Виктория Якуба
Консультация «Музыка помогает растить патриотов»
▼ Скачать
Актуальность патриотического воспитания :
перемены в системе ценностных ориентаций, связанные с экономическими и социальными кризисами, бездуховность современной культуры, кризис семьи и семейного воспитания, возрастающая агрессия в обществе, озлобленность, важно возвращение в жизнь ребенка духовно-нравственных традиций нашего народа и мировой культуры, которые нужно привить, сберечь, передать.
Публикация «Консультация „Музыка помогает растить патриотов“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Музыка. Консультации для родителей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Консультации
- Темочки
Музыкальное искусство в педагогике является важным и эффективным средством воспитательного воздействия на ребенка. Ввести дошкольников в прекрасный мир музыки, воспитывая на ее основе добрые чувства, прививая нравственные качества – какая это благодарная и вместе с тем важная задача! Понятие Ведь «нравственность» включает внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы правила поведения, определяемые этими качествами. Идет процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него:
• нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма);
• нравственного облика (терпения, милосердия, кротости);
• нравственной позиции (способности различению добра от зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний);
• нравственного поведения (готовности служения людям и отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).
Одна из основных задач музыкального образования – это воспитание внутреннего мира ребенка средствами музыки, воздействие на процесс становления его нравственных качеств.
Роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников велика. Дети выражают свои эмоции, свое отношение к тому уголку Родины, в котором он живет, ребенку помогает тематические праздники и развлечения. Параллельно формируются такие качества: коллективизм, любовь к своему дому, бережное отношение к природе, постоянно осуществляется и на музыкальных занятиях. Дошкольники учатся сопереживать, упражняются в хороших поступках, играя или исполняя песню или танец.
“Музыка – необходимый душевный атрибут человеческого
существования”, – так говорил Аристотель. “Дело искусства – сохранять душу”, – это слова нашего современника Валентина Григорьевича Распутина.
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс не простой и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды.
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить лучшие качества в наших детях, заложить нравственные основы, учить их правилам общения и умению жить среди людей – это главные идеи воспитания нравственно-патриотических чувств у дошкольников.
Рекомендую применять на занятиях и в повседневной жизни музыкальные произведения, ценные в воспитательном отношении. Стараемся раскрыть перед детьми их красоту, сделать эти произведения знакомыми и любимыми. И образы, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, конкретными, вызывающими интерес, активировать воображение.
Главное в нравственно-патриотическом воспитании взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.
Посредством народной музыки дети знакомятся с жизнью и бытом народа, с образцами народного музыкального творчества. В доступной форме рассказываем детям, что песни, сказки, прибаутки люди начали сочинять давно, но не умели их записывать, и так они передавались из поколения в поколение.
Народные песни становятся более понятными, когда их включаем в такую исполнительскую деятельность, как игра на детских музыкальных инструментах. Широко используем в своей работе многообразие народной музыки для разучивания танцевальных движений, инсценировок, хороводов, плясок. Приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитываем в них чувство патриотизма, а оно неотделимо от воспитания чувства национальной гордости.
Также используем музыку при ознакомлении детей с образом Родины.
Для ребенка-дошкольника Родина – это мама, близкие родные люди, окружающие его. Это дом, где он живет, двор, где играет, это детский сад с его воспитателями и друзьями. От того, что видит и слышит ребенок с детства, зависит формирование его сознания и отношение к окружающему.
Метод воспитанием любви к родной природе, можно и нужно развивать патриотическое чувство дошкольников: ведь природные явления и объекты, окружающие ребенка с его появления на свет, ближе ему и легче для его восприятия, сильнее воздействуют на эмоциональную сферу.
Через восприятие музыкальных образов, вызывающих у детей разнообразные эмоциональные переживания, чувства радости, грусти, нежности, доброты, мы воспитываем такое же отношение и к образам реальной природы.
Поскольку музыка способна воздействовать на чувства, настроения ребенка, постольку она способна преобразовывать его нравственный и духовный мир.
Важно приобщать детей ко всем видам национального искусства – от архитектуры до живописи, от пляски, сказки и музыки до театра. И тогда будет развиваться личностная культура ребенка как основа его любви к Родине.