Ольга Краснопольская
Консультация «Формирование среды для речевого развития»
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование среды для речевого развития
Главной потребностью и функцией – является для нас речь. Этим мы отличаемся от животных. Невозможно, без оценки речевого развития, судить о начале развития личности ребёнка дошкольного возраста. Речь имеет большое значение в психологическом развитии ребёнка. Формирование как личности связано с развитием речи.
Публикация «Консультация „Формирование среды для речевого развития“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Для этого педагоги и родители должны создавать необходимые условия: побуждать ребёнка говорить, создавать соответствующую среду, интересно организовывать жизнь ребёнка. И в дошкольном учреждении должны быть так же созданы необходимые условия. Педагоги показывают образцы правильной речи, формируют у детей связную речь, учитывая возраст детей.
Следует помнить, чтобы развивать речь детей необходимо развивать эмоциональное общение с ребёнком, развивать мелкую моторику детей, проводить совместные игры, так же знакомство с художественной литературой и разучивание стихов, а речь педагога должна быть примером для подражания детям.
21 век - век компьютерных технологий. У детей, казалось бы, есть все для их развития : компьютеры, телефоны, телевизоры, но почему-то все больше и больше встречается детей с речевыми нарушениями.
Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте – одно из основных условий нормального развития малыша и в дальнейшем его успешное обучение в школе. Все дети любят рассматривать игрушки, картинки в книгах – делайте вместе сними и обязательно просите их рассказывать, что изображено, описать игрушку. Опыт работы показал, что самым трудным на занятиях по развитию речи для ребенка – это описать картину, составить рассказ по серии картин, составить творческий рассказ, это следствие того, что у ребенка недостаточный словарный запас.
Поэтому, начиная подготовку к районной методической выставке по развитию речи, я, для начала, села за компьютер, в надежде найти что-то стоящее во всемирной паутине. Но, к сожалению, вся информация повторялась, менялись лишь слова в предложениях. Перебирая настольные игры на работе мне попалась игра- «Подбери по смыслу», где нужно было подобрать картинки, которые так или иначе подходят по смыслу, типа лото. Вдруг меня осенило-а если сделать что-то на подобие альбомов, но по темам, где тоже нужно подбирать картинки, подходящие по смыслу, но и ещё составлять предложения.
Я взялась за работу. Оказалось, что это не так просто. Сначала я попросила коллег о ненужных им альбомах, обрезала их пополам поперёк, все листы внутри ещё раз разрезала пополам (уже по вдоль, в обычной тетради расписала темы и какие картинки будут. Далее нашла все картинки в Интернете, распечатала, вырезала, разложила по темам и категориям (что будет основным словом, что -подходящее ему по смыслу). Первый альбом я сделала-«домашние животные и птицы». На одной из разрезанных половин альбома я наклеила домашних животных и птиц, на другой- картинки как-то связанные с ними по смыслу (корова-молоко, курица-яйцо, гусь-пух, свинья-мясо, овца-шерсть и т. д.). Далее пошли альбомы по сказкам, транспорту, одежде, диких животных и птицах, инструментах и столовых приборах, временах года и природных явлениях, профессиях, о доме, о сказочных предметах, еде и напитках. И назвать я решила их- ТАПС (тематический альбом «подбери по смыслу»).
Какие возможности есть у моей работы и в каком возрасте можно начинать работать? Возможности и области применения очень обширны. А начинать можно с самых маленьких! Ясельки могут просто рассматривать картинки и находить нужную по просьбе воспитателя. Умеющие говорить-могут называть. Использовать как закрепляющий итоговый материал по пройденной теме. Более старшие дети уже могут искать логическую связь как в прямом так и в обратном порядке (кровать- спать, спать-кровать, на кровати спят, спят на кровати; пожарный-пожар, пожар-пожарный, пожарный тушит пожар, пожар тушит пожарный, и т. д.) и составлять предложения. Можно просто предложить описать картинку, составить более развёрнутое предложение или даже текст. Возможно, дети даже смогут связать в предложение слова, казалось бы, не подходящие по смыслу (врач и причёска – врач сходил к парикмахеру и сделал причёску). ТАПСы помогут повторить и закрепить пройденный недавно или давно материал, провести мониторинг по развитию речи, использовать в индивидуальной работе с плохоговорящими детьми или в работе с подгруппами. Можно использовать на занятиях не только по развитию речи, но и по ознакомлению с окружающим миром, социально-коммуникативном развитии. Возможно, что детки будут работать в паре по альбомам, что будет способствовать сплочению детского коллектива.
Пока что вышло 11 альбомов (за 2 месяца). В планах, конечно, расширить тематику, либо дополнить уже имеющиеся. Хотелось бы напечатать их в типографии, более красочными, сделать на пружинах или кольцах, для долговечности. Но, как говорится, лиха беда-начало!