Жанна Рубан
Проект «Музыка здоровья»
«Без музыки трудно представить себе жизнь человека. Без звуков музыки она была бы неполна, глуха, бедна…»
Д. Д. Шостакович
От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. В последние десятилетия во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Ученые доказали, что с помощью музыки можно регулировать психическое состояние, а правильно подобранный музыкальный ритм облегчает стрессовое состояние. Именно музыка, с её удивительными свойствами регулировать эмоциональное и душевное состояние, призвана помочь преодолеть ощущение дискомфорта: неуверенность, рассеянность, страх, боязнь чего-либо.
Публикация «Проект „Музыка здоровья“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Музыка. Проекты, планы, недели
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
Музыка одно из самых удивительных чудес на земле. Она играет огромную роль в жизни каждого человека, независимо от времени и возраста.
Сейчас, где бы мы ни были, повсюду сталкиваемся с различными мелодиями. Это могут быть такие места как: магазин, автобус, уличная площадь. Музыкальные звуки сопровождают нас на протяжении всей нашей жизни. Музыка влияет на здоровье, на настроение, на поведение человека, что приобретает сегодня особую актуальность.
У каждого человека свои музыкальные предпочтения. Кто-то любит классическую музыку, кто-то рок-музыку, кто-то попсу и т. д.
Актуальность: художественно-эстетическое развитие детей, приобщение к классической, народной и эстрадной музыке, раскрытие в детях разносторонних способностей с целью укрепления психического и физического здоровья.
Цель проекта : создание педагогических условий, способствующих формированию и развитию певческих способностей для укрепления здоровья детей старшего дошкольного возраста при использовании возможностей музыкального искусства.
Цель достигается в процессе решения поставленных задач.
Задачи проекта :
1. Стимулировать формирование основ творческого воображения, мышления, фантазии.
2. Учить воспринимать, осознавать, различать, сравнивать эмоционально-образноесодержание песенного репертуара.
3. Развивать способности к самосозиданию и самовыражению.
4. Формировать коммуникативные навыки.
5. Укреплять психическое и физическое здоровье детей.
6. Способствовать формированию положительного эмоционального отношения к ценности здоровья : собственного и окружающих людей.
7. Укреплять речевой аппарат с помощью артикуляционной гимнастики.
8. Пополнять словарный запас, образность речи.
9. Развивать певческие умения, отмечать правильность звукообразования.
10. Воспитывать готовность к творческому проявлению, исполнительскую, зрительскую культуру и художественный.
В ходе реализации проекта использовались различные приемы и методы организации образовательного процесса: практические (упражнения, динамические паузы, голосовые и подвижные игры, словесные (рассказы, беседы, объяснения, пояснения, наглядные (схемы-таблицы, иллюстративный материал, методы стимулирования и мотивации (похвала, поощрение, предвосхищающая положительная оценка).
В период с 10 января по 10 августа 2019 года в рамках реализации данного проекта составлен сборник музыкальных игр оздоровительной направленности, проведен мастер-класс для родителей «Дыхательная гимнастика по методу А. Н. Стрельниковой, состоялись тематические выставки «Музыка в природе», «Музыка и животные», «Музыка в сказках». Во взаимодействии с родителями реализованы семейные мини-проекты «Классическая музыка дома».
Дыхательная гимнастика Стрельниковой – это немедикаментозный оздоровительный метод.
Это гимнастика универсальна. Она может быть лечебной и профилактической, оздоровительной и развивающей, восстанавливающей силы и улучшающей настроение.
Три главных правила гимнастики:
1. Вдох – громкий, короткий, активный (просто шумно на всю комнату как бы нюхая запах)
2. Выдох – абсолютно пассивный (уходит через рот или нос – кому как удобно, но лучше, если через нос). Лучше детям о выдохе не говорить! Воздух должен сам уходит через нос или через рот после каждого вдоха. На первых порах это бывает сложно: воздух задерживается или, наоборот выталкивается. Но по мере тренировки, выполняя рекомендации, данные в описании упражнений, вы освоите «стрельниковский» вдох.
3. Вдохи - выполняются одновременно с движениями: хватаем – нюхаем, наклоняемся – нюхаем, приседаем – нюхаем…
Основные правила при проведении гимнастики:
1. Думать только о вдохе, тренировать только его. Вдох должен быть шумным, резким и коротким (наподобие хлопка) .
2. Выдох должен происходит после каждого вдоха самостоятельно и желательно через рот. Не надо задерживать и выталкивать выдох. Он должен проходит сам собой. Шумного выдоха не должно быть.
3. Вдох делается одновременно с движениями. Все вдохи-движения надо делать в темпе-ритме строевого шага.
4. Дыхательные упражнения можно делать стоя, сидя, лежа.
5. Счет в данной гимнастике делается только на 8 (восьмерками)
На основании данных входящей и заключительной диагностик у дошкольников прослеживается улучшение общего состояния здоровья с 78% от общего количества детей, участвующих в проекте до 81%, повышение их самооценки и уверенности в себе с 52% до 56%, развитие эмоциональной сферы и активных сторон личности с 63% до 67%, достигнута оптимальная психологическая адаптированностьк образовательному процессу у 84% дошкольников (в начале реализации проекта 77%).
Итоговым мероприятием реализации проекта стал показ музыкально-творческих номеров для родителей и детей других возрастных групп детского сада.
Музыкальный руководитель : Рубан Ж. Д.