татьяна чертанова
«Узнать, понять и полюбить». Моя педагогическая философия
▼ Скачать + Заказать документы
«Узнать, понять и полюбить»
Что определяет наш выбор? Как мы находим свой единственно верный путь, дело, которому служим, отдаём себя? Может быть, это путь выбирает нас?
Так или иначе, но вот я здесь, в удивительной стране детства и двадцать пар любопытных глаз вопросительно смотрят на меня. Малыши внимательно наблюдают за мной, подмечают своими широко раскрытыми на мир глазами самые тонкие нюансы моего поведения, и я понимаю, что они изучают меня. Кто к ним пришё л: строгая, дотошная Фрекинбок, которая собирается расчесать всех под одну гребенку, холодная и равнодушная тётя, которой нет никакого дела до их маленьких детских забот, интересов, проблем, или же это добрый друг, интересный рассказчик, волшебник, открывающий перед ними дверь в мир знаний, соучастник во всех их делах?
Публикация «„Узнать, понять и полюбить“, Моя педагогическая философия» размещена в разделах
Под этими настороженными вопросительными взглядами я робею и начинаю понимать, что детство - это особый мир, который может принять тебя, а может отвергнуть, может открыться перед тобой, а может замкнуться. Это очень чувствительный мир, с гаммой чувств, значительно богаче, чем у взрослых.
И тогда я задаю себе вопросы: Смогу ли я отнестись к этому миру без предрассудков и предвзятых оценок? Смогу ли я личностно, эмоционально откликнуться на этот мир? Сумею ли я обнаружить интересы детей и позволить им следовать этим интересам, куда бы они не привели? Сумею ли я сохранить живой интерес детей к самой себе? Смогу ли я понять и принять детские идеи и задумки? И, наконец, хватит ли у меня мужества строить открытые отношения с детьми и самой быть личностью?
Немало времени пройдёт, прежде чем я отвечу на все эти вопросы и, наконец, скажу себе «Вот передо мной человек (не объект или субъект воспитания, а именно человек, о котором я почти ничего не знаю, но о котором хочу много узнать и многое понять».
Что он хочет? О чём мечтает? Что его волнует, беспокоит, какие чувства он испытывает, и что он ждет от окружающих его взрослых?
Виктор Гюго писал: «Высшее счастье жизни заключается в уверенности, что мы любимы». Потребность любить и быть любимым глубоко заложена в человеке. Каждый человек и каждый ребёнок мечтает, чтобы его любили и ценили просто так, потому что он - это он, потому что другого такого нет и никогда не будет. В какой мере взрослые показывают детям свою любовь и отвечают на его любовь, в той же мере и он способен впустить в свою жизнь других, войти в доверительные отношения и проявить свою любовь.
Не раз, наблюдая за своими малышами, я обращала внимание на то, что дети, мирно занимающиеся своими делами, очень хорошо видят, слышат и понимают то, что в это время делают и о чем говорят взрослые и при случае могут сказать, что думают по этому поводу. Своими словами и поступками, своим поведением взрослые выражают отношения к детям, а дети делают свои выводы.
Если мои дети могут делать выводы о чувствах, наблюдая за моими действиями, значит и я должна уметь проявлять свои чувства к детям не только словами, но и действиями. Библия гласит: «Дети мои! Станем любить не словом и языком, но делом и истиной».
Но как полюбить то, о чем совсем не знаешь? Можно ли этому научиться? В каких институтах учат этому искусству? В каких книгах об этом пишут?
Ответы на все эти вопросы пришли не сразу и оттуда, откуда я совсем не ждала. Моими учителями стали мои же малыши, которых я узнавала с каждым днем всё больше и больше. Именно они научили меня внимательно и участливо слушать и слышать их, нежно и заботливо оберегать и утешать, разделять с ними радость и сопереживать в неудачах. Именно они научили меня быть терпеливой и внимательной, чуткой и отзывчивой на их просьбы, желания, выдумку, фантазию.
Каждый день, проведённый рядом с детьми, открыл мне их непохожесть и уникальность и научил ценить это. Они научили меня неписанным правилам общения с ними: языку, взгляду, прикосновению, которые идут «из сердца», которые согревают душу.
Сейчас я с полной уверенностью могу сказать, что всему тому, что я сейчас знаю и умею, я обязана своим малышам. Именно они сделали меня, сотворили, сформировали, как личность, и я безгранично благодарна им за это.
И вот теперь, когда эта удивительная страна детства приняла меня всю без остатка, доверилась мне, как нежные ростки доверяются заботливым рукам садовника, я знаю, что моим «цветам» нужно время и тепло. Я знаю, что одни из них распускаются весной, другие - летом, а третьи только осенью. Я знаю также, что одни будут расцветать много раз, а другие лишь однажды. Я понимаю, что каждому из них нужна своя благодатная почва и свой особый уход.
Я - «садовник» и мой секрет прост: «Я очень люблю все цветы, ведь каждый из них прекрасен тем, что не похож ни на какой другой, и они это чувствуют!»