Ольга Расторгуева
Мой подход к работе с детьми
▼ Скачать + Заказать документы
Мой подход к работе с детьми
Важнейшей социальной задачей цивилизованного общества является укрепление психического здоровья и обеспечение гармоничного развития подрастающего поколения. Здоровье детей является одной из основополагающих ценностей образования на современном этапе.
Основу психического здоровья составляет полноценное психическое развитие ребенка на всех возрастных этапах. Дошкольный возраст является этапом интенсивного психического развития. Именно в этом возрасте происходят прогрессивные изменения во всех сферах, начиная от совершенствования психофизических функций и кончая возникновением личностных новообразований.
Публикация «Мой подход к работе с детьми» размещена в разделах
В дошкольном возрасте происходит первоначальное формирование этических инстанций и моральных чувств ребенка, когда он начинает усваивать основные правила взаимоотношений между людьми и уже может оценивать свои поступки. Большую роль в формировании моральных чувств ребенка играет взрослый, который является образцом для подражания, прямо или косвенно влияет на личностное развитие дошкольника и психологическое здоровье.
Диагностика всех компонентов, входящих в психическое здоровье (зрелость нервной системы, психоэмоциональное благополучие, коммуникативные расстройства и социальное благополучие, позволяет организовать системную и адресную психолого – педагогическую работу (индивидуальную и групповую).
Для оказания целенаправленной помощи детям в сохранении и укреплении здоровья, учитываю возрастные особенности развития дошкольника на разных этапах его взросления. И в соответствии с этим определяю основные направления работы.
С детьми средней группы (3-4 года)
- помогать осваивать разные способы взаимодействия с взрослым и сверстником в игре и в повседневном общении;
- способствовать проявлению всех видов активности ребенка;
- формировать первые «нравственные эмоции: хорошо и плохо»;
- формировать умение действовать по правилам;
- формировать умение сопереживать, сочувствовать;
- способствовать формированию позитивной самооценки ребенка в процессе общения со взрослым.
С детьми старшей группы (4-5 лет)
- создавать условия для развития творческого воображения;
- продолжать формировать умение подчинять свои действия правилам, усложняя деятельность через увеличение количества правил;
- создавать условия для проявления познавательной активности;
- способствовать проявлению эмоциональной отзывчивости;
- создавать условия для перехода детей от сочувствия к сотрудничеству в разных видах деятельности;
- способствовать развитию образного мышления.
С детьми подготовительной группы (5-6 лет)
- формировать элементы произвольности психических процессов у детей во всех видах деятельности;
- поддерживать и создавать условия для развития творческого потенциала ребенка;
- способствовать развитию эмпатийных проявлений;
- побуждать детей к проявлению инициативы и самостоятельности мышления во всех видах деятельности;
- организовать совместную деятельность с целью развития элементов сотрудничества;
- обучать детей умению планировать предстоящую деятельность;
- формировать простые приемы опосредованного, логического, произвольного запоминания.
Условия жизни, нравственная и эмоциональная атмосфера, в которой живет ребенок в условиях дошкольного учреждения, целиком и полностью зависит от взрослых, которые его окружают. Тесно сотрудничаю с воспитателями, знакомлю их с результатами диагностики, даю рекомендации, провожу семинары, тренинги, консультации. Ведь каждый ребенок в отдельности – уникальная личность, требующая к себе особого внимания и понимания. Задача взрослых – найти ключик к сердцу каждого ребенка, помочь в установлении гармонии с самим собой и окружающим миром.
Детство – самая прекрасная пора жизни человека. Дошкольники пребывают в огромной зависимости от окружающих близких. А родители между тем зачастую даже не представляют, какая это огромная, могучая и действенная сила родительская любовь.
Психолого – педагогические исследования дают основания утверждать, что фундамент общечеловеческих и культурно – национальных ценностей личности, ее духовного стержня формируется преимущественно в процессе внутрисемейного взаимодействия ребенка с родителями и близкими взрослыми.
На современном этапе, в ситуации всеобщей нестабильности семьи переживают серьезный кризис, он выражается в углублении трудностей семейного воспитания мальчиков и девочек, ослабление внимания к духовным ценностям и истокам своей родословной, противоречивости взглядов родителей на процесс воспитания и развития детей.
Учитывая вышеизложенное, определяю направления работы с родителями :
- установление эмоционально – доверительного взаимодействия с семьями воспитанников;
- укрепление психофизического здоровья родителей и детей;
- формирование критического отношения родителей к стереотипам воспитания;
- - обучение родителей способам конструктивного взаимодействия друг с другом и детьми.
Использую разнообразные формы взаимодействия с родителями, наиболее эффективными являются:
- тематическая консультация;
- семинар – практикум;
- день открытых дверей;
- родительский лекторий;
- посиделки для пап и мам;
- тематические ширмы «Разговор с психологом».