Наталья Фогель
Муниципальное методическое объединение как ступень к профессиональному росту педагога и качественному образованию детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Учитель до тех nop учитель, пока учится сам.
В. А. Сухомлинский
Современный мир не стоит на месте, он стремительно развивается. Специальное дефектологическое образование в России как одна из таких сфер, где возрастает необходимость в интеграции знаний и применении новых технологий в коррекционно-логопедической работе. Логопедам, дефектологам и другим специалистам, работающим с детьми с ОВЗ, нужно постоянно обновлять свои знания, чтобы быть востребованным и помогать детям, а значит быть компетентным.
Слово "компетенция" происходит от латинского "competere", что значит "добиваться, соответствовать, подходить".
Темочки:
В словаре Сергея Ивановича Ожегова термин "компетенция" объясняется как «круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлён» [Ожегов, 1994].
По определению Зимней И. А., компетенции – это некоторые внутренние, потенциальные психологические новообразования, которые затем выявляются в компетентностях человека – личностной характеристике, проявляющейся только в профессиональной деятельности [Зимняя, 2000].
Настоящая статья посвящена теме эффективности достижения результатов коррекционно-педагогической деятельности профессиональным ростом и наличием развитых способностей учителя-логопеда.
Основой повышения качества образования детей становится способность педагога к развитию, обогащению, совершенствованию своей работы с детьми с нарушением речи. Необходимость постоянного повышения профессионального мастерства логопеда обусловлена модернизацией коррекционного образования, совершенствованием научно-практических подходов к диагностике и коррекции различных форм речевых расстройств детей с тяжелыми нарушениями речи.
Образование дает фундаментальные знания, но чтобы постоянно поддерживать высокий профессиональный уровень, учитель-логопед должен стремиться к непрерывному образованию в течение своей педагогической деятельности.
Одной из таких форм непрерывного образования и новизной опыта является участие учителя-логопеда в работе методического объединения (МО).
Для этого в Губкинском городском округе специалистами-наставниками создано методическое объединение, где проводят лекции, семинары-практикумы и мастер-классы для начинающих коллег и не только. Это особенно важно для тех, кто в начале пути и есть вопросы «с чего начать?», «как оформить?», «как работать с основной документацией?».
Также из-за отсутствия опыта на старте своей карьеры начинающий логопед может столкнуться с такими трудностями, как неуверенность в себе, страх совершить ошибку и не справиться со своими обязанностями.
Целью МО является повышение качества коррекционной работы и профессиональной компетентности учителей-логопедов, а также обмен профессиональным опытом.
В рамках заседания МО обсуждаются актуальные вопросы по формированию современных педагогических позиций в области логопедии, по обогащению коррекционной работы новыми теориями, технологиями и методиками.
Все заседания, проводимые в течение года, где собираются учителя-логопеды со всего губкинкого района, включают в себя теоретическую и практическую части. Формы проведения заседаний разнообразны :
• анализ открытых логопедических видеозанятий;
• презентации педагогического опыта, выступлений и сообщений коллег;
• знакомство с авторскими дидактическими материалами, новыми играми и пособиями.
Именно разнообразие форм организации позволяет активизировать степень мотивации специалистов к постоянному профессионально-личностному росту и развитию.
В рамках заседания МО в 2023 – 2024 учебном году была создана рабочая группа специалистов-наставников, которая провела комплексную методическую работу по совершенствованию документации учителей-логопедов, ориентированную на современные требования к оформлению и ведению. Так же, в рамках этого объединения в ноябре прошел «Фестиваль мастер-классов», где на основании планов работы МБУ «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Губкинского городского округа творческими группами учителей-логопедов были представлены видеоролики по воспитанию правильного звукопроизношения у детей с тяжелыми нарушениями речи. Это мероприятие внедрило в работу начинающих специалистов лучших практик, поскольку они смогли не только в теории окунуться в работу профессионалов, принять участие в обсуждении, но и даже записать свои видеоролики по коррекции звукопроизношения. Молодые специалисты почерпнули много драгоценного опыта в рамках этого фестиваля.
В заключении следует отметить, что работа муниципального методического объединения Губкинского городского округа имеет большое теоретическое и практическое значение для молодых специалистов. Это профессиональное сообщество, которое осуществляет взаимосвязанные действия и мероприятия, направленные на повышение уровня профессионального мастерства педагогов и объединение их инициатив для повышения качества образования детей с ОВЗ. А это добавляет не только профессионализма, но и уверенности в себе и своей работе.
Список использованной литературы
1. Зимняя И. А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. – М. : Издательская корпорация «Логос», 2000. – 384 с.
2. Кашаев А. А., Петренко А. А. Методическая работа как фактор управления качеством образования. – М: Русайнс, 2021. – 138 с.
3. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. – М. : Азъ, 1994. – 907 с.
4. Ширяева В. В. Профессиональный рост педагога в системе образования // Вестник Московского городского педагогического университета. – 2022. – № 7. – С. 38-48.
5. Ширяева В. В. Профессиональный рост педагога как необходимое условие развития инновационной системы образования // Муниципальное образование : инновации и эксперимент. – 2021. – № 5. – С. 38-48.