Ирина Кунаева
Музейная педагогика. Мини-музей «Куклы наших бабушек»
▼ Скачать + Заказать документы
В современном обществе музеи существуют почти в каждом городе планеты: большие и маленькие, известные и не очень, музеи одного предмета и музеи с огромным количеством экспонатов.
«Мини-музей в детском саду можно рассматривать как особый вид детского музея, который располагается непосредственно в детском учреждении. В настоящее время о создании и использовании мини-музеев в ДОУ можно говорить как об отдельном направлении дошкольной музейной педагогики». (Н. А. Рыжова «Мини-музей в детском саду как форма работы с детьми и родителями»)
Публикация «Музейная педагогика, Мини-музей „Куклы наших бабушек“» размещена в разделах
Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей в специально организованной предметно-пространственной среде. Центр музейной педагогики в ДОУ– мини-музей. Цель музейной педагогики – создание условий для развития личности путём включения её в многообразную деятельность музея.
Музейная педагогика позволяет расширить знания и представления дошкольников о мире и о самом себе, осознать себя частью не только своей культуры, но и других народов. Экскурсии в музей способны дополнить и обогатить познание ребенком окружающей действительности, сделать сам процесс образования предметным, наглядным и осязаемым. Любая экспозиция должна учитывать следующую логическую цепочку: восприятие - понимание - осмысливание – закрепление - применение.
Когда мы с коллегой решили объединить накопленный материал в экспозиции мини - музея, то поставили перед собой ряд целей и задач:
• формирование у дошкольников представления о музее;
• развитие познавательных способностей и познавательной деятельности;
• формирование проектно-исследовательских умений и навыков;
• обогащение предметно-развивающей среды ДОУ; изготовление и отбор экспонатов;
• оформление мини-музея с учетом принципов наглядности, доступности, содержательности; соблюдение правил безопасности;
• разработка перспективно-тематического плана работы с дошкольниками, тематики и содержания экскурсий и занятий для ознакомления детей разных возрастных групп с экспонатами мини-музея;
• разработка плана мероприятий по работе с родителями воспитанников детского сада в рамках музейной педагогики (проведение консультаций, индивидуальная работа, выставки, мастер-классы, конкурсы и др.);
• организация мастер-классов для педагогов ДОУ, участие в конкурсах и проектах
Материал мини-музея «Куклы наших бабушек» имеет образовательно-воспитательное значение для детей, вызывает в них любознательность.
Последовательное ознакомление дошкольников с народной куклой воспитывает любовь и уважение к прошлому, бережное отношение к наследию предков.
Полученные знания и впечатления ребята охотно отражают в игре, в продуктах собственного творчества, в детской деятельности (рисовании, лепке, сочинении историй).
Мини-музей «Куклы наших бабушек»– результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
Здесь можно рассмотреть и потрогать экспонаты, поиграть с ними, узнать, как появляется народная тряпичная кукла.
Ребенок здесь – соавтор, творец экспозиции. Под руководством педагогов дошкольники пробуют себя в роли экскурсовода, осваивая умение интересно рассказывать в «Школе юного экскурсовода».