Валентина Тарасова
Музыкальное воспитание дошкольников
▼ Скачать
С восприятия музыки начинается приобщение ребёнка к этому великому искусству. Помните слова Д. Д. Шостоковича, обращенные к молодё жи: «Чтобы полюбить музыку, надо прежде всего её слушать… Надо воспитывать свой вкус на лучших образцах музыкальной классики…»
Любовь к музыке, потребность к ней формируется у дошкольников в процессе её слушания. Слушание музыки присутствует во всех видах музыкальной деятельности : в пении, в музыкально-ритмических движениях, при обучении игре на детских музыкальных инструментах, в развитии их творческих способностей. Вместе с тем слушание музыки является отдельным, очень важным разделом музыкального воспитания в детском саду.
Публикация «Музыкальное воспитание дошкольников» размещена в разделах
Учите детей бережно, трепетно относиться к музыке, дослушивать её до конца. Не допускайте разговоров во время исполнения вами музыкального произведения. Воспитывайте культуру слушания.
Детям старшего дошкольного возраста лаконично, но образно и эмоционально рассказывайте о жизни и творчестве композиторов-классиков: В. Моцарта, Л. Бетховена, Р. Шумана, М. Глинки, П. Чайковского, Н. Римского-Корсакова, С. Рахманинова, Д. Кабалевского, Д. Шостоковича, С. Прокофьева, А. Хачатуряна и Г. Свиридова. Показывайте их портреты. В проведении таких бесед вам поможет книга О. П. Радыновой «Музыкальные шедевры» (М. : «Гном-Пресс», 1999г).
Не забывайте перед слушанием или исполнением программного музыкального произведения, имеющего название, например «Вечерняя сказка» А. Хачатуряна, «Ходит месяц над лугами» С. Прокофьева или «Шарманка» Д. Шостаковича и т. д., познакомить с ним детей, объяснить значение незнакомых, непонятных слов.
Знакомьте детей не только с вокальной и инструментальной музыкой, но и со звучанием оркестров (симфонического, духового и народных инструментов). Использование аудиозаписей на занятиях эмоционально окрашивает процесс восприятия музыки, активизирует дошкольников, учит их вслушиваться в звучание отдельных инструментов (скрипки, арфы, флейты и т. д.) и различать их на слух.
Помните: для более глубокого восприятия музыкального произведения необходимо показывать детям репродукции картин, иллюстрации, слайды, близкие по настроению; можно прочитать стихотворения, загадать загадку. При повторном прослушивании произведения дети старших групп определяют его характер, настроение, темп, динамику, регистр.
Не упускайте возможности поработать над расширением словарного запаса дошколят, над обогащением их речи. Снова вам на помощь придёт книга «Музыкальные шедевры» О. П. Радыновой. При обучении детей осознанному, вдумчивому слушанию музыки применяйте словесный метод (беседы о музыке, композиторах, наглядно-слуховой метод (яркое, эмоциональное исполнение произведения, наглядно-зрительный метод (показ портретов композиторов, репродукций картин, иллюстраций) и практический метод (неоднократное повторение одного и того же произведения).
Включайте музыку в повседневную жизнь детского сада, проводите тематические занятия, посвященные творчеству композиторов П. Чайковского. Создайте свою фонотеку или воспользуйтесь готовой онлайн фонотекой
Помните, что музыка – великое искусство, способное не только радовать людей, но и утешать, смягчать жестокосердие.