Ирина Фадеева
Музыкальная НОД «В светлом зале у рояля» (из цикла экскурсий в детскую музыкальную школу)
▼ Скачать + Заказать документы
В светлом зале у рояля.
(Из цикла экскурсий в детскую музыкальную школу)
Музыкальный руководитель. Ребята, сегодня у нас новая встреча с Маэстро (Достает игрушку-Маэстро). Маэстро куда ты нас поведешь?
Маэстро. Сегодня мы пойдем в самый большой и торжественный
класс музыкальной школы (Заходят. Их встречают учитель и ученики музыкальной школы).
Публикация «Музыкальная НОД „В светлом зале у рояля“ (из цикла экскурсий в детскую музыкальную школу)» размещена в разделах
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2013
Учитель. Это зал, где ученики и даже учителя выступают на концертах. Здесь стоит самый большой музыкальный инструмент - концертный рояль.
Маэстро Посмотри-ка, у рояля
Крышка есть, и есть педали,
На спине крыло большое,
Словно парус над волною.
Много черных, белых клавиш -
Сразу их не сосчитаешь!
Вот послушайте-ка, дети,
Голоса у клавиш этих!
Преподаватель музыкальной школы демонстрирует звучание рояля.
Справа звук высокий, тонкий,
Словно жаворонок звонкий.
Слева низкий звук гудит,
Словно рядом кто-то рычит.
Ну а посреди, как раз,
Голос средний, как у нас!
Маэстро. Вот как прекрасно звучит рояль. На какой инструмент он
похож? (ответы детей)
Да, по-другому, рояль зовут странно,
Немного непонятно - фортепиано.
И пианино так называют.
«Форте» - «громко» обозначает,
А «пианино» - «тихо», «тихонько».
Клавиш коснись рукою легонько.
Слышишь, рояль начинает звучать?
И громко и тихо он может играть!
Дети слушают в исполнении учащихся музыкальной школы пьесы
Р. Шумана «Веселый крестьянин», «Грезы», отмечают, как по разному звучат пьесы на одном и том лее инструменте. В чем разница?
Учитель. А знаете, ребята, слово «рояль» означает «королевский».
И действительно, среди музыкальных инструментов ему нет равных
по умению звучать так разнообразно. Он одновременно и
многозвучно мощный, и певуче нежный. Он может звучать с
виртуозным блеском, рассыпаясь феерическими пассажами, и петь
самые певучие мелодии. Словом, настоящий инструмент - оркестр.
А начинался рояль с одной струны. Она была натянута на
прямоугольный ящик, и древний математик Пифагор изучал ее
свойства, заставляя колебаться то целую струну, то ее часть.
(Дети вместе с Маэстро экспериментируют с натянутой струной). Позднее этот инструмент превратился в многострунный клавесин. Клавесин издавал звуки, различные по высоте, но по силе звучания они были одинаковы, оттого и немного монотонны. И вот итальянский мастер Бартоломео Кристофори построил инструмент, в котором по струнам ударяли молоточки, обтянутые кожей, от этого сила звука менялась, если по клавише ударяли сильнее или слабее. Долгое время клавесин не хотел уступать дорогу новому инструменту. Но тут помогли композиторы, они стали сочинять такую музыку, которую невозможно было сыграть на клавесине. Все композиторы создают произведения для рояля. Целый вечер пианист может играть на рояле, и слушателям не кажется его звук однообразным. Многие композиторы были в то же время и выдающимися пианистами. Моцарт, Бетховен, Шуман, Шопен, Рахманинов выступали перед публикой, сами исполняя свои сочинения на рояле… Имена выдающихся пианистов знает весь мир, и мы с вами слушали в грамзаписи музыку в исполнении Святослава Рихтера. Пройдут годы и, может быть, кто-то из вас, или из учащихся, которые выступали сегодня перед вами тоже станет знаменитым музыкантом или композитором, а сейчас давайте все вместе встанем к нашему роялю и, как настоящие артисты споем нашу любимую песню Л. Абеляна «Прекрасен мир поющий».