Елена Бордашова
Мои приоритеты
▼ Скачать + Заказать документы
То, что упущено в детстве,
невозможно наверстать в зрелые годы.
Эта простая истина бесспорна и актуальна во все времена. Неоспоримо то, что детство-это «колыбель человеческой жизни», это тот период времени, когда в человека закладывается фундамент, то основное на чем будет строиться его Человеческая жизнь. Ребенок бережет свою душу, как веко бережет глаз, и без ключа любви никого не пускает в нее. Здесь уместно вспомнить слова известного писателя Джона Рескина: «Детство часто держит в своих слабых пальцах истину, которую не могут удержать взрослые люди своими мужественными руками и открытие, которой составляет гордость позднейших лет». В последнее время актуальна проблема – вернуть ребенку детство. Еще в конце 20 века американский ученый Н. Постман в своей нашумевшей книге «Исчезновение детства» утверждал, что взрослые действуют по отношению к детям как колонизаторы, разрушают детство. Так же наш соотечественник, известный русский психолог, А. В. Запорожец уже в конце 20 века вел «борьбу за детство, против его насильственного сокращения», потому что детство, как писал В. А. Сухомлинский, - это каждодневное открытие мира.
Темочки:
По своей природе ребенок существо спонтанное, живое, готовое на любой момент к экспериментированию, ориентированное на практическое и целостное освоение мира. Именно поэтому дошкольное детство – это период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируется ответственность и способность ребенка к свободному выбору, уважению и пониманию других людей. В государственной концепции дошкольного воспитания говорится, что именно в дошкольном детстве ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий общечеловеческим и духовным ценностям. Поэтому предназначение дошкольного образования мне видится не только в формировании определенных знаний, но и в развитии базовых способностей личности, ее социальных и культурных навыков, основ экологически целесообразного поведения.
В настоящее время как никогда для педагогики актуально проблема воспитания и формирования творческой личности. На мой взгляд, в этом процессе ведущую роль играет художественное и эстетическое воспитание. Как сказал А. С. Макаренко в «Педагогической поэме» : «Хорошее в человеке проектируется, и педагог обязан это делать». Воспитатель, считаю я, должен большое внимание уделять воспитанию красоты души человеческой, пониманию предназначения человека, его человеческого пути. От меня зависит: превратится ребенок в кораблик с собственным парусом и курсом или останется щепкой плывущей по течению.
Цель моей работы:
помочь вырастить творчески мыслящего ребенка;
помочь ему полнее раскрыть свои возможности и способности;
научить не только оперировать полученными знаниями, но и генерировать собственные идеи, успешно воплощая их в жизнь.
Мой опыт работы строится на развитии творческой личности через «экологию души». Экология понимается как состояние человеческой души, наделение человека высокой нравственной силой, благородством, творчеством, даром нравственной памяти и красотой.
Исходя из этого, я обозначила ведущую педагогическую идею: развитие творческой личности через воспитание экологии души путем соединения экологического сознания и театрализованной деятельности. На мой взгляд, наиболее продуктивные виды деятельности в воспитании творческой личности через экологию души:
- изобразительная деятельность (лепка, рисование, аппликация);
- театрализованная деятельность (разные виды театров, инсценировки, чтение в лицах);
- речевая деятельность.
Методика работы с детьми разработана на основе интегрированного подхода: дети ведут наблюдения, экспериментируют, рисуют, лепят, играют, слушают музыку, знакомятся с литературными произведениями, сочиняют сказки и рассказы.
Мои приоритеты воспитательно-образовательной работы
- нравственность: освоение нравственно-творческого отношения к действительности являются доминантой в реализуемом мною опыте работы;
- творчество: рассматривается как универсальный сущностный механизм личностного развития дошкольника;
- красота (эстетическая) : приоритет красоты предполагает ориентацию на постижение и воспроизводство воспитанниками эстетических ценностей;
- открытость - это внутреннее раскрепощение субъектов педагогического процесса, главенство общечеловеческих ценностей.
Одна из разных задач, поставленных мной, состоит в том, чтобы ребенок творчески освоил нормы и правила родного языка, умел гибко применять их в конкретных ситуациях, овладел коммуникативными способностями, так как речь – это наиболее емкая, точная и быстродействующее средство общения между людьми. Развитие речи в детском саду идет очень интенсивно. Художественное слово, на мой взгляд, - действенное средство в воспитании творческой личности и развитии речи. Бедность словаря – это бедность мысли в познании окружающего мира. К концу 4-го года ребенок, как показывает моя практика, может составить простейший рассказ, пересказать короткий знакомый текст, запомнить и повторить прослушанное небольшое стихотворение. Речевая активность выражается и в словотворчестве ребенка, в игре со словами, рифмами. В это время я провожу большую работу по формированию и развитию у детей восприятия художественного слова: знакомлю их с фольклором (загадки, потешки, сказки) и авторскими произведениями (рассказы, стихи, авторские сказки). В этот период дети хорошо умеют слушать понимают содержание. Для меня важно вызвать у детей заинтересованность, желание запомнить, проговорить, рассказать и проиллюстрировать. Постепенно я расширяю круг художественной литературы. После 2-3 повторений произведения, на мой взгляд, можно проводить простейшую игру – драматизацию – чтение в лицах. Дети копируют интонацию взрослого, не только учатся слушать, но и умеют слышать и отвечать.
На занятиях с использованием художественной литературы я знакомлю детей с новыми сказками, которые длиннее и сложнее по сюжету, по языку («Три медведя», «Кот, петух и лиса» и другие). Обращаю внимание детей на героев, сюжет, событийный ряд, общий смысл сказки, учу сочувствовать героям – все это помогает пониманию и запоминанию. Как показывает практика, дети довольно остро переживают драматические события сказки, они хотят, чтобы все заканчивалось хорошо, поэтому я рассказываю только добрые сказки. Такая практика позволяет заниматься постепенным формированием «экологии души».
Во время чтения я прибегаю к его иллюстрированию, так как иллюстрация постепенно приучает детей к беседам о прослушанном. В старшем дошкольном возрасте для углубленного понимания и активного восприятия художественного произведения я провожу беседы по текстам рассказов и сказок. Такие беседы направляют внимание детей на осмысление содержания, поэтичности и красоты литературного языка, на художественные образы, на определение к ним отношения и к произведению в целом. Я предлагаю использовать следующую схему занятия:
• сообщение темы занятия;
• выразительное чтение художественного произведения;
• беседа (ответы на вопросы по прочитанному);
• работа с иллюстрациями к литературному произведению (авторские и детские иллюстрации);
Иллюстрирование старшими дошкольниками художественных произведений детской литературы способствует развитию не только литературного вкуса, любви к чтению, но творческих способностей, фантазии, воображению.
• пересказ;
• обобщение.
Активизировать восприятие художественных произведений мне помогают следующие методы:
беседа, предваряющая знакомство ребенка с художественным произведением;
тематические экскурсии, подготавливающие детей к восприятию произведения;
выразительное чтение и рассказывание, создающее эмоциональный контакт с детьми, вызывающее у них чувство сопереживания героям, развивающее эмоции;
беседа, помогающая воспринять само произведение, простой анализ произведения;
применение сюжетных репродукций, книжных и детских иллюстраций;
технические средства оснащения, дополняющие и усиливающие воздействие слова на дошкольника;
Большое значение я уделяю формированию и развитию исполнительских способностей через выразительное чтение наизусть. Учу декламировать поэтические произведения, отчетливо естественным голосом ясно выговаривать все звуки в словах, окрашивая их яркой образной интонацией, проявляет свое отношение к рассказыванию. Развивать способности выделять выразительные средства и соотносить их с содержанием мне помогают такие творческие задания: загадывание и отгадывание загадок (развивает сообразительность и наблюдательность, чтение наизусть пословиц и поговорок (помогает приобрести навык кратко, четко, ясно и образно выражать свои мысли, придумывание определения к заданному слову и их иллюстрирование (солнечный лучик – теплый, ласковый, бархатный, рифмовка отдельных текстов (игра).
Развитию творческой личности через «экологию души» способствует театр. Театр, на мой взгляд, - важнейшее средство приобщения человека к общечеловеческим духовным ценностям через личное эмоциональное переживание. Он выражает и формирует отношение человека к бытию и самому себе. Театр оказывает большое влияние на развитие связной, грамотной, и эмоциональной по содержанию речи. Ребенок осваивает богатство родного языка, его выразительные средства, используя интонации, соответствующие характеру героев и их поступкам, старается говорить четко, чтобы его поняли, способствует воображению, развитию эмоционального мира ребенка. Театральное искусство развивает способности детей к соучастию и содействию. Я учу адекватному восприятию театрализованной деятельности и использую следующие формы работы:
беседы познавательного характера;
импровизация – разыгрывание с детьми наиболее понравившихся эпизодов;
рисунок – отзыв как наглядно – образная форма осмысления впечатлений.
В своей практике я использую кукольный, пальчиковый, теневой, настольный и игровой театры.
В работе с дошкольниками я предпочитаю следующее содержание занятий:
o просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
o игры – драматизации;
o подготовка и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;
o упражнения с использованием ролевых диалогов по иллюстрациям;
o самостоятельные импровизации на темы художественных произведений;
o подготовка спектаклей (изодеятельность, ручной труд, оформление).
Творчество детей в их театрально - игровой деятельности проявляется в 3-х направлениях:
продуктивное творчество – сочинение собственных сюжетов или творческой интерпретации какого – либо сюжета;
исполнительское творчество (речевое, двигательное);
оформительское творчество (декорации, костюмы).
Разыгрывание простых сказок в группе позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными театральными средствами: речью, напевом, мимикой, движениями, эмоциями. В процессе игры драматизации я использую следующие приемы:
выбор детьми роли по желанию;
назначение на главные роли не только активных, но и застенчивых детей;
проигрывание ролей в парах;
распределение ролей по карточкам (дети берут у воспитателя карточки, на которых схематично изображен персонаж).
В своей работе я широко использую игру-драматизацию, которая позволяет решать многие речевые задачи:
- развивать умение вести речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми (диалогическая речь);
- продолжать работу по обогащению бытового, обществоведческого словаря детей;
- вводить в речь детей эмоционально-оценочную лексику;
- совершенствовать умение использовать разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания;
- отрабатывать дикцию;
- усваивать выразительные средства языка и отрабатывать интонационную выразительность.
Хочу немного остановиться на успехах и трудностях в развитии речи через театрализованную деятельность. В процессе работы над развитием речи через театрализованную деятельность за последний год выявила, что не все ребята могут точно, образно описать героя, его портрет, что речь их бедна, невыразительна, в ней мало эпитетов, сравнений. Этот пробел стала восполнять через театрализованную деятельность, которая использовалась и на занятиях, и в повседневной жизни. Детям предлагалось задание на придумывание эпитетов к разным словам. Очень помогли на подготовительном этапе дидактические игры «Опиши предмет и покажи», «Я начну, а вы кончайте», которые обогащали речь детей, делали язык более точным, выразительным.
Уделялось внимание и работе над интонационной речью. Учила ребят читать стихи то удивленно, то насмешливо, то возмущенно. Не всем сначала удавалось сочетать интонационную выразительность речи с движениями. Показывала пример, как передавать настроение героев сказки, их характер. Фигурки, используемые для инсценировок, всегда находились в уголке театра и побуждали ребят в игре с ними. Так постепенно создавались образы каких-либо героев.
Участие в театрализованной деятельности, как показал опыт, развивает умственные способности детей, память, речь, обогащает литературный язык. Воспитывает в детях ответственность, дает возможность познать себя, развить свои артистические возможности.
Уже сейчас можно сказать, что наши воспитанники многому научились, богаче и выразительнее стала их речь, появилось желание самостоятельно и с помощью взрослого составлять рассказы, сказки, зародился большой интерес к театрально-игровой деятельности. Была приоткрыта детям дверь в храм искусства.
Всегда помните слова Аристотеля: «Созревание души дороже, чем блеск и избыток сил, и вечное в нас должно воспользоваться тем разрушением, которое производит в нас время».
Растите духовно и помогайте расти другим. В этом вся жизнь.