Марина Ворошнина
Мои помощники ушки. Сенсорное развитие.
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие «Мои помощники ушки» в рамках сенсорного развития детей средней группы
Продолжительность занятий – 20 минут
ПРОГРАМНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
I. Теоретическая часть.
Внимательные ушки.
Для социальной успешности детей важно, чтобы они учились быть хорошими слушателями. У ребенка, умеющего внимательно слушать своих друзей и чувствительного к невербальным сигналам, больше шансов наладить отношения со сверстниками и быть желанным партнером по игре. Важно быть хорошим слушателем, чтобы общаться со взрослым. Ребенок должен научиться усваивать пожелания и распоряжения родителей, воспитателей, учителей. Чтобы дети с интересом слушали, прислушивались, вслушивались, ведущий взрослый должен говорить то тихо, то громко, то деловито, то интригующе, чтобы дети прислушивались с интересом и удовольствием.
Публикация «Мои помощники ушки, Сенсорное развитие,» размещена в разделах
- Органы чувств человека и их назначение
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2012
II. Воспитательные задачи
- воспитывать умение слышать и воспринимать задачу, выполнять ее самостоятельно
- Воспитывать интерес к окружающим нас звукам
- воспитывать умение слушать другого человека (сверстника, взрослого)
III. Развивающие задачи.
- Продолжать развивать и совершенствовать слуховое восприятие, слуховую память, слуховое внимание, воображение
- Способствовать развитию мыслительных процессов, развитию речи
- Формировать умение дифференцировать звуки
- способствовать закреплению понятий «тихо/громко»
- Закрепить знания о музыкальных инструментах
- закрепить знания о помощниках- глазки, ушки, носик, ротик, ручки, ножки
IV. Предварительная работа.
- Проведение серии занятий на соблюдение правил работы в группе, на коммуникативность, умение анализировать прошедшее занятие: «Что было?», «Что понравилось/не понравилось?».
V. Словарная работа.
- употребление в речи прилагательных и наречий «тихий/громкий, тихо/громко»,
- знакомство с новыми словосочетаниями: «навострить ушки», «затаить дыхание», «журчит родничок», «извилистая тропинка»
- активизировать придумывание новых слов: «ушастик», «большеухий», «слухач», «большеух»…
VI. Взаимосвязь с другими видами деятельности.
- познание, коммуникация: умение работать в команде и слышать другого
- сенсорное развитие: совершенствовать и тренировать слуховое восприятие
- окружающий мир: знакомить со звуками в лесу, саду, самостоятельно – дома,
- развитие речи: пополнить активный словарь детей, знакомство с новыми понятиями окружающего мира
- трудовая деятельность: формирование умения говорить и действовать по очереди, сообща, вовремя начинать и заканчивать задание, игру, упражнение
- игровая деятельность: приобщение детей к общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками,
- умение соблюдать игровые правила
VII. Материалы к занятию.
Аудиозаписи «Голоса птиц и зверей», аудиозаписи со звуками природы; цветные карандаши; бланки с заданиями; нарисованная фигурка человечка с большими ушами; корзина с музыкальными инструментами, «мостик», «тропинка»
Цели занятия:
Совершенствование восприятия;
Закрепление навыков исследования предметов с помощью соответствующих органов чувств;
Тренировка слуховых ощущений;
Развитие слухового внимания;
Развитие слуховой памяти;
Активизация творческой активности.
План занятия.
1 этап. Организационный.
Приветствие.
Психолог: Ребята, давайте сначала поприветствуем друг друга. А потом поприветствуем наших помощников.
- Приветствие детей по кругу с помощью мяча.
- Приветствуем помощников песенкой:
Здравствуйте, глазки!
Глазки наши смотрят…
Здравствуйте, ушки!
Ушки наши слушают…
Здравствуй, наш носик!»
Носик наш нюхает…
Здравствуй, наш ротик!
Ротик наш кушает…
Здравствуйте, ручки!
Ручки наши хлопают…
Здравствуйте, ножки!
Ножки наши топают.
II этап. Мотивационный
Путешествие в лес.
Психолог предлагает детям вспомнить темы предыдущих занятий («Мои глазки», «Мои ножки»)
Психолог: С какими помощниками мы уже познакомились на предыдущих занятиях?
Далее психолог приглашает детей отправиться путешествовать в лес, дойти до лесной полянки, где живут гномики.
Психолог: Ребята, мы сейчас пойдем с вами в лес по извилистой тропинке. В лесу много разных звуков, пойдем тихо, чтобы никого не спугнуть, а вы внимательно слушайте - какие звуки живут в лесу. Когда мы придем на полянку, вы мне расскажете что услышали.
Психолог включает диск с лесными звуками: пение птиц, журчание ручейка, шум дождя, голоса животных…и все идут по тропинке в «лес».
III этап. Практический
1. Игра «Лесные звуки»
Психолог: Мы с вами в лесу. Давайте сядем на полянке и поговорим «Какие лесные звуки вы слышали в лесу»?
Все садятся в кружок и делятся кто какие звуки услышал и слышит.
2. Игра «Звуки леса».
Психолог: Сейчас мы с вами сами будем изображать звуки леса. Я буду говорить: «Деревья шумят». Вы поднимаете руки, качаетесь из стороны в сторону и шумите «Ш-Ш-Ш-Ш-Ш-Ш». Я скажу «Листья шуршат»- вы трете ладошки одну о другую. Я скажу «Дождик пошел»-вы хлопаете ладошками по ножкам, я скажу «Гром загремел»- вы топаете ногами.
3. Появление гномика с большими ушами.
Посмотрите, ребята, кто это там у елочки стоит? Что в нем такого необычного? Правильно – у него большие уши!. Давайте дадим ему имя! (Ответы детей: Большеухий, Чебурашка, Ушастик). Давайте звать его Ушастик. Он спрашивает у нас для чего же нужны нам наши помощники ушки? (Ответы детей- чтобы слушать, слышать, слушать, что мама говорит, слушать звуки в лесу, слушать музыку, своих друзей)
Психолог: Правильно. А теперь Ушастик предлагает нам выполнить задание
6. Задание «Внимательные ушки».
Каждому выдается бланк с заданием. (на бланке изображено несколько предметов, издающих или не издающих звуки: самолет, конфета, барабан, бабочка.)
Ушастик предлагает детям найти и обвести в кружок только те предметы, которые издают звуки.
Игра «Музыкальная корзина»
Выполняется на коврике.
Гномик Ушастик: А я приготовил вам целую корзину с шумом! (Психолог показывает корзину, накрытую платком, в котором лежат музыкальные инструменты).
Сейчас с помощью муз. инструментов я буду издавать разные звуки и угадывать их. (Дети угадывают, затем психолог предлагает детям самим попробовать поиграть на инструментах).
Игра «Громкие и тихие звуки».
Психолог: Вы знаете, звуки могут быть громкими и тихими. Сейчас я буду называть различные предметы, которые могут издавать звуки. Если звук, который издает тот или иной предмет громкий, вы громко скажете «Громкий» и поднимите руки вверх, а если тихий, вы тихо скажете «Тихий» и приложите пальчик к губам. :
-тиканье часов
-стук молотка
-шелест листьев
-шум проезжающей машины
-гудение самолета
-шелест страниц
-топот копыт
-шум аплодисментов
-журчание ручейка
-крик петуха
-грохот грома
IV этап. Рефлективный.
Психолог. А теперь скажем нашим друзьям гномикам Спасибо. И вернемся из леса в наш детский сад. Сегодня мы узнали много про наши ушки, какие они внимательные и сколько звуков они сегодня услышали. Что вам больше всего запомнилось и понравилось сегодня? Какие помощники нам сегодня помогали?
Прощание. Сегодня мы попрощаемся на ушко. Скажем тихо на ушко соседу «До свидания, (имя ребенка)».
Автор занятия: Ворошнина М. В. (занятие основано на материалах комплексной программы "Цветик семицветик" под ред. Куражевой Н. Ю.)