)
То гнездо муравьев, (руками делают домик над головой)
То кричит сорока, (руки на уровне груди, поочередно большой и указательный пальцы смыкаются и размыкаются)
То колючки сбоку (хлопают в ладоши)
То кустарники, то речка
Нет свободного местечка (сжимают, разжимают кулачки)
Это сказка о медведе, о медведе привереде (указательным пальцем грозят)
А среди наших ребят есть такие дети?
Дети. Нет
Муз. рук. Мы побывали в гостях у осенней природы, услышали ее звуки. Берегите природу, любите ее, и она отзовется добром. Умейте слушать голоса природы, и ваше сердце наполнится радостью. Какое прекрасное время года – осень, просто чудная пора.
На этом наше занятие окончено.
Дополнительно по теме: музыкальные занятия в детском саду.