Валерия Сидоренкова
Моя педагогическая находка «Формирование навыков безопасного поведения у дошкольников посредством ознакомления с ПДД»
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование навыков безопасного поведения у дошкольников посредством ознакомления с ПДД
В нашей стране, как и во всем мире увеличивается количество ДТП.
По статистике, каждой десятой жертвой становится ребенок. Чаще это связано с невыполнением и незнанием пдд. Дети часто страдают от непонимания той опасности, которую представляет собой автомобиль.
Актуальность проблемы связана с тем, что у детей дошкольного возраста отсутствует психологическая реакция на дорожную обстановку.
Публикация «Моя педагогическая находка „Формирование навыков безопасного поведения у дошкольников посредством ознакомления с ПДД“» размещена в разделах
Поэтому уже в детском саду необходимо изучать с детьми правила дорожного движения.
Я провела диагностику знаний детей по правилам дорожного движения и выявила, что они находятся на низком уровне.
Поэтому я поставила перед собой цель - формирование и развитие у детей умений и навыков безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде.
Исходя из этого, я решаю следующие задачи:
1. Расширять представления детей об окружающей дорожной среде и правилах дорожного поведения.
2. Познакомить детей со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах.
3. Развивать способность практически применять полученные знания в дорожно-транспортной среде.
Новизна моей работы заключается в эффективном применении существующих и создании оригинальных инновационных форм взаимодействия детей и родителей, способствующих повышению подготовленности детей к безопасному участию в дорожно-транспортном процессе, а также активизация и вовлечение родителей в процесс обучения своих детей.
В основу моего опыта легли следующие принципы:
последовательности;
наглядности;
деятельности;
интеграции;
дифференцированного подхода;
возрастной адресованности;
преемственности.
Все вышеизложенные принципы удачно реализуются только во взаимодействии друг с другом.
В своей работе я применяю следующие технологии:
- проектной деятельности;
- здоровьесберегающие;
- личностно-ориентированная;
- технология игрового обучения;
- ИКТ;
- ТРИЗ.
Отдельно мне хочется остановиться на проектной деятельности. На сегодняшний день, эта технология актуальна и эффективна.
Нами были реализованы следующие проекты: «В стране дорожных наук», «Светофор- наш верный друг», «Азбука дорожных знаков».
Для решения поставленных задач я уделила большое внимание организации предметно-пространственной развивающей среды, соблюдая ее принципы:
- насыщенность
- трансформируемость;
- полифункциональность;
- вариативность;
- доступность;
- безопасность.
Мной накоплен достаточный методический материал: картотеки занятий, наблюдений, экскурсий, досугов, игр, изготовлен лэпбук. Разработан перспективно-тематический план по ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения.
В процессе обучения подхожу к детям дифференцированно, учитывая их индивидуальные возможности.
Для поддержания интереса, работу осуществляю во всех формах своей деятельности с детьми: беседы, игры, развлечения, художественное слово, целевые прогулки, наблюдения, встреча с инспектором ГИБДД, просмотр презентаций, мультфильмов.
Беседуя с детьми, решаем проблемные ситуации, которые развивают поисковую деятельность. («Опасности подстерегают нас на улице», «Наши друзья - дорожные знаки!», «Какие бывают автомобили»).
Рассматривая иллюстрации и картинки, дети рассуждают и анализируют различные ситуации.
Значительное место в моей работе я отвожу наблюдению, экскурсиям, целевым прогулкам. Стараюсь наглядно показать пешеходные переходы, дорожные знаки, движение транспортных средств, чтобы дошкольники имели представление о пдд и могли рассуждать об увиденном, обсуждаем проблемные ситуации.
Большая роль в обучении детей правилам дорожного движения отводится средствам художественной литературы. Произведения объясняют поведение героев на улице, в ситуациях, связанных с ДТП, тем самым расширяя жизненный опыт ребенка.
(Я. Пишумов «Дорожная азбука», А. Северный «Три чудесных цвета», С. Михалков «Моя улица»). Например, в процессе чтения стихотворения «Дядя Степа милиционер» С. Михалкова, ребята учатся быть смелыми, помогать окружающим в беде и выручать из опасных ситуаций.
С удовольствием отгадывают загадки про пдд.
Мультимедийные презентации обеспечивают наглядность, которая способствует комплексному восприятию и лучшему запоминанию материала.
Дети очень любят смотреть мультфильмы о пдд : «Про бабу Ягу и Правила дорожного движения». «Уроки тетушки Совы (Азбука безопасности на дороге)». Встреча с мультфильмами несет в себе заряд положительных эмоций, что усиливает эффект образовательной деятельности.
В нашем детском саду стало доброй традицией проведение встреч-бесед с сотрудниками ГИБДД. В этом году состоялась встреча с инспектором Жуковского МВД Инной Владимировой, которая очень интересно и в доступной форме рассказала детям о необходимости соблюдать правила дорожного движения и о важности ношения светоотражающих элементов. В конце встречи она подарила ребятам памятки и светоотражающие значки.
Знания детей по правилам дорожного движения будут эффективными лишь в том случае, если теория тесно связана с практикой. Я считаю, что самым эффективным методом доведения до детей элементарных правил поведения на дороге является игра, в которой они сами участвуют. Именно через игровую деятельность, возможно, обогатить и расширить представления детей о правилах безопасности, ввести детей в проблемные жизненные ситуации и активизации у них желания искать пути разрешения этих ситуаций.
В сюжетно – ролевых играх дети придумывают сюжет, распределяют роли, разыгрываются проблемные ситуации, в которых отражаются практические знания и умения. («Водитель и пешеходы», «Пешеходы на улице», «По дороге в детский сад»).
В дидактических играх у детей развивается наглядное представление о дорожном движении, закрепляются знания. («Дорожные знаки», «Азбука пешехода», «Умный светофор»). Но самая любимая игра у моих ребят «Собери знак», которую мы изготовили вместе.
Значительное место я отводила играм на внимание (лото, домино, т. к. дорожное движение требует большого внимания
В подвижных играх учу двигаться в соответствии с полученным сигналом. («Передай жезл», «Цветные автомобили», «Красный. Желтый, зеленый», «Воробушки и автомобиль»).
В играх с макетами дети моделируют разнообразные дорожные ситуации.
Но самой интересной формой закрепления знаний о пдд стали развлечения. («Юный пешеход», «Дорожная азбука», «Дорожные знаки знаем – правила соблюдаем»).
По данной теме активно работаю с родителями в различных формах : анкетирование, памятки, буклеты, консультации, беседы, папки-передвижки, родительские собрания, участие в конкурсах и развлечениях.
Подводя итоги, хочу сказать, что проделанная работа дала определенный результат - посредством ознакомления с правилами дорожного движения у большего числа детей сформировались навыки безопасного поведения на дороге. Это прослеживается в динамике.
Планирую продолжать работу по данной теме.
Я уверена, что знания дорожной грамоты, приобретенные в детском саду, помогут дошкольникам стать более дисциплинированными и самостоятельными в будущем.
Данный материал будет полезен воспитателям детских садов, родителям.