Получи документы

Муниципальный конкурс исследовательских работ и творческих проектов дошкольников «Я — исследователь»

тахмазова ольга
Муниципальный конкурс исследовательских работ и творческих проектов дошкольников «Я — исследователь»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальный конкурс исследовательских работ и творческих проектов дошкольников «Я – исследователь»

МБДОУ №23

Выполнила воспитатель: Тахмазова О. А.

Познавательно-исследовательская деятельность

в условиях ДОУ» (экспериментирование).

Проект «Юный исследователь» старшая группа

п. Щебенозаводской

Цель проекта :

Публикация «Муниципальный конкурс исследовательских работ и творческих проектов дошкольников „Я — исследователь“» размещена в разделах

развитие у детей познавательной активности, наблюдательности, любознательности и способности к самостоятельному экспериментированию.

Задачи проекта :

- расширение представлений детей об окружающем мире через собственную экспериментальную деятельность,

- развитие понимания взаимосвязей в природе,

- развитие мыслительных способностей,

- формирование бережного эмоционально – окрашенного отношения к природе и обучение основам грамотного поведения в ней.

Участники проекта :

дети, родители, педагоги.

ЭТАПЫ РЕАЛИАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

1 ЭТАП – АНАЛИТИЧЕСКИЙ. Задачи этапа: анализ ситуации, определение основных его целей: расширение представлений детей об окружающем мире через собственную экспериментальную деятельность.

2 ЭТАП – ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ. Задачи этапа: скоординировать действия педагогов, детей, родителей по созданию предметно развивающей среды,

разработать основные методические материалы и изготовить необходимые дидактические пособия.

3 ЭТАП – ПРАКТИЧЕСКИЙ. Задачи: осуществление экспериментальной деятельности детей для расширения знания об окружающем мире.

4 ЭТАП – ИТОГОВЫЙ. Задачи этапа: обобщение опыта и определение результата практической деятельности педагога, разработка тактики последующих педагогических действий.

МОДЕЛЬ ПРЕДМЕТНО – РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Алгоритм выполнения опытов

Оптические приборы

«Огород на окне»

Дидактические игры

Уголок «Ветерок»

Уголок «Юный почвовед»

Календарь природы

Лаборатория

природы

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Неделя «Юный исследователь»

Продуктивная деятельность

Познавательное чтение

Познавательные праздники

Конкурсы, викторины

Наблюдения,

Экологические и поисково –

познавательные занятия

Формы и методы организации проекта

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Содержание деятельности Срок Деятельность

Подбор литературных произведений, научно – познавательной и методической литературы по детскому экспериментированию Чтение, заучивание рассматривание иллюстраций Создание мини - библиотеки

Подбор материалов для опытов с воздухом Наблюдение, эксперименты с воздухом, познавательные занятия о свойствах воздуха, пальчиковая гимнастика «Воздух….» Создание в «Лаборатории природы»

альбом «Ветерок», расширение знаний

детей о свойствах воздуха

Подбор материалов для опытов с водой Рассматривание, наблюдение, эксперименты с водой, познавательные занятия о свойствах воды, заучивание стихотворений о воде Создание в «Лаборатории природы»

альбом «Капелька», расширение

знаний детей о свойствах воды

Подбор материалов для опытов с песком, землей Рассматривание, наблюдение, эксперименты с песком, познавательные занятия о свойствах песка Создание в «Лаборатории природы»

альбом «Юный почвовед», расширение

знаний детей о свойствах почвы

Подбор материалов для опытов с магнитами Рассматривание, наблюдение, эксперименты с магнитами, познавательные занятия о свойствах магнитов, игра «Игра» Создание в «Лаборатории природы»

альбом «Магнит», расширение

знаний детей о свойствах магнитов

Подбор материалов для опытов с звуком Рассматривание, наблюдение, эксперименты со звуком, познавательные занятия о свойствах звука, игра м/п «Жмурки» Создание в «Лаборатории природы»

альбома «Колокольчик»,

расширение знаний детей о

свойствах звука

Первоначальные сведения о минералах и горных породах Рассматривание, наблюдение, экспериментирование, познавательное занятие о минералах и горных породах, Расширение знаний детей о

различных сторонах окружающей

природы

Круглый стол «Хочу все знать» Самостоятельный поиск интересной информации о явлениях природы и выступление Расширение знаний детей о

различных сторонах окружающей

природы

Викторина «Почемучка» Отгадывание загадок, ответы на вопросы Развитие любознательности,

расширение кругозора

Праздник «Эксперимент – шоу» Проведение опытов, музыкальная и театрализованная деятельность Повышение эмоционального

настроя детей, развитие

любознательности и кругозора

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Для детей:

- расширение перспектив поисково – познавательной деятельности,

- сформированность первоначальных навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и в быту,

- развитие у детей инициативы, сообразительности, самостоятельности.

Для педагогов:

- повышения теоретического опыта и профессионализма,

- внедрение современных форм и методов работы по экспериментальной деятельности дошкольников,

- личностный и профессиональный рост,

- самореализация.

Для родителей:

- повышение уровня экологического сознания,

- расширение опыта взаимодействия с детьми.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1.

ВОДА

Занятие. Тема: «Путешествие капельки»

Задачи:

- уточнить представления детей о свойствах воды,

- развивать умение действовать по алгоритму,

- развивать любознательность, мыслительные операции.

Материалы и оборудование:

Таз с водой, воронки, сосуды различной формы, соломинки для коктейля, передники, ведерки.

Ход занятия:

В гости к детям пришла Капелька предлагает детям разгадать кроссворд. В первой клеточке буква, с которой начинается слово, обозначающее птицу, которая носит имя Каркуша. Второе слово, обозначает время года, когда бывает листопад. Третье слово, обозначает растение, которое имеет ствол и крону. Четвертое слово, обозначает последний месяц лета. Из начальных букв дети выкладывают слово «вода».

Дети опытным путем выявляют, имеет ли вода цвет, запах, вкус.

Переливая воду в сосуды разной формы, дети выявляют, что вода не имеет формы.

Дети смотрят сквозь воду в стаканчике, видят игрушки, картинки, это говорит о том, что вода прозрачная.

Дети выясняют, что вода может растворять : краски, сахар, соль, мука. Результаты записываются в таблицу.

Дети очищают воду с помощью марли, салфетки, ткани.

В конце занятия, все выводы заносятся в тетрадь наблюдений.

Приложение 2.

Занятие. Тема: «Свойства воздуха»

Задачи: - расширять представления детей о свойствах воздуха,

- закрепить умение пользоваться чашечными весами,

- познакомить с историей изобретения воздушного шара,

- развивать аналитико – синтетическую деятельность.

Дети выясняют, что вода может растворять : краски, сахар, масло, соль, мука. Результаты записываются в таблицу.

Дети очищают воду с помощью марли, салфетки, ткани.

В конце занятия, все выводы заносятся в тетрадь наблюдений.

Приложение 2.

Занятие. Тема: «Свойства воздуха»

Задачи: - расширять представления детей о свойствах воздуха,

- закрепить умение пользоваться чашечными весами,

- познакомить с историей изобретения воздушного шара,

- развивать аналитико – синтетическую деятельность.

Материалы и оборудование: веер, листы бумаги, кусочек апельсина. Духи, ванилин, чеснок. Воздушные шарики, чашечные весы, миска, бутылки, насосы.

Ход занятия:

К детям в гости приходит Знайка, загадывает загадку:

Через нос проходит в грудь,

И обратный держит путь,

Он невидимый, но все же,

Без него прожить не можем. (Воздух)

Вопрос: - Для чего нужен воздух?

- Можем ли мы его увидеть? (Воздух невидимый прозрачный)

- Имеет ли воздух запах? (нет) Затем брызнуть духами и объяснить, что в воздухе запахло духами.

Предложить детям взвесить надутый и не надутый шарик. При помощи чашечных весов дети взвешивают шарики, а затем делаю вывод, что воздух имеет вес.

Предложить детям надуть воздушный шар интересным способом. Воспитатель вносит бутылку с охлажденным воздухом, надевает на горлышко воздушный шар, затем ставит бутылку в горячую воду. Шарик начинает надуваться. Дети делают вывод: Воздух при нагревании расширяется.

Знайка рассказывает о изобретении воздушного шара. «Первый воздушный шар построили братья Жозев и Жак Монгольфье в 1783 году. Шар был сделан из бумаги и ткани. Братья наполнили его горячим воздухом, потому что горячий воздух теплее холодного. Первыми пассажирами стали овца, утка и петух. Их полет продолжался 8 минут. Потом стали летать и люди. Эти полеты стали популярным видом спорта.»

Предложить детям надуть шарики насосом. В конце занятии дети заносят результаты в дневник наблюдений.

Приложение 3.

Конспект викторины «Почемучка»

Цель: - закрепить знания детей об окружающем мире,

- развивать смекалку, быстроту реакции, любознательность,

- развивать элементы соревновательности,

- воспитывать командный дух,

- создать эмоционально – положительное настроение.

Ход игры:

Дети входят в зал под музыку В. Шаинского «Ужасно интересно, все то что неизвестно». Дети делятся на 2 команды: «Знайки» и «Умки». Объясняются правила игры. После выполненного задания капитан поднимает флажок. За каждый правильный ответ 1 балл.

Предлагаю я ребятам

В этот конкурс поиграть.

На серьезные вопросы,

Вам придется отвечать.

За одну минуту только

Вы должны нам дать ответ.

А жюри потом оценит,

Был он правильным иль нет.

Вопросы: 1. Почему в мороз не бывает дождя, а только снег?

2. Почему под одеялом тепло?

3. Что такое эхо?

4. Кто раскрасил радугу?

5. Почему Земля вращается, а люди не падают?

Игра – эстафета «Кто быстрее донесет воздушный шар на ракетке»

Загадки: Через нос проходит в грудь,

И обратный держит путь.

Он невидимый и все же,

Без него мы жить не можем. (Воздух)

Чист и ясен как алмаз,

Дорог не бывает.

Он от матери рожден,

Сам её рождает. (Лед)

Ты за ней, она от тебя,

Ты от неё, она за тобой. (Тень)

Живет без тела,

Говорит без языка.

Никто его не видит,

А всякий слышит. (Эхо)

Задание: детям предлагается прочитать слово при помощи различных предметов: ложка, фольга, зеркало, слово написано зеркально.

Игра – эстафета «Кто быстрее перенесет воду»

Вопросы:

Может ли вода быть твердой? (да) Летучая мышь видит ушами в полной тишине? (да) Умеет ли ветер работать? (да) Черепаха видит все только зеленым? (да)

Жюри подсчитывает баллы. Награждение участников.

Приложение 4.

Конспект праздника «Эксперимент – шоу»

Под музыку входит Фокусник. Он приглашает всех поиграть в цирк. Первым номером цирковой программы танец «Волшебные бутылочки». Дети исполняют танец, вода в бутылочках, которые дети держат в руках, становится цветной (на крышки нанесена гуашь)

Следующий номер программы: дети в костюмах белых медведей приносят разноцветные льдинки и припаивают к ним нитки с помощи соли.

Следующий номер программы: «Вальс цветов». Девочки исполняют вальс с бутонами бумажных цветов. В конце танца девочки отдают цветы фокуснику, он опускает их в теплую воду и цветы распускаются.

Волшебница выращивает кристаллы из соли.

Фея Радуга показывает превращение цветов (смешение красок).

Лазерное шоу. Дети с фонариками в руках танцуют под веселую музыку.

Клоун пытается надуть шарики, но ничего не получается. Дети помогают ему надуть при помощи охлажденной бутылки, насоса. Клоун дарит всем по шарику.

Парад – алле участников.

Приложение 5. Занятие «Янтарь – подарок Балтийского моря»

Задачи: - опытным путем выявить свойства янтаря,

- развивать любознательность,

- продолжать формировать познавательный интерес к природе.

Ход занятия:

Воспитатель предлагает детям посетить мини – музей «Янтарная комната» в детском саду. В музее воспитатель рассказывает о «Музее янтаря» в Калининграде. Рассматривают экспонаты музея. Вопросы: - Где добывают янтарь? Из чего получился янтарь? Что из него делают?

Воспитатель обращает внимание, что янтарь – уникальный минерал Балтийского моря.

Предлагает детям выяснить свойства янтаря.

Какой янтарь по цвету? (обратить внимание, что янтарь имеет разные оттенки) Предложить сравнить янтарь по весу с другими минералами. Плавает ли янтарь в воде? Является ли янтарь прозрачным? (Смотрят через янтарь) Предложить потереть янтарь о ткань, а затем поднести к бумаге: янтарь притягивает бумагу (имеет магнетические свойства) Потереть янтарь на терке: янтарь крошится.

Предложить детям занести выявленные свойства в тетрадь наблюдений.

Приложение 6.

Занятие. Тема: «Путешествие в Страну Камней»

Задачи:

- дать первоначальные сведения о минералах и горных породах,

- учить наблюдать, сравнивать, делать выводы,

- расширять кругозор детей.

Материалы: коллекция минералов, сосуд с водой, игрушка гномика, соль, горячая вода, нитка.

Ход занятия:

В гости к детям приходит гномик. Он рассказывает, что живет под землей и видел там много интересного и хочет поделиться этим с ребятами. Рассказ гномика: «Страна камней находится у нас под ногами. В этой стране много жителей, все они разные. У каждого камня есть имя. Ученые их называют минералами и горными породами. Минералы и горные породы есть не только на Земле, но и на других планетах. У камней бывают интересные названия, например, аквамарин похож на воду. Аквамарин бал найден на реке «Чара»

Гномик предлагает рассмотреть его коллекцию минералов. Игра «Придумай камню имя». Затем гномик показывает некоторые минералы и называет из (гранит, уголь, мел, аквамарин и др.)

Игра «Разложи образцы». Предложить разложить образцы по следующим признакам: по цвету, прозрачные непрозрачные, блестящие – неблестящие, плавающие – тонущие.

Гномик предлагает детям вырастить свой минерал.

Опыт «Выращиваем кристалл». В банку по металлической ложке наливаем горячую воду. Воду подкрашиваем акварельной краской. Засыпаем в воду соль и размешиваем. Ставим банку в таз с кипятком. Насыпаем в банку соль, пока она не перестанет растворяться. На середину палочки привязываем нитку с петелькой или скрепкой на конце. Нитка должна доходить до середины банки. Карандаш кладем на середину банки, и нитку с петелькой опускаем в раствор. Осторожно вынимаем банку из тазика и ставим в место, где банку никто не будет беспокоить. Нитка в течение недели или двух обрастет кристалликами соли.

Гномик задает вопросы: - Что понравилось на занятии? Какие минералы вы запомнили?

Защита проекта «Юные исследователи» с показом презентации

Цель проекта развитие у детей познавательной активности, наблюдательности, любознательности и способности к самостоятельному экспериментированию.

Задачи проекта : расширение представлений детей об окружающем мире, через собственную экспериментальную деятельность;

развитие понимания взаимосвязей в природе.

- развитие мыслительных способностей;

- Формирование бережного эмоционально-окрашенного отношения к природе и обучение основам гуманного поведения в ней.

На первом этапе задачей было скоординировать свои действия, действия детей и родителей по созданию предметно-развивающей среды, разработать основные методические материалы и изготовить необходимые дидактические пособия.

Следующей задачей было осуществление экспериментальной деятельности детей для расширения знаний об окружающем мире.

И заключительный этап – это обобщение опыта и определение результата моей деятельности, разработка тактики последующих действий.

Сначала я сделала план мероприятий по реализации проекта, затем подобрала литературные произведения, научно-познавательную и методическую литературу по детскому экспериментированию.

Потом подбирала материал для опытов с воздухом: трубочки, бутылки с пенопластом, шарики теннисные, вертушки, и т. д, с водой: стаканы, ложечки, губки, пробирки, колбы, водяная мельница и т. д. ; с песком: поддоны, закаленный песок, лопаточки, сито, формочки и т. д. ; с растениями: инструменты по уходу за растениями, тряпочки, стаканы для рассады, распылить, и т. д; с магнитами: магниты, скрепки, разные железные и др. предметы, со звуками: баночки с разной крупой, дудочки, музыкальные инструменты. С детьми с начала года по проекту провели следующие занятия: эксперименты с водой, знакомство со свойствами воды - вода это жидкость, не имеет запаха, вкуса, цвета, формы, чистая, прозрачная; с песком и его свойствами - сухой рассыпается, мокрый может держать форму, с растениями наблюдение за луком; с магнитом и его свойствами.

Спустя 4 месяца от начала проекта я думаю, что нужно расширять перспективы поисково-познавательной деятельности. У детей стали сформировываться первоначальные навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе и в быту, развивается инициатива, сообразительность, самостоятельность.

Работа по экспериментальной деятельности будет продолжаться до конца года, проект «Юные исследователи» у нас долгосрочный, итогом работы будет открытый показ занятия для родителей.

Публикации по теме:

«А мы не объявляли конкурс!» (фото творческих семейных работ)«А мы не объявляли конкурс!» (фото творческих семейных работ) Действительно, мы не объявляли конкурса новогодних творческих работ. Но наши родители настолько привыкли к тому, что в группе всегда происходят.

Выставка творческих работ «Космос в творческих работах детей»Выставка творческих работ «Космос в творческих работах детей» Детей всегда привлекает всё неизвестное, неведомое, непонятное, поэтому им, особенно, интересна тема космоса. В процессе реализации целей.

Фотоотчет «Реализация проектов экологической направленности как средство формирования природоохранного сознания дошкольников»Фотоотчет «Реализация проектов экологической направленности как средство формирования природоохранного сознания дошкольников» Актуальность экологических проблем в современном обществе выводят вопросы экологического воспитания на первый план. Одной из основных.

Фотоотчёт «Конкурс творческих работ «Валентинка — символ любви»Фотоотчёт «Конкурс творческих работ «Валентинка — символ любви» За окном завывает вьюга, в воздухе кружатся снежинки, а на душе радостно и тепло, потому что там живет любовь. Это чувство обретает особую.

Фотоотчёт об участии в краевом конкурсе исследовательских работ детей старшего дошкольного возраста «Юный исследователь»Фотоотчёт об участии в краевом конкурсе исследовательских работ детей старшего дошкольного возраста «Юный исследователь» В апреле 2018 года мы вместе с воспитанницей Маргаритой Ивлевой участвовали в заочном, а затем и очном муниципальном этапе краевого конкурса.

Фотоотчёт «Проведение 9-й конференции исследовательских проектов «Интеллектуал» в 3 классеФотоотчёт «Проведение 9-й конференции исследовательских проектов «Интеллектуал» в 3 классе В современной российской школе достаточно успешно стал применяться метод проектов. Это связано, прежде всего, с тем, что в период бурной.

Использование домино в развитии исследовательских умений дошкольниковИспользование домино в развитии исследовательских умений дошкольников Всем хорошо известна игра домино, но современные технические игрушки все чаще вытесняют доступные игровые средства прошлого. А ведь в них.

Консультация для педагогов «Использование метода проектов для ознакомления дошкольников с историей своей семьи» "Использование метода проектов для ознакомления дошкольников с историей своей семьи". Метод проектов как педагогическая технология - это.

Мастер-класс «Поделка «Вулкан» для познавательно-исследовательских работ»Мастер-класс «Поделка «Вулкан» для познавательно-исследовательских работ» Для изготовления вулкана я использовала: пластилин, часть бутылки пластмассовой, скотч, степлер,клей, плотный картон, размер зависит от.

Районный конкурс творческих работ «Северная мозаика»Районный конкурс творческих работ «Северная мозаика» В рамках мероприятий Недели народов Ямала в системе образования Надымского района состоялся традиционный районный конкурс творческих работ.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Муниципальный конкурс исследовательских работ и творческих проектов дошкольников «Я — исследователь»
Опубликовано: 15 сентября 2021 в 19:12
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Муниципальный конкурс исследовательских работ и творческих проектов дошкольников «Я — исследователь»» (включая файлы) размещена пользователем тахмазова ольга в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД