Наталья Самарина
Использование технологии коллекционирования в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Занимаясь ручным трудом с детьми, мы пришли к новой форме работы коллекционирование Использование технологии коллекционирования влияет на формирование познавательной активности дошкольников. Умение видеть необычное в простых вещах, восторг, встреча с чудесным – вот что происходит в процессе использования данной технологии.
Публикация «Использование технологии коллекционирования в ДОУ» размещена в разделах
Коллекционирование, как говорил академии И. П. Павлов, учит человека быть бережным, кропотливым в работе с материалами, что положительно влияет на развитие исследовательской деятельности у человека.
Дети чаще всего занимаются только собирательством разнообразных предметов, которые вызывают у них интерес. Данные предметы чаще всего объединены по определенным признакам и имеют познавательную, художественную ценность.
Еще в древности люди собирали предметы, которые вызывали у них размышление. Первобытный человек собирал то, что не имело практического назначения, это могли быть волчьи клыки, шкуры, перья, позже собирали марки, живописные картины, редкие монеты. Частные коллекции хранятся в специализированных музеях.
Дети дошкольного возраста тяготеют к любительскому коллекционированию. В детский сад ребята редко приходят с пустыми руками. Что только не хранится у них в «закромах». Они собирают то фигурки из киндер-сюрпризов, то вкладыши от жевательных резинок, а то и вовсе что-то невообразимое. Но, бесспорно, собирать им нравится. Но к сожалению, детское увлечение коллекционированием редко сохраняется на всю жизнь и, как правило, проходит на уровне средней школы. Родители и педагоги осознают, что коллекционирование связано с постоянным сбором материала, его обработкой, хранением, систематизацией и использованием, но забывают, что интерес ребёнка к этой деятельности необходимо поддерживать. Для этого и у детей, и у взрослых должно быть осознанное отношение к коллекции. А это требует определённых знаний, умений и навыков. Любое коллекционирование связано с умением работать со словарём, справочным материалом. Коллекционеру необходимы знания в области той коллекции, которую он хочет составить. Он должен владеть навыками поиска и классификации экспонатов коллекции. В силу этого дошкольники не могут заниматься самостоятельным коллекционированием, они коллекционируют вместе с взрослыми. Очень важно. Чтобы коллекционирование не превратилось в хаотическое накопительство.
Особенность коллекционирования заключается в соответствии основным требованиям ФГОС; в возможности реализовать индивидуально-личностный подход в обучении детей; в направленности на новые образовательные результаты: инициативность, любознательность и самостоятельность детей; способность к принятию и реализации собственных решений
Что коллекционировать?
Выбирать тему коллекции лучше исходя из интересов ребёнка. Объекты коллекций должны соответствовать возрастным особенностям восприятия детей, быть доступны для понимания. Чем богаче коллекция, тем выше её развивающий компонент. Необходимо также учитывать гендерные особенностей детей (коллекции для девочек и коллекции для мальчиков); учитывать возрастные особенности детей - в младшем возрасте детей привлекают игрушки животных, в старшем - фигурки динозавров, модели автомобилей, открытки, значки и т. д. Все объекты коллекции должны быть безопасны с гигиенической стороны и не травмоопасны в работе с ними. Учитывается также и природоохранный аспект (данное требование относится к природным объектам коллекций, которые относятся к редким или занесенным в Красную книгу видам растений, либо к объектам, при сборе которых наносится вред природе (ломание веток деревьев, вырывание растений с корнями и т. д.).
Хранение коллекции.
В группе должно быть отведено место для выставки объектов, и хранения коллекции. Целесообразнее, если коллекции в детском саду служат не просто образцами, а объектами, с которыми ребёнок имеет возможность играть, постоянно подбирать группы по цвету, размеру, форме, конструировать, экспериментировать, сравнивать. Поэтому очень важно размещать коллекции так, чтобы они были доступны детям; иметь эстетичный, привлекательный вид; все объекты должны быть систематизированы по категориям.