Светлана Зимороева
Программа по экологическому воспитанию
▼ Скачать + Заказать документы
В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют всё больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия. На мой взгляд, наша с вами первостепенная задача, донести до детей, что природа живет по своим собственным законам. И в естественных условиях любая деятельность и «помощь» должна строиться с учетом законов самой природы. Важно научить детей наблюдать, находить причинно-следственные связи, с благодарностью относится ко всему, что тебя окружает.
Публикация «Программа по экологическому воспитанию» размещена в разделах
Как это сделать? Только через каждодневное общение с миром природы.
Мною был разработан долгосрочный педагогический проект «Экосвет» экологического воспитания дошкольников, имеющих нарушения речи и нарушения опорно-двигательного аппарата в условиях комбинированного детского сада, при наличии Зимнего сада и мини – зоопарка.
Цель и задачи проекта представлены на слайде.
На первом этапе для обогащения развивающей среды под моим руководством с помощью коллег и родителей был создан «Зимний сад» и мини-зоопарк.
Растения для зимнего сада подбирались внешне привлекательные декоративноцветущие, декоративнолиственные, имеющие интересные проявления жизни, разнообразное строение, дифференцированные потребности, требующие разные способы ухода и расположены так, чтобы детям было удобно наблюдать за ними, осуществлять взаимодействие.
В мини-зоопарке, живут разнообразные животные. Для них созданы условия максимально копирующие естественную среду их обитания. Дети могут проследить процессы гнездостроения, заботу о потомстве, повадки.
Наличие Зимнего сада и мини – зоопарка в свете формирования экологической воспитанности детей позволяет решать несколько задач. Во-первых, в зимнем саду дошкольникам предоставляется возможность побыть в мире растений, ощутить свое единство с природой, преодолеть оторванность от природной среды, что очень важно для городских детей. Во-вторых, позволяет создать удобные условия для самостоятельного детского экспериментирования проведение несложных опытов. В-третьих, дети могут практиковаться в применении полученных знаний и умений, проявлении ценностного отношения к животным и растениям, взаимодействуя с большим количеством живых существ.
На втором этапе проекта были подобраны методики, формы работы и методы диагностики.
Работа ведется на основе единого комплексно – тематического планирования, которое представлено на слайде, при взаимодействии всех специалистов детского сада.
Для обеспечения экологического воспитания детей введено 32 темы. Их подбор и расположение определены такими принципами, как сезонность и социальная значимость. Одним из важнейших условий реализации тематического принципа – концентрированное изучение темы (в течение одной-двух недель)
В приложении данного проекта вы можете ознакомится с календарно-тематическим планированием на каждый возраст с задачами и необходимым оборудованием.
Педагогический процесс представлен двумя блоками: организованным обучением и совместной деятельностью взрослого с ребенком. Назначение занятий состоит в систематизации, углублении, обобщении личного опыта ребенка: в освоении новых, сложных способов познавательной деятельности; в осознании связей и зависимостей, которые скрыты от детей в повседневных делах и требует для освоения специальных условий и управления со стороны педагога.
Большое внимание уделяется наблюдениям за животными мини-зоопарка и растениями зимнего сада. Оптимальное условие успешного наблюдения является непосредственный контакт с объектом природы. Ребенок сам видит объект и все, что с ним происходит, слышит звуки, исходящие от него, имеет возможность почувствовать его запах, имеет возможность тактильно-кинестетического обследования, чтобы ощутить характер поверхности, форму, температуру и тяжесть, т. е. самостоятельно получает сенсорную информацию об объекте. Основной задачей таких наблюдений является развитие эмоциональной сферы детей, активизация восприятия и познавательной сферы, преодоление страха перед общением с животными.
Организация трудовой деятельности в проекте представлена тремя методическими пособиями «Мы в ответе за тех кого приручили», «Эффективные формы взаимодействия с семьей», «Организация трудовой деятельности в цветнике и огороде детского сада». Трудясь, дети на практике усваивают зависимость состояния растений и животных от удовлетворения их потребностей, узнают о роли человека в управлении природой. Усвоение этих связей и зависимостей способствует формированию отношения детей к труду: труд становится осмысленным и целенаправленным.
(своими словами про огород (огород на окне, животные, работа с родителями – акции, викторина, экскурсоводами)
Заключительный этап – диагностика. Диагностическое обследование проводится дважды в год. Методики представлены на слайде. Методика обследования была разработана самостоятельно (на основе МР авторов программы «Детство и педагога-психолога детского сада).
Деятельность в условиях обогащенной развивающей педагогической среды позволяет ребенку проявить пытливость, любознательность, познать окружающее без принуждения, стремиться к творческому отображению познанного. В условиях развивающей среды ребенок реализует свое право на свободу выбора деятельности. Ребенок учится следовать определенным нормам и правилам поведения, и в этот процесс я включаю не только формирование эмоционально-положительного отношения к природе, но и нормы поведения, не наносящего вреда всему живому, сберегающего и восстанавливающего природу, я уверена, это приносит положительный результат не только в детстве, но и во взрослой жизни человека.