Ксения Победенная
Музыкально-цветовая синестезия
▼ Скачать + Заказать документы
Музыкально-цветовая синестезия
Способность чувствовать гармонию звуков в музыке, цвета — в живописи, слов — в поэзии, волновало многих людей с давних времён. Ещё древнегреческий философ Аристотель в своём трактате «О душе» писал: «Цвета по приятности их гармоний могут относиться между собою подобно музыкальным созвучиям и быть взаимно пропорциональными».
Публикация «Музыкально-цветовая синестезия» размещена в разделах
Для Пифагорейцев, так называли себя ученики и последователи учения древнегреческого философа и математика Пифагора, цвета спектра соответствовали семи музыкальным тонам. Великий русский учёный Михаил Васильевич Ломоносов, отмечал что, цвета удивительно согласуются с музыкой. Английский физик, математик и астроном Исаак Ньютон, рассматривая радужную полоску света на стене, определил, что она состоит из целой цветовой гаммы, сходной со звуковой. В итоге каждому цвету соответствовал звук, таким образом, данное открытие приблизило учёных к разгадке таинственной связи звука и цвета. Среди людей большая редкость встретить тех, кто обладает уникальным даром видеть в звуке цвет, т. е. цветным слухом, но всё же подсознательно мы чувствуем оттенки музыки и слушаем только то произведение, которое «окрашено» в приятные нам цвета. Уникальным даром — цветным слухом, обладали всего лишь несколько композиторов: русские композиторы Н. А. Римский — Корсаков и А. Н. Скрябин, немецкие композитор — Р. Вагнер и французский композитор Гектор Берлиоз и другие. Однако именно русского композитора А. Н. Скрябина обладавшего от природы цветным слухом, считают основоположником цветомузыки. Он выстроил свой спектр, в котором нота «до» обозначала красный цвет, нота «ре» — желтый, «ля» — зеленый, ноты «ми» и «си»- сине-белесоватый, «фа» — ярко синий, а нота «соль» — оранжево-розовый.
Когда мы слушаем ту или иную музыку, в нашем мозге формируются связи между восприятием музыки и определенным цветом. Какие именно цвета будут ассоциироваться с теми или иными мелодиями, зависит от того, какие чувства мы переживаем при их прослушивании. Такие результаты были получены исследователями из Калифорнийского Университета в Беркли.
Согласно данным исследованиям, проведенным на широкой выборке респондентов, люди ассоциируют классические музыкальные произведения с одними и теми же цветами. Из этого следует предположение, что в целом существует определенная универсальная эмоциональная палитра, которая определяет ассоциативную связь музыки и цвета. Полученные результаты проливают новый свет на понимание механизмов синестезии.
При помощи цветовой палитры ученые показали, что быстрая, энергичная музыка в мажоре ассоциируется с яркими, светлыми, теплыми оттенками, а медленная печальная музыка - с цветами более темными, блеклыми, холодными.
«Полученные результаты обладают удивительно высокой значимостью и надежностью, они воспроизводятся на выборках, принадлежащих к различным культурам. Они недвусмысленно указывают на ключевую роль эмоций в процессах, которые происходят в мозге, когда устанавливается ассоциативная связь между музыкой и цветом», - рассказывает Стивен Палмер из Университета в Беркли, один из авторов исследования, опубликованного в журнале PNAS – Бюллетене Национальной Академии наук США.
"К нашему удивлению, по результатам стало возможно предсказывать с 95%-й вероятностью, какой цвет - воспринимающийся как радостный или печальный - люди будут выбирать при прослушивании той или иной музыки", - говорит Палмер.
Исследователи провели несколько экспериментов. В первом эксперименте испытуемых просили выбрать из 37 заранее отобранных цветов 5, которые лучше всего соответствуют музыкальным фрагментам, которые они должны были прослушивать. Палитра состояла из ярких, светлых, темных и средних оттенков красного, оранжевого, желтого и других цветов радуги. Дополнительно их просили оценивать каждый музыкальный фрагмент по шкалам положительной/отрицательной, сильной/слабой, оживленной/тоскливой и агрессивной/спокойной эмоций.
Результаты показали, что большинство испытуемых выбирали преимущественно яркие, теплые оттенки при прослушивании более ритмичной, позитивной музыки и темные, холодные, блеклые тона – при прослушивании более спокойной, грустной, медленной музыки.
В двух последующих экспериментах изучались взаимосвязи восприятия музыки и лиц, а также лиц и цвета. Результаты подтвердили гипотезу исследователей о том, что «во взаимосвязь музыки и цвета включены основные эмоции». Об этом говорит Карен Шлосс, второй автор статьи и исследователь в Университете Беркли. Тот же паттерн результатов возникал и в том случае, когда участники исследования выбирали выражения лица, которые лучше всего подходили к тому или иному музыкальному отрывку. Музыка в мажоре соотносилась испытуемыми с выражениями радости на лице, а минорные отрывки – с экспрессиями печали. С другой стороны, радостное лицо чаще всего соотносили с желтыми и другими
В детском возрасте органы чувств развиваются наиболее активно, поэтому ребёнка легче научить воспринимать музыку цвета, чем взрослого. Развитие цветомузыкального восприятия у детей является эффективным средством эстетического воспитания. Способность соотносить эмоциональное содержание музыки с эмоциональной выразительностью цвета проявляется детьми в отображении художественного образа музыкального произведения при выражении в рисунке своих цветоощущений.
Первым шагом в этом направлении для меня стал проект «Музыка красок и радуга звуков». В ходе проекта были проведены музыкальные гостиные «Музыка красок» и «Радуга звуков». В ходе мероприятия «Музыка красок» вся прозвучавшая музыка, в зависимости от характера отправлялась детьми в домики разных цветов – красный, темно синий и белый. Дети прослушали фрагменты произведений: «Снежинки» А. Стоянова, Д. Кабалевский «Клоуны», П. И. Чайковский «Болезнь куклы». Домашним заданием было нарисовать картину по понравившемуся фрагменту.
В ходе мероприятия «Радуга звуков», которая проходила совместно с мамами, дети прослушали сказку о холодных и теплых цветах. Далее им были предложены для прослушивания два произведения – «Вальс цветов» и «Гроза» П. И. Чайковского. В ходе слушания дети определили какому произведению подходят холодные цвета, какому теплые. Закрасив соответствующими цветами листы с помощью трафаретов, творческие работы детей превратились в волшебный лес. В конце мероприятия дети организовали выставку своих работ, а с мамами была проведена беседа «Как ребенку помочь услышать мир в красках». В результате проекта дети познакомились с новыми музыкальными произведениями, закрепили знания об инструментах, холодных и теплых цветах, умение через рисунок представить образ произведения.
В процессе музыкально — творческой деятельности детей происходит формирование интереса к музыкальному и художественному творчеству, дети открывают то прекрасное в искусстве, без чего жизнь не может быть возможной и интересной, реализовывают свои творческие способности, что является главной задачей нашей работы, а родители видят какую важную роль играет музыкальное искусство в формировании духовной культуры, в развитии интеллектуальной, творческой и социально-активной личности ребёнка.