Ивушкина Ирина Алексеевна
Музыкально-дидактические игры в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. В дошкольной педагогике ее рассматривают и как один из основных методов воспитания, обучения и как одну из форм организации деятельности детей.
Также игра является средством усвоения, закрепления и углубления знаний дошкольников. В работах ученых неоднократно подчеркивалось ее развивающее значение на детей данного возраста (Е. И. Тихеева, Д. В. Меджерицкая, А. П. Усова). Игры выполняют различные функции в жизни детей: воспитательную, образовательную, обучающую, развивающую, познавательную, коммуникативную, развлекательную, функцию отдыха, организаторскую, ценностно – ориентационную и др.
Публикация «Музыкально-дидактические игры в детском саду» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыкальные дидактические игры и пособия
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
В игре ребенок закрепляет свой опыт познания окружающего мира и его преобразование, осуществляется всестороннее развитие ребенка.
Игра – одно из важнейших средств умственного и нравственного воспитания детей.
Дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме.
Использование дидактических игр помогает решать следующие задачи:
- развитие познавательного интереса;
- глубокое усвоение материала даже слабоуспевающими детьми;
- активация познавательной деятельности;
- создание условий для самовыражения личности;
- повышение творческого потенциала детей (обучающихся);
- разнообразие учебной деятельности;
- развитие навыков коммуникации, чувство коллективизма, отношений
доброжелательности;
- включать учащихся в продуктивную мыслительную деятельность,
стимулируемую игровыми ситуациями;
- развивать творческое воображение и способность открывать новые знания,
находить новые способы учебного действия;
- формировать положительную мотивацию к обучению.
Основные функции дидактической игры :
- развивающая (развитие памяти, мышления, речи);
- релаксационная (снятие эмоционального напряжения);
- развлекательная (превращение занятия из скучного материала в увлекательное приключение).
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, формой обучения, самостоятельной игровой деятельности, средством всестороннего воспитания личности ребенка.
Дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра- основной вид деятельности детей. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели :
- одна из них обучающая, которую преследует взрослый;
- другая – игровая, ради которой действует ребенок.
Большое значение для развития функции мышления имеют игры, требующие демонстрацию уже имеющихся знаний, умений, навыков; широту кругозора и реагирование на различные обстоятельства.
Воспитательное значение дидактических игр велико: в процессе игровой деятельности развиваются буквально все психические функции и качества ребенка: острота ощущений и восприятия, внимание, оперативная память, воображение, мышление, социальные чувства, волевые качества.
Виды дидактических игр:
- игры по сенсорному восприятию,
- словесные игры,
- игры по ознакомлению с природой,
- по формированию математических представлений,
- игры с дидактическими игрушками,
- настольно-печатные игры,
- псевдосюжетные игры,
- словесные игры,
- обучающие,
- контролирующие,
- обобщающие,
- игры- путешествия,
- игры – поручения,
- игры-предположения,
- игры-загадки,
- игры-беседы (игры-диалоги,
- предметные,
- сюжетные,
- ролевые,
- имитационные,
- драматизации,
- деловая игра.
Музыкально-дидактическая игра – это игра, целью которой является развитие музыкальных способностей и углубление представлений детей о средствах музыкальной выразительности.
Основное назначение музыкально-дидактических игр :
- формировать у детей музыкальные способности;
- в доступной игровой форме помочь детям разобраться в соотношении звуков по высоте;
- развивать чувство ритма, тембровый и динамический слух;
- побуждать детей к самостоятельным действиям с применением знаний полученных в процессе НОД по музыкальному развитию детей.
Значение музыкально-дидактических игр.
Восприятие музыки – сложный процесс, требующий внимания, памяти, развитого мышления, разнообразных знаний. Всего этого у дошкольника пока нет. Поэтому необходимо научить ребенка разбираться в особенностях музыки, как вида искусства, сознательно акцентировать его внимание на средствах выразительности
(темп, динамика и т. п., различать музыкальные произведения по жанру, характеру.
Музыкально-дидактические игры, воздействуя на ребенка комплексно вызывают у него зрительную, слуховую и двигательную активность, тем самым расширяя музыкальное восприятие в целом.
Музыкально-дидактические игры должны быть просты и доступны, интересны, привлекательны. В процессе игры дети не только приобретают специальные музыкальные знания, у них формируются необходимые черты личности, и в первую очередь чувство товарищества, ответственности.
Музыкально-дидактические игры должны быть интересно и красочно оформлены. Например, карточки с изображением музыкальных образов – яркими, художественными, точно соответствовать содержанию игры.
Применение музыкально-дидактических игр и пособий.
В процессе пения, в процессе слушания музыки, в процессе игры на детских музыкальных инструментах, в процессе ритмических движений.
Методика применения музыкально-дидактических игр.
Педагог знакомит детей с игрой, объясняя задание. Оно может выполняться под музыку как одним ребенком так и всей группой.
Одной из классификаций музыкально-дидактических игр являются игры на развитие музыкально-сенсорных способностей детей : звуковысотного, ритмического, динамического и тембрового слуха.
Музыкально-дидактические игры для каждой возрастной группы представлены в определенной последовательности постепенно усложняющихся музыкально-сенсорных задач. Настольные музыкальные игры разработаны в соответствии с основным дидактическим принципом – принципом наглядности, предполагающим опору на слуховые, зрительные, двигательные ощущения и учитывающим наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста. Так, в упражнениях и играх используются песни или небольшие инструментальные пьесы, в которых выделяется какое-либо одно свойство музыкального звука.
Сфера применения музыкально-дидактических игр.
Праздники, развлечения, досуг, музыкально-ритмические занятия, самостоятельная деятельность детей.