Рушана Лаврова
Музыкально-дидактические игры. Рисование музыки
Изобразительное искусство и музыкальная культура два неотъемлемых компонента в развитии личности ребенка. Они дополняют друг друга во всех направлениях. Через синтез музыки и живописи, ребенок может «увидеть» музыку или услышать «картину», так как эти виды искусства взаимосвязаны и вытекают одно из другого.
Для начала включите веселую, задорную музыку. Это может быть "Шутка" И. С. Баха или "Итальянская полька" С. Рахманинова. В первую очередь ребенок должен просто внимательно прослушать произведение. Перед началом рисования поинтересуйтесь у ребенка, какого цвета карандаши он хочет взять для рисунка. Логично предположить, что малыш выберет карандаши ярких, красочных тонов. Во время всего процесса снова должна звучать та же музыка. Попросите малыша рассказать вам, почему именно эта картинка подходит для данной музыки. Помогите наводящими вопросами: веселая или грустная музыка звучала во время рисования, какое настроение было у него в это время, что он представлял себе, слушая звучащую музыку? Стремясь научить ребенка правильно определять характер и настроение музыки, вы развиваете и другие немаловажные качества, такие, как память, мышление, разговорная речь.
Точно такое же задание можно выполнять и под музыку грустного, печального характера. В этом случае вы можете включить произведение Шуберта "Аве Мария" или "Лебедь" Сен Санса. Теперь ребенок, скорее всего, выберет карандаши более темных оттенков, а его рисунок будет отличаться от предыдущего. Если малыш самостоятельно не сможет выбрать сюжет для своего рисунка, помогите ему ненавязчивыми советами. К примеру, под веселую, радостную музыку предложите ему нарисовать голубое небо с ярким солнышком, а под произведение грустного характера серое небо с темными тучами.
Для дошкольников при формировании «музыкального вкуса», нужно использовать классические произведения (Чайковский П. И. «Времена года», Л. Бетховен. "К Элизе", "Лунная соната", И. Брамс. Венгерские танцы, "Колыбельная", А. Вивальди "Времена года", С. Прокофьев. "Петя и волк", "Танец рыцарей" ,С. Рахманинов. "Итальянская полька", Н. А. Римский-Корсаков. "Полёт шмеля"," Три чуда" из оперы "Сказка о царе Салтане; Г. Свиридов. Вальс к повести А. С. Пушкина "Метель" ,К. Сен-Санс "Карнавал животных" ,С. Танеев. "Колыбельная" и т. д.)
• Дать прослушать музыкальное произведение, и на слух помочь ребенку определить «какая была музыка?» («грустная», «веселая», «спокойная» и т. д) • Рассуждаем с ребенком. Какие мысли навеяла эта мелодия. Какие картинки всплыли в его в голове.
• Выяснив, какой образ «видел» ребенок, предлагаем ему, попробовать изобразить его фантазию на листе (при этом наша музыка играет не так громко в комнате, чтобы ребенок при рисовании прислушивался к мелодии, и не забывал, то что хочет нарисовать)