Светлана Шумейко
Наша Родина — Россия. Занятие по патриотическому воспитанию
▼ Скачать + Заказать документы
«Наша Родина – Россия!»
Задачи:
- воспитывать любовь к своей Родине,
- формировать представление о России как о многонациональной стране, познакомить с понятиями «большая» и «малая родина»;
- формировать представления о народах, населяющих Поволжье,
- познакомить с культурой и традициями мордовского народа, вызвать интерес к мордовской национальной кухне и фольклору.
- обогащать словарь детей существительными: россияне, мордва; прилагательными: русский, мордовский, марийский, чувашский, татарский, башкирский,
Публикация «Наша Родина — Россия, Занятие по патриотическому воспитанию» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2012
Пособия и материалы: интерьер крестьянского дома (стол, лавки, печь) фонограммы песен о России; запись мультфильма о Мордовии, куклы в костюмах народов Поволжья; соленое тесто; цветные мелки.
Предварительная работа: беседы о России, чтение художественных произведений, заучивание стихотворений; рассматривание карты России, иллюстраций с изображением народных костюмов; знакомство с подвижными играми народов России; изготовление поделок из бумаги (заготовки фигурок Чуйгорожа).
Работа с родителями: подготовка мамы Кати Н. к участию в занятии, привлечение родителей к сбору атрибутов: национальных костюмов, интерьера крестьянской избы и т. п.
Ход занятия
Дети входят под музыку, встают полукругом.
Воспитатель: Если долго, долго, долго
В самолете нам лететь,
Если долго, долго, долго
На Россию нам смотреть,
То увидим мы тогда…
Дети: И леса, и города,
Океанские просторы,
Ленты рек, озера, горы.
Мы увидим даль без края,
Тундру, где звенит весна,
И поймем тогда какая,
Наша Родина большая,
Необъятная страна!
В. Степанов
Воспитатель: Ребята, мы не случайно начали занятие с этого стихотворения, потому что сегодня мы поговорим с вами о стране, в которой мы живем. Скажите, что вы знаете о нашей Родине?
Дети (примерные ответы):
- Наша стана называется Россия, Российская Федерация.
- Столица нашей Родины – город-герой Москва.
- Наша страна очень большая. В ней много лесов, рек, морей. Есть горы и степи, тайга и тундра.
- Наша страна очень богатая. Она богата лесом, полезными ископаемыми, нефтью, углем, золотом.
Воспитатель: Правильно, ребята! Мы живем в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия. А мы с вами, граждане России – россияне! Россия – это самая большая страна в мире! Тринадцать морей и два океана омывают Россию. Могучие реки несут свои воды в моря и океаны. В России больше тысячи городов, много сел, деревень. Богата наша страна нефтью, газом, лесом.
Но не только природными ресурсами богата наша страна, главное ее богатство – люди, которые в ней живут. Какие люди живут в России?
Дети:
- В России живут много людей разных национальностей: русские, украинцы, белорусы, татары, евреи, якуты, ненцы, кабардинцы…
- У всех народов свой язык, культура, национальная одежда, кухня.
Воспитатель: Совершенно верно. Об этом очень хорошо сказано в стихотворении Владимира Степанова «Российская семья».
Ребенок читает стихотворение:
Живут в России разные
Народы с давних пор:
Одним тайга по нраву,
Другим степной простор.
У каждого народа
Язык свой и наряд,
Один черкеску носит,
Другой надел халат.
Один рыбак с рожденья,
Другой оленевод,
Один кумыс готовит,
Другой готовит мед.
Одним милее осень,
Другим милей весна
А Родина – Россия
У нас у всех одна!
В. Степанов
Воспитатель. Ребята, несмотря на то, что в России живет много людей разных национальностей, всех объединяет одно – мы все очень любим свою Родину и гордимся нашей великой страной!
Но когда мы говорим о Родине, мы имеем в виду не только огромную страну, но и маленький уголок в этой стране – город, деревню, даже улицу или дом – место, где каждый из нас родился и вырос, где живут наши родители, близкие люди и друзья. Родина – значит родная, как мама и папа. Место, где родился человек, называют малой родиной. У каждого из нас есть малая родина. Большинство из вас родились в поселке Рощинский. Значит, это ваша малая родина. Как называется место, где мы с вами живем?
Дети. Поселок Рощинский.
Воспитатель. Где находится наш поселок?
Дети. В Самарской области.
Воспитатель. А Самарская область раскинулась по берегам великой русской реки Волги. Берега Волги называются Поволжье и здесь живут люди разных национальностей. Давайте поговорим об этом подробнее.
Дети подходят к выставке кукол в национальных костюмах, рассматривают костюмы, повторяют за воспитателем названия: русский, марийский, мордовский, татарский, башкирский, чувашский.
Воспитатель. Теперь вы знаете, какие народы населяют нашу Самарскую область. Скажите, а вам интересно было бы познакомиться с традициями и культурой этих народов?
Ответы детей.
- Мне тоже очень интересно, поэтому я предлагаю вам поближе познакомиться с одним из народов, который называется - мордва.
Дети смотрят мультфильм из серии «Наша Родина – Россия»
Воспитатель: Ну что, ребята, интересно вам? Тогда я хочу пригласить вас в гости. Сегодня мы побываем с вами в мордовской семье.
Дети подходят к «избе», где их встречает хозяйка (Н. Ирина Владимировна) и приветствует всех на мордовском языке. Катя переводит приветствие и приглашает всех за стол.
Воспитатель. Ирина Владимировна, мы пришли к вам в гости, чтобы узнать о мордовских обычаях, культуре, фольклоре. Пожалуйста, расскажите нам все, что вы знаете о своем народе.
Хозяйка. С удовольствием расскажу.
Рассказ хозяйки об истории и культуре мордовского народа:
«Вы уже знаете, что мордовский народ делится на две группы: мокша и эрзя. У них отличается язык, национальные костюмы, обычаи, но объединяет нас одно – все мы любим свою мордовскую землю и чтим обычаи своих предков. Наша семья принадлежит к народу эрзя. Бабушка рассказывала мне, что в давние-давние времена мордва- эрзя селились в лесах в деревянных избах – «кудо». Наши предки славились своим трудолюбием. Мужчины занимались охотой, рыболовством, земледелием. А женщины были искусными рукодельницами и хорошими хозяйками. Посмотрите, какие замечательные костюмы вышивали они своими руками. (Показывает фотографию дочери в национальной одежде).
Мордовские семьи были очень большими. Самым главным в семье был «тятяй» - папа. А мама по мордовски называется ласково – «авай». Наша семья тоже очень большая. У нас две дочери и маленький сынок (называет на родном языке). Мы очень любим собираться все за большим столом и кушать национальные блюда, которые научила нас готовить моя прабабушка (перечисляет блюда).
Хотите я вас тоже научу?»
Вместе с детьми раскатывает из соленого теста национальные лепешки – «сюкоро», ставит их в печку.
- А пока наши сюкоро пекутся, предлагаю вам отдохнуть, и потанцевать.
Дети играют в мордовскую игру «Два круга» под народную песню.
Хозяйка. Ребята, кроме таких замечательных песен, наш народ придумывал замечательные сказки, былины, героями которых были деревья, птицы, звери и разные мифические существа. Самым любимым персонажем мордовских сказок является Куйгорож – маленький летучий змееныш (показывает иллюстрацию). Куйгорож – большой непоседа, не минуты не мог сидеть он без дела. Хорошим людям он помогал по хозяйству, а плохих, ленивых – наказывал: шалил, прятал вещи, портил одежду.
Воспитатель достает заготовки – фигурки змееныша и предлагает детям раскрасить их яркими цветами, используя мотивы народных орнаментов.
Дети раскрашивают фигурки, используя в качестве образца иллюстрацию с изображением героя народных сказок Куйгорожа.
Хозяйка. Ой, а угощение-то уже готово! (достает из печи угощение, раздает детям. Дети повторяют название – «сюкоро», благодарят).
Воспитатель. Ирина Владимировна, мы от души благодарим Вас за интересный рассказ и угощение!
Как хорошо, что наши мамы знают и берегут традиции своего народа, правда, ребята? Ведь любовь к Родине каждый из нас впитывает с молоком матери. Первые слова, которые мы учимся писать, - «мама» и «Родина».
Ребенок. Мама и Родина очень похожи.
Мама красивая, Родина тоже.
Вы присмотритесь, у мамы глаза
Цвета такого же, как небеса.
Мамины волосы, словно пшеница,
Та, что на наших полях колоситься.
Много у Родины общего с мамой,
Самой красивой, ласковой самой!
Стариков А.
Воспитатель. Ребята, дорогие гости, мы не случайно сегодня говорили о нашей Родине. Вы не забыли, какой праздник мы отмечали несколько дней назад?
Дети. 12 июня – День России.
Воспитатель. Правильно! Мы еще раз поздравляем всех с этим праздником и желаем быть такими же щедрыми душой, как наша любимая Родина!
Дети поют песню «Мой дом – Россия!»
Воспитатель:
Родина – это глаза твоей мамы,
Полные слез или с искоркой смеха,
Родина – это закат над полями,
Сопок высоких далекое эхо.
Родина! Слова не знаю чудесней,
В ней наши сказки и славные были,
Те, что и мы до сих пор не забыли.
Родина – это земля у порога,
Где ты впервые узнал свое имя.
Родина – это большая дорога,
Та, по которой пойдешь ты с другими!
В заключении Хозяюшка приглашает ребят и гостей на праздничное чаепитие.