Евгения Курышева
Мордовские народные игры в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Ну какая игра без считалочки?
Вот какие считалочки у мордовских детей.
Вейке, кавто, колмо, ниле, Один, два, три, четыре.
Мон сэвинь саразонь пиле. Я съел куриное ухо.
Кавто, колмо, ниле, ветесь, Два, три, четыре, пять,
Кинень понги псакань пекесь? Кому достанется кошкин живот?
Нармонць ярхцай сурода, Птичка клюет зерно,
Мон кундайне пулода, Я поймал ее за хвост.
Нармонць ярхцай чакшста, Птичка клюет из горшка,
Мон кундайне пакшта. Я поймал ее за горло.
— Белка, белочка-бела,
Будь дружочком для меня —
Публикация «Мордовские народные игры в детском саду» размещена в разделах
Хвост пушистый распуши,
Хоровод наш рассмеши.
Котел (Котелсо налксема. Котелсо налхсема)
(Названия игр даны на языке народностей эрзя и мокша). В земле роется глубокая ямка (диаметром около 50 см). Вокруг нее роют небольшие ямочки (десять - двенадцать штук, которые можно закрыть ступней или пяткой. В руках у играющих по круглой, гладкой палке длиной 50 - 60 см, диаметром 2,5 см. Ведущий с расстояния 2 - 3 м бросает небольшой мяч в яму-котел. Играющие должны выбить оттуда мяч. Вылетевший из котла мяч берет ведущий и снова бросает его в котел. Играющие палками мешают попаданию мяча в ямку.
Так играют до тех пор, пока мяч не попадет в котел. Если мяч в котле, играющие должны сделать переход от одной маленькой ямочки к другой, при этом и ведущий должен занять одну из ямок (салок). Кому не досталось салки, тот водит. Игра продолжается.
Правила игры. Играющие должны выбивать мяч, не сходя с места. Переходить от ямки к ямке можно только тогда, когда мяч попал в котел.
Салки (Варенец понгома. Варяняс повома)
Ямки-салки роют по размеру мяча (3 - 4 см). Играющие встают около салок, а ведущий с расстояния 0,5 - 1 м катит мяч в одну из ямок, расположенных недалеко друг от друга. В чью салку попадет мяч, тот берет его, все дети разбегаются в стороны, а он должен мячом попасть в одного из играющих. Игрок, в которого попал мяч, становится ведущим.
Правила игры. Бросать мячом можно только в ноги играющих и только с места.
Круговой (Мячень кунсема.
Топса налхсема)
Играющие чертят большой круг, делятся на две равные команды и договариваются, кто будет в кругу, а кто за кругом. Те, кто остается за кругом, распределившись равномерно, стараются попасть мячом в детей, находящихся в кругу. Если кому-либо в кругу удается поймать мяч, он старается попасть им в любого ребенка за кругом. Если ему это удается, то у него в запасе очко, если промахнется, то выходит из круга. Когда мяч запятнает всех детей, играющие меняются местами.
Правила игры. Мяч можно ловить лишь с воздуха, от земли не считается. Осаленные выходят из круга. Ребенок, поймавший мяч и попавший в игрока за кругом, остается в кругу. Раю-раю
Для игры выбирают двух детей - ворота; остальные играющие - мать с детьми. Дети- ворота поднимают сцепленные руки вверх и говорят:
Раю-раю, пропускаю,
А последних оставляю.
Сама мать пройдет
И детей проведет.
В это время играющие дети, став паровозиком, за матерью проходят в ворота. Дети-ворота, опустив руки, отделяют последнего ребенка и шепотом спрашивают у него два слова - пароль (например, один ребенок - щит, другой - стрела). Отвечающий выбирает одно из этих слов и встает в команду к тому ребенку, чей пароль он назвал. Когда мать остается одна, ворота громко спрашивают у нее: щит или стрела. Мать отвечает и встает в одну из команд. Дети-ворота встают лицом друг к другу, берутся за руки. Остальные члены каждой команды вереницей прицепляются за своей половинкой ворот. Получившиеся две команды перетягивают друг друга. Перетянувшая команда считается победительницей.
Правила игры. Дети не должны подслушивать или выдавать пароль.
Клёк
Для этой игры нужны : биты - палки по числу участников (70-80 см, 1 небольшая деревянная чурка (клёк)
Играют до 10 человек. Чертят два квадрата (посмотри на нашу схему). В маленький квадрат ставят чурочку-клёк. От центра большого квадрата (он называется кон) на расстоянии 8-10 шагов выкапывают лунки по количеству игроков.
Водящий стоит у «клёка», сбоку. Игроки с битами становятся у лунок - пяткой в лунку.
Игроки по очереди бросают биты, стараясь выбить клёк за пределы кона.
Линия кона
1 х 1 м Квадрат для клёка
15 х 15 см
Если клёк выбит, водящий бежит за ним: нужно успеть схватить клёк, поставить на место и занять лунку игрока. В это время игрок должен быстро взять свою биту и вернуться к лунке. Игрок, на успевший занять свою лунку, становится водящим.
Если клёк не сбит броском или бита упала близко от водящего, игрок должен дожидаться своей очереди и следующего удачного броска.
Правила. При броске нельзя заходить за линию кона и выходить из лунки. Водящий следит, чтобы никто не выходил из лунки. Если это случается, водящий может занять место нарушившего правило игрока.
В ВОРОНА
варака — ворон
нарвицька— клушка
ципакат — цыплята
Клушка гуляет со своими цыплятами по лугу. Навстречу ей выходит ворон.
В о р о н. Клушка, а клушка, дайка мне одного цыпленочка!
К л у ш к а. Ой, ворон, не дам! Не дам!
В о р о н. Ну тогда я всех твоих детенышей утащу!
И начинает цыплят по одному вылавливать.
К л у ш к а (защищая цыплят). Варк! Варк!
В о р о н (ловя цыплят). Пивь! Пивь!
Когда все цыплята будут выловлены,игра заканчивается.
В БЕЛОЧКУ
В зависимости от места и предмета, применяемого в игре, игра носит и другие названия: «В хорек», «В ласку», «В жгуты» и другие. Играют летом на улице, зимой — в помещении.
На площадке чертится круг. Размер его зависит от количества играющих. По кругу на одинаковом расстоянии друг
от друга расставляются небольшие плоские предметы, на которые можно было бы садиться. Это — листы картона, фанеры, плотной бумаги и так далее. Их должно быть на
один предмет меньше, чем участников игры.
Играющие выстраиваются в полушаге от этих предметов лицом к центру круга. Это охотники. Они поднимают руки,
имитируя стрельбу по дичи на деревьях.
«Юр!» — подает сигнал один из охотников. Вслед за ним все хором произносят или поют песенку:
— Юр-юрушка белочка,
Пойдем за орешками.
— Не пойду я, не пойду:
Хвост пушистый раздеру,
Шубку серую порву
При этом все двигаются по кругу, делая один шаг на каждое слово. Тот же участник игры снова подает сигнал : «Юр-юр!». Все спешат сесть на один из плоских предметов. Одному места не хватает. Он встает в центр круга. Остальные сгибают ноги в коленях. Образуется плотный круг из согнутых колен. Неожиданно водящий получает удар кушаком или плетеным поясом по спине. Этот кушак и есть та самая белочка. Водящий быстро
оборачивается, чтобы поймать белочку, но она уже находится под коленями играющих. В это время ее быстро передают из рук в руки. При этом игроки проделывают различные обманные движения. Например, будто бы белочка задержалась у кого-то из них, а на самом деле она давно уже находится в другом месте.
И снова удар по спине кушаком, и снова быстрая передача его под коленями. После удара кушаком все кричат:
«Белка, белка, белочка! Белка, белка, белочка!», а потом опять поют:
— Юр-юрушка белочка,
Пойдем за орешками.
— Не пойду я, не пойду:
Хвост пушистый раздеру.
Водящий в конце концов ловит белочку. Тот, у кого белочка отобрана, становится в центр круга, а водящий — вместо него.
Перед возобновлением игры все встают. Бывший водящий с криком «Белка, белка, белочка!» бросает кушак вверх. Кто-то хватает его, прячет за спину. Все быстро садятся на свои
места.
Может случиться так, что кушак снова достанется проигравшему. Тогда он
кричит: «Белка, белка, белочка!», а все
играющие меняются местами. В это время проигравший может занять чье-то место, и тогда водящим будет тот, кому места не досталось.