Наталья
Музыкально-литературная гостиная «Образы пушкинских сказок в творчестве русских композиторов»
Муз. рук. Смоленцева Н. А. МДОБУ «Муринский ДСКВ №1»
Актуальность: Ввиду особой значимости духовной основы для развития личности в детские годы взрослый должен стараться воспитать в современном ребенке грамотного читателя, приобщить его к русской литературе, воспитать высококультурного и творческого человека.
Цель: Развитие свободной творческой личности через введение детей в мир сказок А. С. Пушкина, слушания русской классической музыки, знакомства с жанром живописи. Обогатить представления о жизни и творчестве рус. поэта, создать эмоционально - положительное настроение у детей.
Публикация «Музыкально-литературная гостиная „Образы пушкинских сказок в творчестве русских композиторов“» размещена в разделах
- Композиторы и музыкальные произведения
- Конкурсы чтецов, литературные гостиные
- Литературные сценарии
- Пушкин, Александр Сергеевич
- Пушкин. Литературные гостиные, конкурсы чтецов
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Темочки
Задачи:
1. Развивать интерес к творчеству великого поэта, к русской литературе, русской классической музыке и живописи.
2. Формировать у детей способность слушать музыку русских композиторов, делать выводы, побуждать к собственным оценочным суждениям по поводу услышанного, развивать эмоциональную отзывчивость.
3. Воспитывать чувства добра, справедливости, умение любить и видеть прекрасное.
4. Развивать слуховое и зрительное внимание, память, воображение, речь и мышление. Развивать эстетический вкус, творческие способности.
5. Формировать навыки работы в команде и групповой сплоченности.
Интеграция образовательных областей :
Социально-коммуникативное, познавательное, речевое, физическое, художественно – эстетическое развитие.
Участники: дети старшего возраста (подготовительная гр. С ТНР, воспитатели, муз. руководитель, учитель-логопед, инструктор по физической культуре.
Предполагаемый результат:
Дети:
1. Знакомство с творчеством Александра Сергеевича Пушкина;
2. Накопление эстетического опыта через чтение и обсуждение литературных произведений;
3. Воспитание культуры речи, обучение детей рассуждению, развитие умения применять свои знания в беседе, формирование связных высказываний;
4. Обогащение и расширение словарного запаса детей;
5. Формирование умения выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок;
6. Развитие артистических способностей;
7. Развитие у детей образного мышления, фантазии, творческих способностей;
8. Знакомство с классическими произведениями композиторов, созданными по сказкам А. С. Пушкина;
9. Знакомство с творчеством Александра Сергеевича Пушкина;
10. Формирование навыков сотрудничества;
11. Воспитание чувства дружбы и коллективизма;
12. Развитие коммуникабельности и умения общаться со взрослыми людьми в разных ситуациях;
13. Побуждение детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями; к речевому общению между собой.
Педагоги:
1. Создание уголков Пушкина в группах организация книжной выставки по сказкам А. С. Пушкина;
2. Организация выставки детско-родительской рисунков «Сказки А. С. Пушкина»;
3. Проведение тематических занятий и бесед;
4. Проведение литературных викторин по произведениям А. С. Пушкина;
5. Создание видеотеки в группах
I этап: Подготовительный:
1. Опрос родителей и детей о том, какие книги дома читают, есть ли в домашней библиотеке произведения А. С Пушкина;
2. Чтение сказок, стихотворений, рассматривание иллюстраций к сказкам.
3. Подбор методической, художественной литературы, иллюстративного, музыкального материала по теме;
4. Подбор материала для изобразительной и музыкальной деятельности.
Обеспечение:
1. Сборники сказок А. С. Пушкина;
2. Иллюстрации к сказкам, литература, репродукции картин, рисунков;
3. Мультфильмы по сказкам А. С. Пушкина;
4. Аудиозаписи классической музыки композитора Н. А. Римского-Корсакова, К. Сен-Санса, М. И. Глинки;
5. Портрет А. С. Пушкина;
6. Разрезные картинки;
7. Металлофоны;
8. Рус. сарафаны;
9. Шишки, орешки, изумруды, белочка для игры;
10. Костюм богатыря;
11. Презентация по теме муз-литературной гостиной;
Ведущий: Здравствуйте, ребята. Сегодня вы наши гости и поэтому наш зал превратился в литературную гостиную, где сегодня будут звучать музыка и стихи. Мы будем вспоминать великого русского поэта А. С. Пушкина.
Сказки живут не только в литературе, но и в живописи, в музыке, в кино и мультфильмах.
(слайд 1) АУДИО «В ГОСТЯХ У СКАЗКИ»
Много сказок живет на свете, не пытайтесь их сосчитать.
И сегодня хорошим детям сказку я хочу показать.
(Обратить внимание на стенд с книгами)
Пусть жизнь порой приветлива не слишком,
Но нужно в чудо верить все равно.
Возьми ты с полки старенькую книжку, (взять книгу)
Открыв ее отправься в волшебство.
(слайд 2)
Увидишь град на острове чудесном, где белка золотой грызет орех,
(слайд 3)
И царь Додон за жадность и нечестность наказан будет на глазах у всех.
(слайд 4)
И со страниц прекрасных добрых сказок, что Пушкин написал давным-давно,
Нам Петушок напомнит, прокричав три раза: «В жизни есть всегда добро и зло».
(слайд 5)
Там Черномор сражается с Русланом, пока Людмила спит глубоким сном.
(слайд 6)
Все чудеса на острове Буяне там созданы Пушкиным давно.
Бесценный дар великого поэта мы сохраним на долгие века.
В тех сказках много волшебства и света, и зло накажет добрая рука.
(слайд 7)
Ребята, сегодня мы с вами окунемся в волшебный мир прекрасного поэта и сказочника А. С. Пушкина. Мы услышим музыку великих рус. композиторов, которая поможет нам понять загадочный мир волшебных сказок, увидим иллюстрации рус. художников к сказкам Пушкина.
Уже исполнилось более 200 лет со дня рождения Александра Сергеевича. Он прожил недолгую, но очень яркую жизнь и написал много замечательных произведений, поэм, сказок, романов в стихах. Творчество А. С. Пушкина поистине объемно, о нем знает каждый человек в нашей стране., и его называют великим русским поэтом. А. С. Пушкин родился в 1799 году. Детство его прошло в Москве. У Саши были старшая сестра и младший брат. Отец Александра любил читать и сам немного писал стихи. Писатели и поэты часто приходили в гости к Пушкиным. Семья часто оставляла Сашу в гостиной, и он слушал, как гости читали свои произведения.
Саша начал сочинять стихи очень рано, когда ему исполнилось 3 года. Русскому языку Сашу учили бабушка Марина Алексеевна и любимая няня Арина Родионовна. Которая знала много песен, сказок и замечательно их рассказывала. Он садился на скамейку у ее ног, Арина Родионовна брала в руки вязание, и начиналась сказка.
Когда Саше исполнилось 11 лет, его привезли учиться в Царское село недалеко от Санкт-Петербурга. Учился он в лицее для мальчиков из знатных дворянских семей. Здесь Пушкин начал писать свои настоящие стихи, приобрел много друзей. После окончания лицея Пушкин писал стихи, поэмы, повести, романы.
У Пушкина была большая семья : красавица жена Наталя Николаевна и четверо детей. Александр Сергеевич их очень любил.
Пушкин был честным, решительным человеком, писал смелые, правдивые стихи, в которых высмеивал глупцов, злых и нечестных людей. Из-за этого у него было много врагов. Он написал 7 сказок и много стихов.
(слайд 8)
С раннего детства маленькому Саше напевала песни, рассказывала сказки и необычные истории его любимая няня – Арина Родионовна. Нянины речи были певучими, складными. В ее сказках добрые силы воевали со злыми. Добрым приходилось трудно, но в конце концов добро побеждало зло. Когда Пушкин стал взрослым, сам стал собирать и записывать нар. песни, сказки, а потом и создавал их.
(слайд 9)
Не только художники создавали иллюстрации к сказкам, но и многие русские композиторы в своем творчестве обращались к сказкам. Сейчас мы послушаем, как передал это композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков в своей опере «Сказка о царе Салтане» фрагмент «Три чуда».
(слайд 10) АУДИО 2. Римский-Корсаков - опера Сказка о царе Салтане три чуда
Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет.
Он бежит себе в волнах на раздутых парусах.
Корабельщики дивятся, на кораблике толпятся,
На знакомом острову, чудо видят наяву:
Город новый златоглавый, пристань с крепкою заставой.
Пушки с пристани палят, кораблю пристать велят.
В его музыку вплетено много самых разных мелодий, в том числе и рус. нар. песни. Сейчас мы это услышим.
(слайд 11) АУДИО 3. Белка песенки поёт. Н. А. Римский-Корсаков «Во саду ли, в огороде»
Ель растет перед дворцом, а под ней хрустальный дом.
Белка в нем живет ручная, да затейница такая.
Белка песенки поет, да орешки все грызет,
А орешки не простые, все скорлупки золотые.
Кучки равные кладет и с присвисточкой поет:
При честном при всем народе «Во саду ли в огороде».
Приглашаю наших музыкантов исполнить р. н. м. «Во саду ли, в огороде».
Музыкальный номер ОРКЕСТР «ВО САДУ ЛИ В ОГОРОДЕ» (металлофоны)
Муз. рук: Спасибо нашим музыкантам!
Я вижу, у белочки все смешалось в корзине. Ребята, давайте поможем ей. Необходимо все разложить отдельно: орехи, изумруды и шишки.
ЭСТАФЕТА " ПОМОЖЕМ БЕЛОЧКЕ "
(слайд 12) АУДИО
В синем небе звезды блещут, в синем небе волны хлещут.
Туча по небу идет, бочка по морю плывет.
…Ты, волна моя, волна! Ты гульлива и вольна,
Плещешь ты куда захочешь, ты морские камни точишь,
Топишь берег ты земли, подымаешь корабли.
Давайте послушаем, как музыка передает настроение волнующегося моря, в котором оказались Царевич с Царевной.
«ОКЕАН-МОРЕ СИНЕЕ». (ОПЕРА _САДКО) Н. А. РИМСКИЙ-КОРСАКОВ
Муз. рук:
Как звучала музыка? Какое было море? (бурное, грозное, волнующееся, недоброе).
Величие и непокорность морской волны мы ощущаем, слушая музыку. Море представляется грозным, суровым. А иллюстрации художников помогают ощутить тревожное настроение? (Ответ детей). Верно, холодные краски передают сильное, страшное недоброе море. На картине настоящая буря, разбушевавшаяся водная стихия. Музыка грозная суровая.
Не только Римский-Корсаков сочинял музыку к сказкам, но и другой рус. композитор – М. И. Глинка обращался к этой теме.
(слайд 13) М. И. Глинка
Музыка этого композитора тоже помогает нам воспринимать содержание иллюстраций сказок Пушкина. Кто помнит, сколько чудес увидели заморские гости в городе Леденце? ( Дети отвечают: Три чуда). Одно мы уже видели – это белка. А какое же второе, помните? ( дети отвечают: тридцать три богатыря)
(слайд 14) АУДИО
Море вздуется бурливо, закипит, подымет вой, хлынет на берег пустой, Разольется в шумном беге и очутятся на бреге
В чешуе как жар горя, тридцать три богатыря.
Все красавцы удалые, великаны молодые,
Все равны как на подбор, с ними дядька Черномор.
Давайте послушаем «МАРШ ЧЕРНОМОРА» М. И. ГЛИНКИ К ОПЕРЕ «РУСЛАН И ЛЮДМИЛА».
Муз. рук:
Какими представляются нам богатыри, когда вы слушаете эту музыку? ( Дети отвечают: могучими, гордыми, смелыми, храбрыми). Верно! Выходит, и поэзия, и музыка, и изобразительное искусство живут вместе, помогая нам познавать жизнь, мир сказки, ощущать его с полной силой.
А еще мы своим телом в движении можем это передать. Предлагаю сделать богатырскую разминку. Становитесь, дружины за мной! Повторяйте мои движения!
Физкультурная пауза под муз. «БОГАТЫРСКАЯ СИЛА» (по показу)
А сейчас давайте проверим, хорошо ли вы знаете сказки Пушкина.
ИНСЦЕНИРОВКА " ТРИ ДЕВИЦЫ " (девочки подг. группы)
Няня:
Три девицы под окном пряли поздно вечерком.
1 девица:
Кабы я была царица, -
Няня: Говорит одна девица, -
1 девица:
То на весь крещеный мир приготовила б я пир.
2 девица:
Кабы я была царица -
Няня: Говорит ее сестрица, -
2 девица:
То на весь бы мир одна наткала я полотна.
3 девица:
Кабы я была царица,
Няня: Третья молвила сестрица.
3 девица: То для батюшки царя родила богатыря.
Муз. рук: Вы узнали сказку?
Дети отвечают
Муз. рук: Правильно - это "Сказка о царе Салтане и сыне его Гвидоне. "
Отгадайте, о какой музыке сейчас идет речь :
…Он над ней жужжит, кружится – прямо на нос к ней садится.
Нос ужалил богатырь, на носу вскочил волдырь.
И опять пошла тревога: «Помогите, ради бога!
Караул! Лови, лови, да дави его, дави…
Вот ужо! Пожди немножко, погоди.
А шмель в окошко, да спокойно в свой удел через море полетел.
Дети: Полет шмеля
Муз. рук: Верно. Давайте вспомним, что это за музыка.
(слайд 15) АУДИО. ЗВУЧИТ «ПОЛЁТ ШМЕЛЯ» «СКАЗКА О ЦАРЕ САЛТАНЕ» Н. А. РИМСКИЙ-КОРСАКОВ.
Муз. рук: А какое третье чудо в этой сказке вы помните?
Дети: Царевна-Лебедь
(слайд 16) АУДИО 9. ЦАРЕВНА-ЛЕБЕДЬ. ИЗ ОПЕРЫ СКАЗКА О ЦАРЕ САЛТАНЕ Н. А. РИМСКИЙ-КОРСАКОВ.
Муз. рук:
Месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит.
Вот идет молва правдива:
За морем царевна есть, что не можно глаз отвесть:
Днем свет божий затмевает, ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит.
А сама-то величава, выплывает будто пава;
А как речь-то говорит, словно реченька журчит.
В слайде звучит отрывок из оперы «Сказка о царе Салтане» Н. А. Римского-Корсакова.
У нас впереди еще много чудес. Но посмотрите, что же случилось -испорчены иллюстрации книг, рассыпались на части. Ребята, нам нужна ваша помощь. Подскажите, что же можно сделать?
Дети предлагают собрать части в целую картину.
ИГРА " СОБЕРИ КАРТИНУ " (ПАЗЛЫ)
Муз. рук: Все группы справились с заданием. А теперь вспомните, о каких же чудесах рассказывается в " Сказке о царе Салтане?"
Дети: Белка, Царевна Лебедь, 33 богатыря.
Ведущая: Правильно. И эти чудеса сейчас мы и увидим. Раз, два, три - сказка к нам приди.
ПОКАЗ ФРАГМЕНТА М/Ф СКАЗКИ ПУШКИНА
Муз. рук:
Мы приходим в пушкинские сказки яркие и добрые, как сны.
Сыплются слова, словно алмазы на вечерний бархат тишины.
Вот и закончилось наше путешествие в мир сказок А. С. Пушкина, а помогли нам в этом красочные изображения художников-иллюстраторов, поэзия и музыка русских композиторов. Вспомним, кого мы сегодня слушали Н. А. Римский-Корсаков, М. И. Глинка.
(слайд 17)
Музыка и вправду творит чудеса! Она нас увлекает, живет везде и всюду, и украшает нашу жизнь. Пусть так будет всегда! Согласны?
(слайд 18)
Есть много людей знаменитых на свете.
Чья слава сквозь годы прошла и до нас,
Но Пушкина сказки читают все дети,
О нём не могли мы не вспомнить сейчас.