Получи документы

Музыкально-образовательный проект «Гордое имя Урал»

елена мотовилова
Музыкально-образовательный проект «Гордое имя Урал»
▼ Скачать + Заказать документы

Музыкально- Образовательный Проект

«Гордое имя-Урал

Проект разработала

музыкальный руководитель

высшей квалификационной категории

Мотовилова Елена Аркадьевна

Чебаркуль

2020 г.

Публикация «Музыкально-образовательный проект „Гордое имя Урал“» размещена в разделах

Согласно ФГОС ДО, одним из принципов дошкольного образования является учет этнокультурной ситуации развития детей. Выделение данного принципа обусловлено доступностью для освоения ребенком дошкольником особенностей региональной культуры. Краеведение на сегодняшний день становится очень важным звеном в развитии ребенка-дошкольника. Краеведение помогает видеть красоту в природе, находить прекрасное в народном творчестве, с чем навсегда свяжутся незабываемые образы родного края. Изучение своего края исключительно, как и в воспитательном, так и в познавательном отношении. Знакомство с прошлым, настоящим и предполагаемым будущим своей малой родины, особенностями природы, экономических, политических, культурных и других условий способствует формированию у детей гражданского мировоззрения.

Проект «Гордое имя-Урал по формированию нравственно-патриотических чувств предполагает интегративный подход – включение содержания проекта во все виды детской деятельности: познавательную, продуктивную, игровую. При этом использование принципа интегративности позволяет в полной мере решать задачи умственного, нравственного и эстетического воспитания.

Пояснительная записка

В 90-е годы XX века в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере общих для всех граждан страны духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие культуры и образования как важнейших факторов формирования чувства патриотизма. Ведь формирование отношения к стране и государству, где живет человек, к ее истории начинается с детства.

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Любовь маленького ребенка – дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, к детскому саду, городу. Музыкальный руководитель должен учесть, что воспитывать любовь к родному краю – значит связывать воспитательную работу с окружающей социальной жизнью и теми ближайшими и доступными объектами, которые окружают ребенка. Красивы и многочисленны картины Южного Урала. Заглянуть в уральские недра, в их историю, глубину и широту наших озер, лесов, кладовых уральских гор – это так увлекательно и заманчиво. Родной край. Простое и емкое понятие. Исток всех начал. Нужно хорошо знать свой родной край, чтобы полюбить его. Нельзя любить то, что не знаешь. Наш Чебаркульский край имеет интересную и самобытную историю.

Актуальность:

Реализация системы образования невозможна без знаний истории, традиций и культуры своего родного края. Современные исследования, посвященные проблемам патриотического воспитания детей дошкольного возраста (О. А. Князева, Н. В. Виноградова, М. Д. Маханева, в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий рассматривают национально-региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, родному краю, национальной культуре своего народа, родной природе. В связи с этим особая роль отводится краеведческой работе с дошкольниками.

В России представлено восемь федеральных округов, каждый из которых является специфическим многонациональным и поликультурным образованием, один из них Уральский федеральный округ. Мы живем в богатейшем крае, и должны помочь детям узнать, чем красив и богат край, который носит такое гордое имя.

Курс краеведения полностью соответствует требованию, предъявляемому законом Российской Федерации «Об образовании» к общеобразовательным программам, которые «направлены на решение проблемы формирования общей культуры личности, адаптацию личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных программ».

Суть проекта «Гордое имя-Урал состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому, к истории, культуре страны.

Таким образом:

Проект «Гордое имя-Урал, раскрывает процесс формирования краеведческого, нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста, организацию взаимодействия с родителями по формированию краеведческого воспитания дошкольников в семье и создание развивающей предметно-пространственной среды по краеведческому воспитанию в ДОУ.

Разнообразие форм, средств, методов и приёмов краеведческой деятельности в проекте «Гордое имя-Урал влияют на уровень знаний детей о явлениях и объектах окружающего мира, на положительное эмоциональное и эстетическое отношение к ним, а главное на содержание и качество детских взглядов на культурно-исторические ценности, на приобщение к культуре родного края.

Работа с детьми на материале родного края, традициях и культуре, способствует формированию у детей дошкольного возраста социальных ориентаций, включающих ориентиры, цели и средства жизнедеятельности.

В краеведческой работе необходимо применение современных подходов к организации различных видов детской деятельности, широкое использование методов развития познавательной активности, позволит повысить интерес ребенка к знаниям краеведческого содержания, увлечет его в игровую тематическую деятельность.

Образовательные стандарты

Данный проект ориентирован на государственные стандарты по социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-творческому и физическому развитию и предполагает реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы.

Воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда.

Принципы построения проекта :

Регионализация нравственно-патриотического воспитания. Данный принцип способствует формированию у детей комплексного взгляда на проблему взаимодействия человека с окружающей средой. Применение регионального подхода к обучению позволяет основательно усвоить детям основные цели нравственно-патриотического воспитания, вовлечь их в посильную поисковую, практическую деятельность.

Доступность. Предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.

Непрерывность. Образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствованию нравственных чувств.

Целостность. Использование данного принципа позволяет формировать у дошкольников целостное понимание современной проблемы нравственно-патриотического воспитания и служит одним из существенных условий интеграции знаний о нравственности и патриотизме.

Научность. На основе сведений об истории и культуре родного края можно выделить социальные и педагогические идеи. Они тесно взаимосвязаны и вместе с тем имеют самостоятельное значение.

Культуросообразность. Данный принцип выстраивает содержание проекта как последовательное усвоение национально-культурных традиций и выработке на этой основе ценностных ориентаций.

Участники образовательного процесса:

• Дети

• Родители

• Педагоги

Количество детей: 25

Состав групп: постоянный

Форма детского объединения: группа

Возраст: 6,7 лет

Место проведения занятий: группа, музыкальный зал, уличная площадка.

Формы работы с детьми: Групповая, подгрупповая, индивидуальная

Срок реализации: краткосрочный - 3 месяца

Тип проекта : познавательный, практико-ориентированный.

Проблема: история, жизнь, и быт народов Урала.

Цель проекта : приобщение детей к историческим и духовным ценностям родного края, воспитание уважения к культурным и национальным традициям. Формирование нравственно – патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

• Воспитывать у детей любовь и привязанность к своей семье, родным и близким людям

• Формировать представления детей о родном крае;

• Развивать представления о национальном колорите уральского края;

• Продолжать знакомить с традициями народов Урала, с обычаями и играми;

Содержание проекта

Система и последовательность работы с детьми представлена по следующим направлениям:

Моя семья, Мой детский сад. Мой город, Моя Родина-Урал, Культура и традиции Урала, Моя родина – Россия!

1 направление – «МОЯ СЕМЬЯ»

Важным условием по формированию нравственно – патриотических чувств у старших дошкольников является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствуют бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей.

Большое значение имеют семейные экскурсии по городу, посещение с родителями отдельных предприятий и учреждений, памятников и мемориалов, библиотек и музеев и т. д. итоги таких экскурсий могут быть выражены в фотовыставке, выставке рисунков детей и совместных рисунков с родителями, снятом фильме, выступлении на собраниях, круглых столах.

2 направление – «МОЙ ДЕТСКИЙ САД»

Дети проводят в дошкольном учреждении много времени, поэтому им важно знать, что как в семье, так и в детском саду есть взрослые, которые любят их и заботятся о них. С детьми знакомят с помещениями детского сада, с их назначением, с трудом взрослых, которые работают в саду. К праздникам красочно оформлять детский сад, формировать чувство сопричастности к жизни дошкольного учреждения. Подключать к оформлению своей группы и других помещений.

3 направление – «МОЙ ГОРОД»

Показать детям, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми. Привлекать внимание к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, почта, аптека, библиотека, центр детского творчества, театр, сбербанк и т. д. ; рассказать об их назначении. Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников, расширяется – город в целом, его достопримечательности, знаменательные места и памятники. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты. Старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы. У каждого человека есть свой родной дом, улица и город, где он родился и живет. Для этого проводятся экскурсии по городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. Здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами, умельцами. Немаловажное значение имеет ознакомление детей с коренными народами Урала, их обычаями и традициями. Воспитывая у детей любовь к своему городу, подвести их к пониманию, что город является частицей Родины, поскольку во всех населенных пунктах, больших и маленьких, есть много общего.

4 направление – «МОЯ РОДИНА- УРАЛ

Формировать представления детей о родном крае, об Урале. Знакомить с названиями близлежащих городов, рассказывать о самых красивых местах края, его достопримечательностях.

Во время прогулок, экскурсий учить детей видеть красоту окружающей природы, бережно к ней относиться. Подбирать познавательный материал, содержание которого в наибольшей мере будет способствовать формированию нравственно – патриотических чувств. Давать представления детям о некоторых особенностях культуры народов ( фольклоре народа: загадках, играх, музыке). Знакомить с обычаями национальных праздников.

Развивать познавательный интерес к истории культуры Урала через знакомство с игрушками, играми, традициями и обычаями коренных народов.

Познакомить детей с природой Урала : природно-географическими зонами: лесной, горной, степной. Дать сведения о названиях некоторых природных объектах (озер, гор, рек). Уточнить знания о растительном и животном мире уральского региона.

Расширять познавательный интерес к истории развития родного края, видам хозяйствования, особенностям жилища, календарным обрядам, традициям и обычаям среди народов, распространенных на Урале.

5 направление – «КУЛЬТУРА И ТРАДИЦИИ УРАЛА»

Знакомить детей с бытом и традициями уральского народа. Вызвать интерес к русским, традициям: гостеприимство, почитание родителей. Рассказать об условиях жизни, быте и промыслах малых народов. Знакомить с видами устного народного творчества: считалки, потешки, пословицы и поговорки, загадки; с историей возникновения народных игрушек. Использовать в работе с детьми накопленный опыт работы по краеведению и ознакомлению с народным искусством.

Учить выделять выразительные средства произведений уральского устного народного творчества: колыбельной песни, пословицы, небылицы (образные средства языка, ритм, рифму).

Приобщать детей к истокам национальной и региональной культуры: познакомить детей с творчеством писателей, поэтов и композиторов Урала; с произведениями декоративно-прикладного искусства Урала : гравюрой, чеканкой, вышивкой, литьем, камнерезным искусством и др. развивать умение понимать художественный язык народного искусства, семантику образов.

6 направление – «МОЯ РОДИНА-РОССИЯ!»-презентация

Расширять представления детей о родном городе: гербе, его достопримечательностях и памятных местах, улицах и площадях, предприятиях, архитектурных сооружениях и их назначении (театрах, музеях, дворцах спорта).

Ожидаемые результаты от реализации проекта :

1. Дети имеют представление о природе Урала, о растительном и животном мире уральского региона.

2. Дети имеют представление о народах, населяющих Урал, их особенностях жилища, обычаях, традициях, календарных праздниках.

3. Дети знают произведения уральского устного народного творчества.

4. Дети знакомы с Урало-сибирской росписью и другими произведениями декоративно-прикладного искусства Урала.

5. Дети знают название своего родного города, имеют представления о гербе, флаге города, достопримечательностях города.

Этапы реализации проекта.

I этап – подготовительный

«Моя семья», «Мой детский сад»

Создание условий для реализации проекта «Гордое имя - Урал :

- пополнение уголка природы зонами природы Урала, животными, проживающими в лесах Урала;

- поиск детской литературы по теме; сбор методической, познавательной информации по теме, поиск интересной информации об Урале, о родном городе в Интернете;

- оформление в ДОУ мини-музеев «Горенка», «С чего начинается Родина?»;

- оформление в группе патриотического уголка;

- создание макета «Народы Урала»;

- приобщение к данной работе родителей воспитанников группы.

II этап – практический этап

«Мой город», «Моя Родина- Россия!»

Цели:

-воспитывать любовь к России и чувство патриотизма;

-познакомить детей с символикой и гимном страны, картой России, с крупными городами, с глобусом и странами мира;

-познакомить детей с национальными культурами и музыкой народов мира;

-формировать самосознание ребенка, связанное с овладением элементарными знаниями по истории и географии края;

-воспитывать уважение к традициям народов, проживающих на Урале; вызывать интерес к национальной культуре, музыке, быту и одежде;

-воспитывать любовь к малой родине – городу Чебаркулю, познакомить с символикой города;

-систематизировать и закреплять знания детей о природе родного края;

-воспитывать уважение к людям труда;

-популяризировать базисные семейные ценности;

-воспитывать толерантность;

-развивать творчество детей, активное эмоциональное и эстетическое восприятие с помощью музыкального, поэтического и художественного образа.

Задачи:

- воспитывать любовь к природе родного края;

- дать элементарные знания об истории края, географическом положении;

- познакомить с традициями, бытом, играми, песнями народов, живущих на Урале.

Предварительная работа:

• Чтение художественной литературы, легенд, сказок, разучивание стихов, рассматривание иллюстраций и картин. Просмотр фильма «Земля уральская».

• Создание слайдов «Природа Южного Урала».

• Экскурсии на озера Чебаркуль, Еловое, Кисегач, Тургояк.

• Туристический поход в осенний лес или парк.

• Изготовление костюмов, атрибутов и декораций.

• Разучивание песен, игр, танцев народов Урала.

• Привлечение родителей к участию в праздниках

Практический выход: Развлечение «Капустки»

«Культура и традиции Урала»

Задачи:

- воспитывать любовь к красоте природы родного края зимой;

- познакомить с творчеством уральских поэтов и писателей;

- воспитывать такие нравственные качества, как доброта, отзывчивость, чуткость;

-воспитывать эстетический и музыкальный вкус;

-воспитание толерантности.

Предварительная работа:

• Чтение художественной литературы, сказок, разучивание стихов, рассматривание иллюстраций и картин. Просмотр фрагментов м/фильма «Хозяйка Медной горы».

• Разучивание песен, народных игр, танцев.

• Изготовление национальных костюмов народов Южного Урала, атрибутов и декораций.

• Привлечение родителей к участию в празднике (исполнение ролей, приготовление блюд национальной кухни).

Практический выход: Праздник «Люблю тебя, Уральский край.

Работа с родителями

• Для создания в группе мини – музея по нравственно – патриотическому воспитанию поискать родителям вместе с детьми дома открытки, значки, эмблемы, картинки, фотографии, предметы домашнего обихода;

• Создание собственного герба семьи;

• Включение родителей в читательскую деятельность с детьми дома по нравственно – патриотическому воспитанию.

• Частое посещение местного краеведческого музея, детской библиотеки;

• Оформление коллективного альбома, составленного из рассказов детей о своих поездках по городам Урала;

• Составление генеалогического дерева, где на каждой ветви, обозначающей родственника, будет изображен герб города, в котором он жил ранее или живет сейчас;

• Мини – отчеты (оформление детьми и родителями альбомов о поездках в другие города);

Результат работы проекта :

Анализ формирования нравственно – патриотических чувств

у детей старшего дошкольного возраста

Дошкольный возраст, как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших чувств, к которым и относится чувство патриотизма. В этом возрасте создаются наиболее благоприятные условия для социально-нравственного развития детей. С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает, делает своими способы и формы взаимодействия, выражения отношения к людям, природе, к себе. Результатом социально - нравственного воспитания являются появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств.

На базе социально – нравственных чувств образуются нравственные качества и свойства личности: патриотизм, доброта, честность, справедливость. Эти свойства и качества личности ребёнка представляют собой психические новообразования, которые возникают в результате активного взаимодействия ребёнка с миром в системе общественных отношений. Они устойчиво проявляются ребёнком в этих отношениях, закрепляются в чертах характера, свойствах личности, в привычках и формах поведения. Прочность и устойчивость нравственного качества зависят от того, как оно формировалось, какой механизм был положен в основу педагогического воздействия.

У ребенка должно появиться желание овладеть нравственным качеством, важно, чтобы возникли мотивы для приобретения соответствующего нравственного качества. Появление мотива влечет за собой отношение к качеству, которое, в свою очередь, формирует социальные чувства. Чувства придают процессу формирования личностно значимую окраску и потому влияют на прочность складывающего качества. Знания и чувства порождают потребность в их практической реализации - в поступках, поведении. Поступки и поведение берут на себя функцию обратной связи, позволяющей проверить и подтвердить прочность формируемого качества.

Таким образом, вырисовывается механизм социально-нравственного воспитания: (знания и представления) + (мотивы) + (чувства и отношения) + (навыки и привычки) + (поступки и поведение) = нравственное качество.

Данный механизм имеет объективный характер. Он проявляется всегда при формировании любого качества личности. Каждый компонент механизма важен и не может быть ни исключен, ни заменен другим. При этом действие механизма носит гибкий характер: последовательность компонентов может меняться в зависимости от особенности качества (от его сложности) и от возраста объекта воспитания.

В дошкольном возрасте ни одно нравственное качество не может быть сформировано окончательно – все лишь зарождается: и гуманизм, и патриотизм, и чувство собственного достоинства. Тем не менее, практически все социально – нравственные качества берут свое начало в дошкольном возрасте. По сравнению с детьми среднего дошкольного возраста, у старших дошкольников устойчивость нравственных чувств значительно повышается. У детей 6–7 лет проявление чувств, становится более ярким и относительно устойчивым.

Список литературы:

1. «Наш дом – Южный Урал» Программно-методический комплекс для организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования. – Челябинск, АБРИС. –2014.- 255с.

2. Игнаткина, Л. С. Ознакомление дошкольников с ростом и развитием животных /Л. С. Игнаткина. - М. Издательский центр «Просвещение», 1989.-18с.

3. Мишарина, Л. А. Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с растительным и животным миром Прибайкалья: учебное пособие/ Л. А. Мишарина, В. А. Горбунова. - Иркутск: Издательство Иркутского государственного педагогического университета, 2007.- 296с.

4. Николаева, С. Н. Теория и методика экологического образования детей: учебное пособие для студентов высших педагогических заведений/С. Н. Николаева. – М. : Издательский центр «Академия», 2002. – 336с.

5. Перспективное планирование образовательной работы по программе «Наш дом – Южный Урал» : методическое пособие для воспитателей детского сада /ред. Е. С. Бабуновой. – Магнитогорск: МаГУ, 2007. – 45 с. 26.

6. Содержание и технологии воспитания и обучения детей дошкольного воз-раста : науч. -методич. пособие / под ред. Е. С. Бабуновой. – 2008. – 318 с. 27.

Публикации по теме:

Фотоочерк о веселой выставке «Козел — животное гордое»Фотоочерк о веселой выставке «Козел — животное гордое» Людмила Рыбакова. Фотоочерк о веселой выставке «Козел –животное гордое!» В центре Санкт - Петербурга есть частный «Музей козлов», искусствоведа.

Образовательный проект «Усадьба Чиполлино»Образовательный проект «Усадьба Чиполлино» Образовательный проект "Усадьба Чиполлино" Этот проект авторский имеет рецензию. Актуальность проекта: Как показывает педагогическая.

Образовательный проект «Осенние фантазии»Образовательный проект «Осенние фантазии» Разработала и провела: воспитатель Афанасьева Елена Петровна Вид проекта: Творческий. Возраст детей: средняя группа (4-5 года). Участники.

Образовательный проект «Поиграем, пошумим» Образовательный проект «Поиграем, пошумим» Автор проекта: Терентьева Наталья Николаевна – музыкальный руководитель МДОУ «Детский сад №.

Образовательный проект «Позовем на помощь сказку» Образовательный проект «Позовем на помощь сказку»Многоэтапный долгосрочный проект применения сказкотерапии с целью эффективного обеспечения.

Образовательный проект «Рождество Христово» для 2–4 классовОбразовательный проект «Рождество Христово» для 2–4 классов Бюджетное общеобразовательное учреждение г. Омска «Средняя общеобразовательная школа№6» Образовательный проект: «РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО» Возраст.

Образовательный проект «В гостях у сказки»Образовательный проект «В гостях у сказки» Проект по театрализованной деятельности во 2-ой мл. гр. на тему:«В гостях у сказки» Автор проекта: воспитатель Афанасьева. Е. П. Вид проекта:.

Образовательный проект «Весна — красна». Фотоотчет.Образовательный проект «Весна — красна». Фотоотчет. Чтобы ребенок стал действительно любознательным и стремился получать новые знания сам, а не по принуждению, чрезвычайно важно, чтобы в.

Образовательный проект «Жизнь растений»Образовательный проект «Жизнь растений» Образовательный проект «Жизнь растений»разработан творческой группой дошкольного учреждения. Вид образовательного проекта: познавательный.

Семейный образовательный проект «Сохраним первоцветы» Скоро наступит весна! По этому поводу хочу представить вашему вниманию проект совместный с родителями и детьми "Сохраним первоцветы".

Автор публикации:
Музыкально-образовательный проект «Гордое имя Урал»
Опубликовано: 22 июня 2023 в 10:42
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Музыкально-образовательный проект «Гордое имя Урал»» (включая файлы) размещена пользователем елена мотовилова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


МААМ-картинки

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД