Татьяна Миникеева
Моя берёзовая Русь
▼ Скачать + Заказать документы
Экскурсия на тему: «Моя берёзовая Русь»
МДОУ «Детский сад «Гнёздышко»
Посёлок Красный октябрь, Саратовского района, Саратовской области.
Провела воспитатель подготовительной группы Миникеева Т. П.
Экскурсия на тему «Моя берёзовая Русь».
Задачи: Расширить знания детей о берёзе, её особенностях, уточнить понятия «Берёзовая роща» - символ России. Дать информацию о пользе берёзы, учить подбирать описательные прилагательные. Развивать речевые навыки, мышление, наблюдательность, внимание и память.
Публикация «Моя берёзовая Русь» размещена в разделах
Воспитательные задачи: воспитывать любовь к природе, желание знать, охранять природу, закрепить понятие о берёзе, как символе России. Воспитывать поэтические чувства, умение видеть красоту природы.
Словарная работа: Обогатить словарный запас детей новыми словами.
Проведение экскурсии:
1. Вступительное слово воспитателя – «У нас в России есть дерево, которое считается символом нашей страны. Что же это за дерево? Ребята, обратите внимание на картину Левитана «Берёзовая роща». Нравится ли вам эта картина? Почему? Хотелось бы вам оказаться в такой же берёзовой роще? Вы хотите? (дети отвечают, что да).
С давних времен береза считается символом России. Разве можно представить себе русское поле без одиноко стоящей белой березы? А русский лес без светлой березовой рощи? А русскую баню без березового веника? Почему же именно береза пользовалась на Руси такой популярностью? Береза – это едва ли не самое распространенное дерево в России, стройное, белое, с раскидистыми ветвями и шелестящими на легком ветру листьями. Береза всегда сопутствовала русскому человеку. Летом в тени березы можно было укрыться от солнца, зимой березовые дрова хорошо согревали, на бересте в древности писали, из нее же плели короба и шкатулки, а уж сколько древнеславянских обрядов и обычаев связано с березой и не пересчитать!
2. Воспитатель – «Вот ребята мы и прибыли на место, к берёзовой роще. Отгадайте загадки
- Ствол белеет, шапочка зеленеет, стоит в белой одёжке, свесив серёжки. (Берёза)
- Хоть малая, хоть большая — где стоит, там и шумит. (Береза)
- Зелена, а не луг, белена, а не снег, кудрява, а не человек. (Берёза)
- Клейкие почки, зелёные листочки, с белой корой, стоит надо горой? (Дети отвечают берёза)
3. Воспитатель – «Много стихотворений сложено великими поэтами о берёзе. Есенин назвал Россию «Берёзовая Русь», а берёзку нежной девушкой в серёжках.
Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза в сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
обсыпает ветки
Новым серебром.
Ребята, а что можно сказать о берёзе и её ветках?
(Дети отвечают, что берёзка – белоствольная, тонкая, с изящными ветками, А когда дует ветерок, листочки на ней шелестят.)
Воспитатель – «Давайте ребята послушаем, о чём же шепчет нам берёзка.
(Дети отвечают, что берёзка шепчет о тишине и покое в природе, о ясном солнечном дне.)
Воспитатель – «Около берёзы очень приятно находиться. Если к стволу приложить ладонь, или прислониться спиной, то она отдаёт нам часть своей энергии.
Берёзка это доброе дерево, на ней гнездятся многие птицы, под ней растут грибы, (дети рассматривают картинки с изображением грибов, находят подберёзовик, и описывают его).
А как же ещё, помогает берёзка человеку? (Ребята отвечают, о том, что она очищает воздух, защищает поля от ветра, здесь приятно гулять). Воспитатель добавляет, что из неё делают мебель, посуду. Рассказывает о том, где и как произрастает это дерево. Говорит о том, что берёзу называли раньше деревом трё х дел:
1. Мир освещает – лучины (раньше их использовали для освещения помещений).
2. Чистоту соблюдает – берёзовые веники.
3. Больных исцеляет – лекарство
Русские люди придумали много песен о берёзе.
Дети вместе с воспитателем водят хоровод вокруг берёзы.
Итог: «О чём же мы сегодня говорили? Что узнали о берёзе?
1. Как можно назвать берёзку? (Дети отвечают – тонкая, кудрявая, белая).
2. А как называют лес, где растут берёзы? (Берёзовая роща)
3. А почему берёзка символ России? (Потому что в нашей стране очень много берёз, они светлые, как наша Родина.)
4. Что нужно делать, чтобы беречь берёзы? (Не ломать, не обдирать кору, не собирать много сока).
Когда дети возвратились в группу, каждый нарисовал берёзку как он её представляет, а все рисунки вместе образуют берёзовую рощу.