Анна Рольгейзер
Музыкальная гостиная для педагогов «Природа в музыке, поэзии, живописи»
▼ Скачать + Заказать документы
«Природа в музыке, поэзии, живописи»
(Музыкальная гостиная для педагогов ДОУ)
Цели и задачи:
• Познакомить с произведениями русских поэтов и писателей о родной природе.
• Познакомить с произведениями композиторов П. И. Чайковского, Г. В. Свиридова.
• Воспитывать у детей чувство прекрасного, эмоциональное развитие детей.
• Формировать экологическую культуру.
Публикация «Музыкальная гостиная для педагогов „Природа в музыке, поэзии, живописи“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Ход МЕРОПРИЯТИ
Уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас в моей музыкальной гостиной. Сегодня наша встреча посвящена красоте русской природы. Она удивительна разнообразна красками и формами: жуки, бабочки, стрекозы, цветки, листья, капли росы, снежинки – какое разнообразие красоты! Даже на островках природы в городе – во дворах, парках, газонах! А сколько красоты в лесу, на лугу, среди поля, у реки, у озера! А сколько в природе звуков – целые многоголосия хоров насекомых, птиц, лягушек и других животных!
Природа – настоящий храм красоты, и не случайно все поэты, художники, музыканты черпали свои замыслы, наблюдая их в природном окружении.
Без музыки не проживу и дня!
Она во мне. Она вокруг меня.
И в пенье птиц и в шуме городов,
В молчанье трав и в радуге цветов,
И в зареве рассвета над землей…
Она везде и вечно спутник мой.
Ей все подвластно: радость и тоска,
В ней просто миг – и долгие века.
И воскресить умеет и убить,
Заставит полюбить и разлюбить.
Но разве может жить она без нас,
Хотя бы день, полдня, хотя бы час!
Без наших дум и радостей земных,
Без мелочей смешных и несмешных?
Мы ей за все “спасибо” говорим.
И, веря в торжество ее, – творим!
Музыка и стихи – это то прекрасное, без чего человек не может жить. Сегодня мы с вами и будем говорить о природе в музыке, поэзии, живописи. Писатель Паустовский сказал чудесные слова: “… и если мне хочется иногда жить до ста двадцати лет, то только потому, что мало одной жизни, чтобы испытать до конца все очарование и всю исцеляющую силу нашей русской природы. Любовь к родной природе – один из вернейших признаков любви к своей стране.
Композиторы сочинили множество песен о красоте природы. Может ли песня внести радость в наше сердце? А стихи? А природа? В ней есть душа, в ней есть язык, только к сожалению, не каждому дано услышать этот язык, понять его. Но многим талантливым людям, таким как поэт С. А. Есенин, композитор П. И. Чайковский, Г. В. Свиридов удалось понять язык природы и всем сердцем полюбить ее, поэтому, и создали они много прекрасных произведений.
Звуки природы послужили основой для создания многих музыкальных произведений. Природа мощно звучит в музыке. Учились у природы и великие музыканты : Чайковский не выходил из леса, когда писал детские песенки о природе и цикл “Времена года”. Лес подсказывал ему настроение и мотивы музыкального произведения.
Звучит музыка Чайковского “Подснежник”
Многие полотна русских художников посвящены именно лесу. На полотнах Шишкина запечатлены характерные виды восточно-европейской тайги. Они часто воспроизводятся в виде иллюстраций к географическим описаниям русской природы. В русской пейзажной живописи очень много произведений, посвященных временам года: осень, зима, весна – любимые темы русской пейзажной живописи на протяжении 21 века и позднее. И главное, в ней не неизменные элементы природы, а чаще всего временные: осень ранняя или поздняя, вешние воды, тающий снег, дождь, гроза, зимнее солнце, выглянувшее на мгновенье из-за тяжелых зимних облаков.
Слайды с полотнами Шишкина в сопровождении музыки Вивальди
В русской природе нет вечных, не меняющихся в разные времена года крупных объектов вроде гор, вечнозеленых деревьев, все в русской природе непостоянно по окраске и состоянию. Деревья – то с голыми ветвями, создающими своеобразную “графику зимы”, то с листвой, яркой, весенней, живописной. Разные состояния воды, принимающей на себя окраску неба и окружающих берегов, меняющиеся под действием сильного или слабого ветра дорожные лужи, различная окраска самого воздуха, туман, роса, иней, снег. Вечный маскарад, вечный праздник красок и линий, вечное движение в пределах года или суток.
Звучит музыка Римского-Корсакова «Океан-море синее»
Задание 1. При прослушивании произведения педагоги должны передать настроение муз произведения. Нарисуйте своё впечатление различными линиями, пятнами (красками карандашами и т. д.)Объясните свой рисунок.
У русской природы было много певцов, но редко у кого из художников природа России была выражена с такой полнотой как у Левитана. Левитана называют открывателем красот нашей русской земли, тех красот, что лежат рядом с нами и каждый день и час доступны нашему восприятию. Его картины дают не только наслаждение глазу, они помогают понять и изучить нашу Землю, ее природу.
Слайды с картинами Левитана «В сосновом лесу».
Сейчас я предлагаю интересное задание. "Создание своего стихотворения о зиме" (синквейна.) Синквейн создаётся следующим образом (раздать каждой группе алгоритм синквейна) :
1 строчка - существительное
2 строчка - 3 прилагательных
3 строчка - 3 глагола
4 строчка - предложение о предмете
5 строчка - существительное или словосочетание, отражающее главную мысль всего стихотворения.
Предлагаю образец, давайте проанализируем:
Снегопад
Пушистый, воздушный, удивительный
Идёт, кружит, танцует
В белоснежные одежды всю землю
Красота!
Сейчас мы попробуем создать свой стих о зиме-сиквейн. Перед вами алгоритм его написания. сталось выбрать слова ( Предлагаю такие слова: метелица, зима, узор, холод, буря).
Мы сегодня услышали прекрасные произведений о природе, увидели замечательные картины. Надеюсь, что после этого праздника души вам захочется научитесь ее слышать и видеть не только глазами, но и сердцем. Еще когда-то великий художник Леонардо де Винчи сказал: “В наставницы себе я взял Природу, учительницу всех учителей”. Поэтому наблюдайте, совершайте свои путешествия и прогулки в природу, запоминайте ее краски, звуки, пишите стихи, рисуйте свои картины, создавайте свои поделки. Я надеюсь, что прозвучавшая музыка Римского-Корсакова, Чайковского подарили вам частицу красоты, тепла, добра, мудрости и крупицу человечности и надежды на то, что мы будем счастливы, если будем любить и охранять родную природу.
1 строчка - существительное
2 строчка - 3 прилагательных
3 строчка - 3 глагола
4 строчка - предложение о предмете
5 строчка - существительное или словосочетание, отражающее главную мысль всего стихотворения.
Снегопад
Пушистый, воздушный, удивительный
Идёт, кружит, танцует
В белоснежные одежды всю землю
Красота!
1 строчка - существительное
2 строчка - 3 прилагательных
3 строчка - 3 глагола
4 строчка - предложение о предмете
5 строчка - существительное или словосочетание, отражающее главную мысль всего стихотворения.
Снегопад
Пушистый, воздушный, удивительный
Идёт, кружит, танцует
В белоснежные одежды всю землю
Красота!