Наталья Потапкина
Музыкально-игровая деятельность дошкольников на занятиях
▼ Скачать + Заказать документы
Музыкально-игровая деятельность дошкольников на занятиях
Психологическая теория деятельности (Л. Выготский и А. Леонтьев) выделяет три основных вида человеческой деятельности — трудовую, игровую и учебную, которые тесно взаимосвязаны. Одной из разновидностей активных методов обучения является дидактическая игра. Немецкий психолог К. Гросс, в начале ХІХ в. первым предпринявший попытку систематизировать изучение игры, называет её начальной школой поведения. Следует отметить, что в последнее время заметно возрос интерес психологов, педагогов, в частности дидактов, к игре как средству развития познавательного интереса.
Публикация «Музыкально-игровая деятельность дошкольников на занятиях» размещена в разделах
Если рассматривать структуру развёрнутой игровой деятельности, то можно определить её основные компоненты: побудительные — потребности, мотивы, интересы, стремления, определяющие желание ребёнка участвовать в игре; ориентировочные — определяющие выбор средств и способов игровой деятельности; исполнительские — действия, операции, позволяющие реализовать игровую цель; контрольно-оценочные — коррекция и стимулирование активности игровой деятельности. Л. Выготский понимал игру как благоприятную среду для зарождения познавательных сил ребёнка, как основу для преобразования игровых действий в умственные. Он назвал игру «девятым валом развития», руководящим средством воспитания и обучения.
Выдающийся психолог Д. Эльконин подчёркивал социальную природу игры. Проанализировав структуру сюжетно-ролевой игры, он выделил единицу игры — роль, которую берёт на себя играющий. Разработку теории и практики дидактической игры начал Я. А. Коменский. Сложным вопросом в теории дидактических игр является их классификация. Дидактические игры отличаются от остальных рядом характерных особенностей: познавательное содержание в них объединяется с игровой формой; Правильное проведение дидактической игры обеспечивается чё ткой организацией: формулированием цели игры, выяснением количества игроков, подбором дидактических материалов для проведения игры, планированием временного фактора, подведением итогов. Правильно организованная интересная дидактическая игра обогащает процесс мышления индивидуальными чувствами, развивает само-регуляцию, тренирует волевые качества ребёнка. Игровая модель обучения призвана реализовывать, помимо основной дидактической цели, ещё и комплекс задач: обеспечение контроля над эмоциями; предоставление ребёнку возможности самоопределения; воодушевление и помощь в развитии творческого воображения; предоставление возможности развития навыков сотрудничества (в социальном аспекте, а также развития умений формулировать и высказывать своё мнение. В соответствии с игровой моделью участники учебного процесса находятся в других условиях, в отличие от традиционного обучения. Учащимся предоставляется максимальная свобода интеллектуальной деятельности, ограниченная лишь определёнными правилами игры.
Определяя виды музыкально-дидактических игр, необходимо отметить разные позиции к классификации. К. Тарасова делит музыкально-дидактические игры на :
1. Сюжетно-ролевые;
2. Ролевые;
3. Настольные;
4. Подвижные [12].
Каждая игра имеет свою задачу, направленную на восприятие различных свойств звука: высоты, тембра, динамики и ритма. Организация игр предусматривает два руководства со стороны взрослых: прямое и косвенное. Прямое руководства происходит, как правило, когда взрослый помогает каждому ребенку проявить себя, активизирует деятельность малоактивных детей, оказывает помощь, учит способам самостоятельных действий. Взрослый выступает в роли лидера.
Косвенное руководство включает в себя:
1. Создание благоприятной эмоциональной атмосферы, способствующей раскрытию творческого потенциала детей;
2. Формирование доброжелательных отношений между детьми, объединяющимися для в небольшие группы по интересам и склонностям.
Известному педагогу В. А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». «Рука - это инструмент всех инструментов», сказал еще Аристотель. «Рука — это своего рода внешний мозг», писал Кант.
Игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию, также они развивают чувства ритма.
Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношения многих звуков.
Целью занятий по развитию ловкости и точности пальцев рук является развитие взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизация их работы. В правом полушарии мозга у нас возникают различные образы предметов и явлений, а в левом они вербализируются, то есть находят словесное выражение, а происходит этот процесс благодаря «мостику» между правым и левым полушариями. Чем крепче этот мостик, тем быстрее и чаще по нему идут нервные импульсы, активнее мыслительные процессы, точнее внимание, выше способности. У самых разных народов пальчиковые игры были распространены издавна. В Китае распространены упражнения с каменными и металлическими шарами. Регулярные занятия с ними улучшают память, деятельность сердечно-сосудистой и пищеварительной систем, устраняют эмоциональное напряжение, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус. А в Японии широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами. Прекрасное воздействие оказывает перекатывание между ладонями шестигранного карандаша. И у нас с малолетства учили детей играть в «Ладушки», «Сороку-белобоку», «Козу рогатую». Сегодня специалисты возрождают старые игры, придумывают новые.
О пальчиковых играх можно говорить как о великолепном универсальном, дидактическом и развивающем материале. Методика и смысл данных игр состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребенка и мозговая деятельность активизируется. Для обучения в школе очень важно, чтобы у ребенка были хорошо развиты мышцы мелкой моторики. Пальчиковые игры - хорошие помощники для того, чтобы подготовить руку ребенка к письму, развивать координацию. А для того чтобы параллельно развивалась и речь, можно использовать для таких игр небольшие стишки, считалки, песенки. В принципе, любые стихотворные произведения такого рода педагоги и родители могут сами «предложить на пальцы», т. е. придумать сопровождающие речь движения для пальчиков -сначала простые, несложные, а затем эти движения усложнять. Благодаря пальчиковым играм ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между взрослым и ребенком.
Виды пальчиковых игр:
1) Пальчиковые игры с предметами;
2) Активные игры со стихотворным сопровождением;
3) Игры манипуляции;
4) Пальчиковые кинезиологические игры («гимнастика мозга»);
5) Пальчиковые игры с элементами самомассажа;
6) Пальчиковые игры с музыкальным сопровождением.
Т. к. чувство ритма развивается через движения. Например: танцевальные, физические, где задействованы группы крупных мышц, то и аналогично развивается ритм и в мелкой моторике – пальчиковой гимнастике. Где применяется те же способы и приемы развития ритма: смена размеров и ритма.
Характеристика развития чувства ритма по возрастым группам в ДОУ представлена в Таблице.
Таблица
Характеристика развития чувства ритма по возрастным группам в ДОУ (ДОО)
Возрастная группа Характеристика
2-я младшая Дети младшего дошкольного возраста непосредственны и эмоциональны. Движение, особенно под музыку, доставляет им большую радость. Однако возрастные особенности строения тела, протекания нервных процессов и их зрелости, сформированности сказываются на двигательных возможностях. Движения малышей еще недостаточно точные и координированные, плохо развито чувство равновесия, поэтому объем и разнообразие двигательных упражнений невелик, и все они носят, как правило, игровой характер. Задача педагога воспитывать интерес, потребность в движение под музыку. Побуждать детей выполнять движения в соответствии с характером и темпоритмом музыки. Развивать слуховое внимание, умение осмысленно использовать выразительные движения в соответствии с музыкально – игровым образом.
Средняя В этом возрасте у детей появляется возможность выполнять более сложные по координации движения. Возрастает способность к восприятию тонких оттенков музыкального образа, средств музыкальной выразительности. Задача педагога состоит в том, чтобы создать условия для поиска характерных особенностей пластики персонажей, деталей их поведения. Выразительность исполнения образных движений, воссоздавая образ в целом. В основном это мир природы, окружающей нас, игрушки, добрые сказочные персонажи. Детям предлагаются этюды, небольшие по содержанию рассказы, яркие короткие музыкальные произведения для освоения образа, задания для импровизации танцевальных движений, игры с импровизациями.
Старшая Возрастные особенности детей позволяют усложнить материал. Психологические особенности позволяют ребенку лучше координировать свои действия с партнером, у детей возрастает способность к сочинению, фантазии, комбинации различных 5 движений. Поэтому основным направлением в работе с детьми старшего возраста становится взаимодействие нескольких персонажей, комбинации нескольких движений и перестроений. Задачей педагога является формирование способов отношений с несколькими персонажами, развитие умений понимать их, передавать один и тот же образ в разных настроениях, в разном характере, формировать способы комбинации различных танцевальных движений и перестроений. Детям предлагаются более сложные композиции, яркие, контрастные музыкальные произведения для восприятия и передачи музыкального образа, предлагаются более сложные схемы перестроений, комбинации танцевальных движений.
Подготовительная Возрастные особенности детей позволяют осваивать сложные по координации движения, понимать сложные перестроения, чувствовать партнера и взаимодействовать друг с другом, при этом контролировать качество исполнение движения. Психологические особенности позволяют самостоятельно придумывать новые образы, интерпретировать знакомые образы, передавать их взаимодействие. Дети подготовительной к школе группы способны к самостоятельному сочинению небольших танцевальных композиций с перестроением и комбинацией танцевальных движений. Задачей педагога на данном этапе остается формирование способов отношений между партнерами, восприятия и передачи музыкальных образов с оттенками их настроения и характера, образно-пластического взаимодействия между несколькими партнерами. На данном этапе педагог создает детям как можно больше условий для самостоятельного творчества.
.
На основе выше изложенного, делаю вывод:
- Музыкальные игры являются важным средством развития музыкальной деятельности детей. Основное их назначение – в доступной форме привить детям любовь к музыке. Ценность этих игр в том, что они доступны детскому пониманию, вызывают интерес и желание участвовать в них. В ходе музыкальных игр дети учатся различать музыкальные звуки по высоте, продолжительности, громкости и тембру, звучание разных музыкальных инструментов (барабана, бубна, погремушки и др., а также голоса других детей, развивают чувства ритма. Все это способствует развитию у них музыкального слуха, внимания и памяти. В результате дети получают не только необходимые знания об основах музыкальной грамоты, но и учатся любить, ценить и понимать музыку.