Лучший педагог года

Музыкально-литературная гостиная «Образы пушкинских сказок в творчестве русских композиторов»

Наталья
Музыкально-литературная гостиная «Образы пушкинских сказок в творчестве русских композиторов»

Муз. рук. Смоленцева Н. А. МДОБУ «Муринский ДСКВ №1»

Актуальность: Ввиду особой значимости духовной основы для развития личности в детские годы взрослый должен стараться воспитать в современном ребенке грамотного читателя, приобщить его к русской литературе, воспитать высококультурного и творческого человека.

Цель: Развитие свободной творческой личности через введение детей в мир сказок А. С. Пушкина, слушания русской классической музыки, знакомства с жанром живописи. Обогатить представления о жизни и творчестве рус. поэта, создать эмоционально - положительное настроение у детей.

Публикация «Музыкально-литературная гостиная „Образы пушкинских сказок в творчестве русских композиторов“» размещена в разделах

Задачи:

1. Развивать интерес к творчеству великого поэта, к русской литературе, русской классической музыке и живописи.

2. Формировать у детей способность слушать музыку русских композиторов, делать выводы, побуждать к собственным оценочным суждениям по поводу услышанного, развивать эмоциональную отзывчивость.

3. Воспитывать чувства добра, справедливости, умение любить и видеть прекрасное.

4. Развивать слуховое и зрительное внимание, память, воображение, речь и мышление. Развивать эстетический вкус, творческие способности.

5. Формировать навыки работы в команде и групповой сплоченности.

Интеграция образовательных областей :

Социально-коммуникативное, познавательное, речевое, физическое, художественно – эстетическое развитие.

Участники: дети старшего возраста (подготовительная гр. С ТНР, воспитатели, муз. руководитель, учитель-логопед, инструктор по физической культуре.

Предполагаемый результат:

Дети:

1. Знакомство с творчеством Александра Сергеевича Пушкина;

2. Накопление эстетического опыта через чтение и обсуждение литературных произведений;

3. Воспитание культуры речи, обучение детей рассуждению, развитие умения применять свои знания в беседе, формирование связных высказываний;

4. Обогащение и расширение словарного запаса детей;

5. Формирование умения выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок;

6. Развитие артистических способностей;

7. Развитие у детей образного мышления, фантазии, творческих способностей;

8. Знакомство с классическими произведениями композиторов, созданными по сказкам А. С. Пушкина;

9. Знакомство с творчеством Александра Сергеевича Пушкина;

10. Формирование навыков сотрудничества;

11. Воспитание чувства дружбы и коллективизма;

12. Развитие коммуникабельности и умения общаться со взрослыми людьми в разных ситуациях;

13. Побуждение детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями; к речевому общению между собой.

Педагоги:

1. Создание уголков Пушкина в группах организация книжной выставки по сказкам А. С. Пушкина;

2. Организация выставки детско-родительской рисунков «Сказки А. С. Пушкина»;

3. Проведение тематических занятий и бесед;

4. Проведение литературных викторин по произведениям А. С. Пушкина;

5. Создание видеотеки в группах

I этап: Подготовительный:

1. Опрос родителей и детей о том, какие книги дома читают, есть ли в домашней библиотеке произведения А. С Пушкина;

2. Чтение сказок, стихотворений, рассматривание иллюстраций к сказкам.

3. Подбор методической, художественной литературы, иллюстративного, музыкального материала по теме;

4. Подбор материала для изобразительной и музыкальной деятельности.

Обеспечение:

1. Сборники сказок А. С. Пушкина;

2. Иллюстрации к сказкам, литература, репродукции картин, рисунков;

3. Мультфильмы по сказкам А. С. Пушкина;

4. Аудиозаписи классической музыки композитора Н. А. Римского-Корсакова, К. Сен-Санса, М. И. Глинки;

5. Портрет А. С. Пушкина;

6. Разрезные картинки;

7. Металлофоны;

8. Рус. сарафаны;

9. Шишки, орешки, изумруды, белочка для игры;

10. Костюм богатыря;

11. Презентация по теме муз-литературной гостиной;

Ведущий: Здравствуйте, ребята. Сегодня вы наши гости и поэтому наш зал превратился в литературную гостиную, где сегодня будут звучать музыка и стихи. Мы будем вспоминать великого русского поэта А. С. Пушкина.

Сказки живут не только в литературе, но и в живописи, в музыке, в кино и мультфильмах.

(слайд 1) АУДИО «В ГОСТЯХ У СКАЗКИ»

Много сказок живет на свете, не пытайтесь их сосчитать.

И сегодня хорошим детям сказку я хочу показать.

(Обратить внимание на стенд с книгами)

Пусть жизнь порой приветлива не слишком,

Но нужно в чудо верить все равно.

Возьми ты с полки старенькую книжку, (взять книгу)

Открыв ее отправься в волшебство.

(слайд 2)

Увидишь град на острове чудесном, где белка золотой грызет орех,

(слайд 3)

И царь Додон за жадность и нечестность наказан будет на глазах у всех.

(слайд 4)

И со страниц прекрасных добрых сказок, что Пушкин написал давным-давно,

Нам Петушок напомнит, прокричав три раза: «В жизни есть всегда добро и зло».

(слайд 5)

Там Черномор сражается с Русланом, пока Людмила спит глубоким сном.

(слайд 6)

Все чудеса на острове Буяне там созданы Пушкиным давно.

Бесценный дар великого поэта мы сохраним на долгие века.

В тех сказках много волшебства и света, и зло накажет добрая рука.

(слайд 7)

Ребята, сегодня мы с вами окунемся в волшебный мир прекрасного поэта и сказочника А. С. Пушкина. Мы услышим музыку великих рус. композиторов, которая поможет нам понять загадочный мир волшебных сказок, увидим иллюстрации рус. художников к сказкам Пушкина.

Уже исполнилось более 200 лет со дня рождения Александра Сергеевича. Он прожил недолгую, но очень яркую жизнь и написал много замечательных произведений, поэм, сказок, романов в стихах. Творчество А. С. Пушкина поистине объемно, о нем знает каждый человек в нашей стране., и его называют великим русским поэтом. А. С. Пушкин родился в 1799 году. Детство его прошло в Москве. У Саши были старшая сестра и младший брат. Отец Александра любил читать и сам немного писал стихи. Писатели и поэты часто приходили в гости к Пушкиным. Семья часто оставляла Сашу в гостиной, и он слушал, как гости читали свои произведения.

Саша начал сочинять стихи очень рано, когда ему исполнилось 3 года. Русскому языку Сашу учили бабушка Марина Алексеевна и любимая няня Арина Родионовна. Которая знала много песен, сказок и замечательно их рассказывала. Он садился на скамейку у ее ног, Арина Родионовна брала в руки вязание, и начиналась сказка.

Когда Саше исполнилось 11 лет, его привезли учиться в Царское село недалеко от Санкт-Петербурга. Учился он в лицее для мальчиков из знатных дворянских семей. Здесь Пушкин начал писать свои настоящие стихи, приобрел много друзей. После окончания лицея Пушкин писал стихи, поэмы, повести, романы.

У Пушкина была большая семья : красавица жена Наталя Николаевна и четверо детей. Александр Сергеевич их очень любил.

Пушкин был честным, решительным человеком, писал смелые, правдивые стихи, в которых высмеивал глупцов, злых и нечестных людей. Из-за этого у него было много врагов. Он написал 7 сказок и много стихов.

(слайд 8)

С раннего детства маленькому Саше напевала песни, рассказывала сказки и необычные истории его любимая няня – Арина Родионовна. Нянины речи были певучими, складными. В ее сказках добрые силы воевали со злыми. Добрым приходилось трудно, но в конце концов добро побеждало зло. Когда Пушкин стал взрослым, сам стал собирать и записывать нар. песни, сказки, а потом и создавал их.

(слайд 9)

Не только художники создавали иллюстрации к сказкам, но и многие русские композиторы в своем творчестве обращались к сказкам. Сейчас мы послушаем, как передал это композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков в своей опере «Сказка о царе Салтане» фрагмент «Три чуда».

(слайд 10) АУДИО 2. Римский-Корсаков - опера Сказка о царе Салтане три чуда

Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет.

Он бежит себе в волнах на раздутых парусах.

Корабельщики дивятся, на кораблике толпятся,

На знакомом острову, чудо видят наяву:

Город новый златоглавый, пристань с крепкою заставой.

Пушки с пристани палят, кораблю пристать велят.

В его музыку вплетено много самых разных мелодий, в том числе и рус. нар. песни. Сейчас мы это услышим.

(слайд 11) АУДИО 3. Белка песенки поёт. Н. А. Римский-Корсаков «Во саду ли, в огороде»

Ель растет перед дворцом, а под ней хрустальный дом.

Белка в нем живет ручная, да затейница такая.

Белка песенки поет, да орешки все грызет,

А орешки не простые, все скорлупки золотые.

Кучки равные кладет и с присвисточкой поет:

При честном при всем народе «Во саду ли в огороде».

Приглашаю наших музыкантов исполнить р. н. м. «Во саду ли, в огороде».

Музыкальный номер ОРКЕСТР «ВО САДУ ЛИ В ОГОРОДЕ» (металлофоны)

Муз. рук: Спасибо нашим музыкантам!

Я вижу, у белочки все смешалось в корзине. Ребята, давайте поможем ей. Необходимо все разложить отдельно: орехи, изумруды и шишки.

ЭСТАФЕТА " ПОМОЖЕМ БЕЛОЧКЕ "

(слайд 12) АУДИО

В синем небе звезды блещут, в синем небе волны хлещут.

Туча по небу идет, бочка по морю плывет.

…Ты, волна моя, волна! Ты гульлива и вольна,

Плещешь ты куда захочешь, ты морские камни точишь,

Топишь берег ты земли, подымаешь корабли.

Давайте послушаем, как музыка передает настроение волнующегося моря, в котором оказались Царевич с Царевной.

«ОКЕАН-МОРЕ СИНЕЕ». (ОПЕРА _САДКО) Н. А. РИМСКИЙ-КОРСАКОВ

Муз. рук:

Как звучала музыка? Какое было море? (бурное, грозное, волнующееся, недоброе).

Величие и непокорность морской волны мы ощущаем, слушая музыку. Море представляется грозным, суровым. А иллюстрации художников помогают ощутить тревожное настроение? (Ответ детей). Верно, холодные краски передают сильное, страшное недоброе море. На картине настоящая буря, разбушевавшаяся водная стихия. Музыка грозная суровая.

Не только Римский-Корсаков сочинял музыку к сказкам, но и другой рус. композитор – М. И. Глинка обращался к этой теме.

(слайд 13) М. И. Глинка

Музыка этого композитора тоже помогает нам воспринимать содержание иллюстраций сказок Пушкина. Кто помнит, сколько чудес увидели заморские гости в городе Леденце? ( Дети отвечают: Три чуда). Одно мы уже видели – это белка. А какое же второе, помните? ( дети отвечают: тридцать три богатыря)

(слайд 14) АУДИО

Море вздуется бурливо, закипит, подымет вой, хлынет на берег пустой, Разольется в шумном беге и очутятся на бреге

В чешуе как жар горя, тридцать три богатыря.

Все красавцы удалые, великаны молодые,

Все равны как на подбор, с ними дядька Черномор.

Давайте послушаем «МАРШ ЧЕРНОМОРА» М. И. ГЛИНКИ К ОПЕРЕ «РУСЛАН И ЛЮДМИЛА».

Муз. рук:

Какими представляются нам богатыри, когда вы слушаете эту музыку? ( Дети отвечают: могучими, гордыми, смелыми, храбрыми). Верно! Выходит, и поэзия, и музыка, и изобразительное искусство живут вместе, помогая нам познавать жизнь, мир сказки, ощущать его с полной силой.

А еще мы своим телом в движении можем это передать. Предлагаю сделать богатырскую разминку. Становитесь, дружины за мной! Повторяйте мои движения!

Физкультурная пауза под муз. «БОГАТЫРСКАЯ СИЛА» (по показу)

А сейчас давайте проверим, хорошо ли вы знаете сказки Пушкина.

ИНСЦЕНИРОВКА " ТРИ ДЕВИЦЫ " (девочки подг. группы)

Няня:

Три девицы под окном пряли поздно вечерком.

1 девица:

Кабы я была царица, -

Няня: Говорит одна девица, -

1 девица:

То на весь крещеный мир приготовила б я пир.

2 девица:

Кабы я была царица -

Няня: Говорит ее сестрица, -

2 девица:

То на весь бы мир одна наткала я полотна.

3 девица:

Кабы я была царица,

Няня: Третья молвила сестрица.

3 девица: То для батюшки царя родила богатыря.

Муз. рук: Вы узнали сказку?

Дети отвечают

Муз. рук: Правильно - это "Сказка о царе Салтане и сыне его Гвидоне. "

Отгадайте, о какой музыке сейчас идет речь :

…Он над ней жужжит, кружится – прямо на нос к ней садится.

Нос ужалил богатырь, на носу вскочил волдырь.

И опять пошла тревога: «Помогите, ради бога!

Караул! Лови, лови, да дави его, дави…

Вот ужо! Пожди немножко, погоди.

А шмель в окошко, да спокойно в свой удел через море полетел.

Дети: Полет шмеля

Муз. рук: Верно. Давайте вспомним, что это за музыка.

(слайд 15) АУДИО. ЗВУЧИТ «ПОЛЁТ ШМЕЛЯ» «СКАЗКА О ЦАРЕ САЛТАНЕ» Н. А. РИМСКИЙ-КОРСАКОВ.

Муз. рук: А какое третье чудо в этой сказке вы помните?

Дети: Царевна-Лебедь

(слайд 16) АУДИО 9. ЦАРЕВНА-ЛЕБЕДЬ. ИЗ ОПЕРЫ СКАЗКА О ЦАРЕ САЛТАНЕ Н. А. РИМСКИЙ-КОРСАКОВ.

Муз. рук:

Месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит.

Вот идет молва правдива:

За морем царевна есть, что не можно глаз отвесть:

Днем свет божий затмевает, ночью землю освещает,

Месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит.

А сама-то величава, выплывает будто пава;

А как речь-то говорит, словно реченька журчит.

В слайде звучит отрывок из оперы «Сказка о царе Салтане» Н. А. Римского-Корсакова.

У нас впереди еще много чудес. Но посмотрите, что же случилось -испорчены иллюстрации книг, рассыпались на части. Ребята, нам нужна ваша помощь. Подскажите, что же можно сделать?

Дети предлагают собрать части в целую картину.

ИГРА " СОБЕРИ КАРТИНУ " (ПАЗЛЫ)

Муз. рук: Все группы справились с заданием. А теперь вспомните, о каких же чудесах рассказывается в " Сказке о царе Салтане?"

Дети: Белка, Царевна Лебедь, 33 богатыря.

Ведущая: Правильно. И эти чудеса сейчас мы и увидим. Раз, два, три - сказка к нам приди.

ПОКАЗ ФРАГМЕНТА М/Ф СКАЗКИ ПУШКИНА

Муз. рук:

Мы приходим в пушкинские сказки яркие и добрые, как сны.

Сыплются слова, словно алмазы на вечерний бархат тишины.

Вот и закончилось наше путешествие в мир сказок А. С. Пушкина, а помогли нам в этом красочные изображения художников-иллюстраторов, поэзия и музыка русских композиторов. Вспомним, кого мы сегодня слушали Н. А. Римский-Корсаков, М. И. Глинка.

(слайд 17)

Музыка и вправду творит чудеса! Она нас увлекает, живет везде и всюду, и украшает нашу жизнь. Пусть так будет всегда! Согласны?

(слайд 18)

Есть много людей знаменитых на свете.

Чья слава сквозь годы прошла и до нас,

Но Пушкина сказки читают все дети,

О нём не могли мы не вспомнить сейчас.

Публикации по теме:

Фотоотчёт «Музыкально-литературная гостиная «Осенняя пора! Очей очарованье!» в подготовительной группе»Фотоотчёт «Музыкально-литературная гостиная «Осенняя пора! Очей очарованье!» в подготовительной группе» Фотоотчёт. Музыкально-литературная гостиная «Осенняя пора! Очей очарованье!» в подготовительной группе. Унылая пора! Очей очарованье.

Фотоотчёт о работе кружка «Литературная гостиная»Фотоотчёт о работе кружка «Литературная гостиная» С 2015 года я веду кружок «Литературная гостиная». Начала я его вести с детьми подготовительной к школе группы. Он был рассчитан на один.

Конспект НОД «Осенняя литературная гостиная»Конспект НОД «Осенняя литературная гостиная» Конспект НОД " Осенняя литературная гостиная" Ведущая образовательная область: «Художественно – эстетическое развитие», «Речевое развитие».

Конспект занятия «Русские народные песни в операх русских композиторов» Конспект занятия «Русские народные песни в операх русских композиторов» Цель: Знакомство с новым жанром в музыке- оперой. Знакомство с творчеством.

Литературная гостиная, посвященная памяти А. С. ПушкинаЛитературная гостиная, посвященная памяти А. С. Пушкина Цель: Углублять и расширять знания детей о творчестве А. С. Пушкина Задачи: 1. Образовательные: а) Познакомить детей с памятными местами А. С. Пушкина;.

Музыкально-литературная гостиная «Родное Подмосковье»Музыкально-литературная гостиная «Родное Подмосковье» Ведущий: музыкальный руководитель. В зал входят дети, звучит музыка «Осень» Вивальди Ведущий. Проходите,ребята, я вас приглашаю посетить.

Развлечение ко Дню рождения А. С Пушкина «По следам пушкинских сказок»Развлечение ко Дню рождения А. С Пушкина «По следам пушкинских сказок» В начале лета вся страна ежегодно обращается к творчеству великого поэта Александра Сергеевича Пушкина, его бесценные произведения объединяют.

Сценарий театрализованного представления «По следам пушкинских сказок» Для детей среднего дошкольного возраста. Автор: музыкальный руководитель высшей квалификационной категории Кожухова Алла Васильевна, воспитатель.

Музыкальный лекторий для педагогов и родителей «Духовная музыка русских композиторов»Музыкальный лекторий для педагогов и родителей «Духовная музыка русских композиторов» Сидим дома. Музыкальный лекторий для педагогов и родителей «Духовная музыка русских композиторов» Уважаемые гости моей страницы! Сегодня.

Викторина по произведениям русских композиторов для подготовительной группы Викторина по произведениям русских композиторов для подготовительной группыВопрос 1 В каком жанре написано произведение Римского-Корсакова.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Музыкально-литературная гостиная «Образы пушкинских сказок в творчестве русских композиторов»
Опубликовано: 3 декабря 2023 в 21:33
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Музыкально-литературная гостиная «Образы пушкинских сказок в творчестве русских композиторов»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

8 ноября. День детского меню. Папка передвижка «Правильное питание»

Правильноепитание — залог здоровья, а культура питания закладывается в семье. Важная задача — привить ребенку привычку к здоровому питанию.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД