Департамент труда и социальной защиты
Музыка помогает в реабилитации воспитанников особых семейных центров
2243370-11
С начала года специалисты особых семейных центров провели более 2 тысяч сеансов музыкальной терапии. Занятия активизируют творческие способности ребенка, улучшают настроение, учат преодолевать трудности и расширять кругозор. Подробнее об этом рассказала музыкальный терапевт особого семейного центра «Семь-Я» Екатерина Ключникова.
Музыкальная терапия – это метод лечения и реабилитации детей с расстройствами аутистического спектра, ограниченными возможностями здоровья, ДЦП и ментальными нарушениями. Она помогает развивать речь, интеллект, понимать и управлять эмоциями, стимулировать творческое мышление.
Публикация «Музыка помогает в реабилитации воспитанников особых семейных центров» размещена в разделах
«Музыкотерапия положительно воздействует на физиологическое и эмоциональное развитие ребенка. Когда он слушает любимую музыку, у него улучшается работа мозга, повышается настроение и появляется стимул узнавать что-то новое. Это лечение, у которого нет побочных эффектов», – сказала музыкальный терапевт особого семейного центра Екатерина Ключникова.
У 7-летнего Андрея задержка в развитии, которая стала причиной нарушения речи. Мальчик бесконтрольно повторял слова и звуки, произнесенные другими людьми, а также не мог удерживать внимание на собеседнике. Специалисты особого семейного центра решили применить технику музыкотерапии.
На занятиях Андрею понравилось звучание музыкального инструмента – укулеле – это гавайская четырёхструнная гитара. Терапевт добавила к урокам вокал и предложила мальчику подпевать. Благодаря тому, что ребенку надо было повторять за специалистом в определенный момент, а не когда ему хочется, уровень осознанности его общения повышался. Мальчик стал лучше концентрироваться, его словарный запас расширился. Тренинги помогли Андрею уменьшить повторение случайных звуков, научиться смотреть на собеседника и отвечать на вопросы.
На первом занятии специалисты особых семейных центров проводят диагностику эмоционального состояния ребенка, разговаривают с родителями и определяют перспективы лечения. Это помогает наметить шаги в терапии и подобрать необходимые музыкальные композиции. Также ребенку предлагают прослушать звучания разных музыкальных инструментов, чтобы он смог выбрать понравившийся. Когда он сам берет в руки, например, гитару, скрипку или трубу, то кроме звука ощущает вибрацию, учится правильно держать тело, развивает эмоциональный интеллект и познает себя, отмечают специалисты.
У воспитанницы особого семейного центра Карины особенности развития. Девочке было сложно контролировать свои эмоции и действия, она могла толкнуть или ущипнуть сверстника во время игры, часто нервничала. Музыкальный терапевт подобрал для нее специальные произведения, которые помогли снять эмоциональное напряжение. Девочка слушала звуки живой природы – морской прибой, шум дождя, пение птиц и шелест листвы. Спокойным, мягким голосом психолог направляла мысли Карины, помогая создавать в её голове музыкальные картины. После восприятия мелодий ребенок рассказывала, что чувствовала, видела, делала в воображаемом музыкальном путешествии. Специалист просила нарисовать красками или карандашами свои впечатления. Занятия помогли девочке научиться понимать свои чувства, эмоции, управлять ими и отпускать переживания. Карина стала более спокойной, общительной и доброжелательной.
«Кроме индивидуальных занятий музыкальные терапевты проводят и групповые. Один из эффективных методов воспитания инициативности, фантазии и творческих способностей у детей – хоровое пение. Оно развивает голос, чувство ритма, память, интерес к музыке и культуре, помогает детям понять роль коллектива, дружбы, учит общаться со сверстниками, не боятся быть в центре внимания и производить приятное впечатление», – поделилась специалист.
Справка
Московские особые семейные центры оказывают поддержку семьям, где воспитываются дети с тяжелыми множественными нарушениями развития и ментальными особенностями. Сейчас в столице работают пять таких центров: им. Г. И. Россолимо «Семь-Я», «Формула роста», «Роза ветров» и «Дом детей». При возникновении вопросов, связанных с воспитанием детей с особенностями развития, родители всегда могут обратиться к специалистам особых семейных центров.