Лучший педагог года

Музыка как условие эмоционального благополучия дошкольников в соответствии с ФГОС

Бэлла Вербицкая
Музыка как условие эмоционального благополучия дошкольников в соответствии с ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы

Музыкальный руководитель первой квалификационной категории: Вербицкая Б. В.

Эмоциональное благополучие дошкольников как составляющее первой задачи ФГОС.

ФГОС, его документальная основа, основные принципы и первая задача.

ФГОС - совокупность обязательных требований к дошкольному образованию, разработанная на основе Конституции РФ и с учётом Конвенции ООН о правах ребёнка. Эти документы стоят на защите прав детей, в основе которых заложены принципы:

Публикация «Музыка как условие эмоционального благополучия дошкольников в соответствии с ФГОС» размещена в разделах

*) Дошкольное детство как сиюминутное проживание, а не как подготовка к будущему периоду.

*) Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей.

*) Уважение личности ребёнка.

*) Реализация программы в направлении «Учимся играя».

Главная и первая задача ФГОС – охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.

Эмоциональное благополучие дошкольника и его показатели.

Показатели эмоционального благополучия :

• Физическое здоровье;

• Самореализация в деятельности, которая основана на активности и позволяет пережить «гордость за достижения»;

• Наличие референтного круга общения, в котором ребенок получает признание своей личности и достижений со стороны сверстников и взрослых;

• Адекватно высокая самооценка, обеспечивающая ребенку самоуважение.

Компоненты эмоционального благополучия дошкольника и факторы, влияющие на него.

• Обеспечение развития вида деятельности и способы общения, соответствующие возрасту.

• Равномерное развитие психических процессов (соответствующих возрасту).

«Социальная ситуация развития», определяющая особенности воспитания и обучения в каждой возрастной группе.

• Взаимодействие взрослого и ребенка.

Психолого-педагогические условия ФГОС необходимые для сохранения эмоционального благополучия дошкольников.

1) Уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;

2) Использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми. Соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);

3) Построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития;

4) Поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;

5) Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;

6) Возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;

7) Защита детей от всех форм физического и психического насилия;

8) Поддержка родителей в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.

Совместная музыкальная деятельность как одно из условий обеспечения эмоционального благополучия дошкольников.

Занятие как основная форма совместной музыкальной деятельности с ориентированием ФГОС на «играющего ребёнка».

Разработанный стандарт не допускает переноса учебно-дисциплинарной модели образования на жизнь ребёнка дошкольного возраста. Дошкольный ребёнок – человек играющий, поэтому в стандарте закреплено, что обучение входит в жизнь ребёнка через игру. Поэтому многие методики и технологии будут пересмотрены и переведены с учебно-дидактического уровня на новый, игровой уровень.

Занятия являются основной формой совместной музыкальной деятельности дошкольников, так как предполагают активную взаимную деятельность педагога и детей. Чтобы она была более интересной и разнообразной необходимы не только традиционные, но и не традиционные виды занятий:

• Занятия-соревнования (кто быстрее назовет, найдет, определит и т. д.)

• Занятия-КВН (разделение детей на две подгруппы, викторина).

• Театрализованные занятия (разыгрываются микросценки, несущие детям познавательную информацию).

• Занятия-сюжетно-ролевые игры (педагог входит в сюжетно-ролевую игру как равноправный партнер, подсказывая сюжетную линию игры и решая таким образом задачи обучения).

• Занятия-консультации (когда ребенок обучается «по горизонтали», консультируясь у другого ребенка).

• Занятия-взаимообучения (ребенок-«консультант» обучает других детей).

• Занятия-сомнения (исследовательская деятельность детей)

• Занятия-путешествия.

• Занятия-фантазии.

• Занятия-концерты (отдельные концертные номера, несущие познавательную информацию).

• Занятия-диалоги (проводятся по типу беседы, но тематика выбирается актуальной и интересной).

• Занятия типа «Угадай мелодию».

Методы и приёмы, здоровьесберегающие и инновационные технологии, игровая деятельность для реализации педагогической модели ФГОС «Учимся играя».

Для реализации педагогической модели ФГОС «Учимся, играя» необходимы

Методы повышения эмоциональной активности (проф. С. А. Смирнов)

• Игровые и воображаемые ситуации.

• Придумывание сказок, рассказов, стихотворений, загадок и т. д.

• Игры-драматизации.

• Сюрпризные моменты.

• Элементы творчества и новизны.

• Юмор и шутка.

• Соревнования.

• Поощрения.

Поскольку педагогическая модель в свете ФГОС переносится на «рельсы игры», то требуется больше игровых методических приёмов. Ребёнок успешнее усваивает разнообразную деятельность, если педагог создаёт игровые ситуации, если художественный материал представлен в увлекательной форме, если между детьми возникают игровые соревнования.

Игровая методика вызывает положительный эмоциональный отклик у детей

и позволяет достигнуть хороших результатов. В педагогической практике игровая деятельность выполняет функции:

• Развлекательную (развлечь, воодушевить, поднять настроение)

Коммуникативную: доброжелательного отношения друг к другу

Игротерапевтическую: преодоление различных трудностей

• Диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения,

самопознание в процессе игры.

Необходимость внедрения здоровьесберегающих технологий продиктована возрастными особенностями детей. Физкультминутки, релаксационные паузы, пальчиковые гимнастики способствуют снятию напряжения, служат способом переключения.

Применение инновационных технологий также делает занятия интересными, насыщенными. Это коммуникативные танцы, координационно-подвижные игры, пальчиковые игры, «хор рук», ритмодекламация под музыку, игры звуками, элементарное музицирование.

Обеспечение эмоционального благополучия дошкольников через создание образовательной среды как одного из требований ФГОС.

Функции образовательной среды ДОУ.

Создание образовательной среды является одним из требований ФГОС, она:

*) Гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;

*) Обеспечивает эмоциональное благополучие детей;

*) Способствует профессиональному развитию педагогических работников;

*) Создаёт условия для развивающего вариативного дошкольного образования;

*) Обеспечивает открытость дошкольного образования;

*) Создаёт условия для участия родителей в образовательной области.

ИКТ как значимый аспект образовательной среды ДОУ.

В настоящее время внедрение ИКТ влияет на систему образования, вызывая значительные изменения в содержании, методах обучения. ИКТ является мощным инструментом развития мотивации образовательного процесса, переносом центра тяжести с вербальных методов образования на методы поисковой и творческой деятельности педагога и воспитанников. Использование компьютерных технологий помогает:

- привлекать пассивных детей к активной деятельности;

- делать НОД более наглядными, интенсивными;

- активизировать познавательный интерес;

- активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез и др.);

- реализовать личностно-ориентированные, дифференцированные подходы в образовательной деятельности.

Компьютерные технологии педагоги применяют при введении новой темы или ее завершения, участии в проектах, тестировании, учебных играх, подготовке учебных материалов, досуге, диагностике и т. д.

Интерактивность образовательной среды так же предполагает открытый характер образовательного процесса на основе сотрудничества с семьями воспитанников. В связи с этим есть возможность вовлечения родителей в образовательный процесс. Посредством образовательных проектов, акций, совместных спортивных и развлекательных мероприятий, творческих гостиных, познавательных вечеров и т. д.

Эмоциональное благополучие дошкольников как условие реализации целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования.

Вывод: Обеспечение эмоционального благополучия в совместной музыкальной деятельности является одним из составляющих успеха реализации целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного

образования.

К целевым ориентирам дошкольного образования относятся социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка.

Список рекомендуемой литературы; интернет источники:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования 2013г.

2. Конституция РФ

3. Конвенция ООН о правах ребёнка

4. Выготский Л. С. Психология развития человека. -М. : Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо, 2004. - 136 с.

5. «Эмоциональные особенности формирования личности в детстве» М. ,1990 - 144 с.

6. Абелян л., Как Рыжик научился петь – М. : Советский композитор, 1989. – 33с.

7. Битус А. Ф., Битус С. В. Певческая азбука ребёнка – Минск, 2007. – 96с.

8. Евтодьева А. А., Учите петь, играя

9. Емельянов В. В, Развитие голоса. Координация и тренаж – СПб, 1997.-192с

10. Картушина М. Ю., Вокально-хоровая работа в детском саду – М. : 2010 – 176с

11. Кацер О. В., Игровая методика обучения детей пению – Санкт – Петербург, 2005. – 52с

12. Педагогические основы эмоционального благополучия дошкольников

https://www.dslib.net/obw-pedagogika/pedagogicheskie-osnovy-jemocionalnogo-blago

13. Структура, виды и формы музыкальной деятельности детей дошкольного возраста https://nsportal.ru/vu/razdel/detskii-sad/teoreticheskie-osnovy-muzykalnogo-vospitaniya-detei-doshkolnogo-

14. «Инновационные технологии обучения дошкольников»

https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2012/03/21/innovatsionnye-tekhn

15. ИКТ в музыкальном воспитании

https://elenasevr.ru/index.php?Itemid=32&id=34&option=com_content

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Анкета для воспитателей по ФГОС Предлагаю Вашему внимание анкету по вопросам введения и реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного.

Методический совет по введению ФГОС до в деятельность ДОО План проведения 1. Систематизация знаний педагогов основных положений ФГОС ДО (работа с таблицами) 2. Планирование образовательной деятельности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Музыка как условие эмоционального благополучия дошкольников в соответствии с ФГОС
Опубликовано: 1 декабря 2014 в 01:02
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Музыка как условие эмоционального благополучия дошкольников в соответствии с ФГОС» (включая файлы) размещена пользователем Бэлла Вербицкая в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД