Марина Гурьева
Мой опыт по взаимодействию ДОУ и семьи
▼ Скачать + Заказать документы
Мой опыт по взаимодействию ДОУ и семьи
«Дошкольное детство» - уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности. В то же время это период, в течение которого ребёнок находится в полной зависимости от окружающих взрослых - родителей, педагогов. Поэтому надлежащий уход, поведенческие, социальные и эмоциональные проблемы, возникающие в этом возрасте, приводят к тяжёлым последствиям в будущем. Дошкольное учреждение играет важную роль в развитии ребёнка. Здесь он получает образование, приобретает навыки общения с другими детьми и взрослыми, учится организовывать собственную деятельность. Однако, насколько эффективно ребёнок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению.
Публикация «Мой опыт по взаимодействию ДОУ и семьи» размещена в разделах
В соответствии с Законом РФ «Об образовании» и «Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении» одной из актуальных задач, стоящих перед детским садом, является углублённое «взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка», а также повышение ответственности родителей за воспитание детей.
Уровень педагогической культуры родителей в значительной степени зависит от профессионализма и педагогической компетентности специалистов детского сада. Признание приоритета семейного воспитания их новизна определяется понятием “взаимодействие”, которое представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется с помощью общения.
Актуальность проблемы. Согласуя свои действия с семьей, необходимо стараться дополнить или компенсировать домашние условия воспитания. Особо важно взаимодействие семьи и дошкольного учреждения для детей из неполных и неблагополучных семей, для детей с недостатками в развитии, так как они наиболее подвержены негативным переменам в обществе.
Только активная двусторонняя связь может компенсировать «неполноценность» их существования, улучшить адаптацию детей к новым условиям, наладить связь «неблагополучных» детей с окружением. Что касается детей из так называемых «благополучных» семей, то только во взаимосвязи детского сада и семьи возможно овладение различными видами деятельности, нормализовать контакты с детьми из разных социальных слоев, повысить педагогическую культуру родителей. Важно отметить, что задача воспитателя - осознавая разницу между детьми, между их семьями, вести себя демократично, не делая различий между детьми.
Другая проблема - исчезновение в поведении детей их возрастной непосредственности, что ведет, по мнению многих специалистов, к развитию черт агрессивности. Преодолеть этот кризис опять же возможно путем взаимодействия двух социальных институтов - семьи и детского сада. Важно, чтобы условия в семье и в дошкольном учреждении не отличались друг от друга. Чтобы и дома, и в детском саду ребенок сталкивался не с насилием, в том числе и воспитательно-педагогическим, а с пониманием, заботой и привлечением к посильному труду. Третья проблема - развить интерес детей к познанию окружающего мира. Поэтому так важно уделять внимание доверительным беседам с ребенком и его родителями. Процесс совместного пребывания взрослого с детьми очень важен. Главное, чтобы ребенок, как в детском саду, так и дома не наталкивался на стену отчуждения, чувствовал себя комфортно и уютно. К сожалению, не в каждой семье можно увидеть такую идиллию. Задачей педагогов в этом аспекте является научить родителей общаться с детьми, вызвать у них нежные чувства к ребенку. Все это возможно сделать путем использования активных форм и методов работы с родителями. Еще одна проблема — научить детей общению друг с другом, умению проявлять сочувствие, терпимость. Следовательно, гармоничное развитие дошкольника без активного участия его родителей в ДОУ невозможно.
Основными принципами при организации работы с семьями являются :
-открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живёт и развивается ребёнок);
-сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
-создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;
- диагностика общих и частных проблем в воспитании и развитии ребёнка.
Главной целью моей деятельности по работе с семьями воспитанников стало решение задач по вовлечению родителей в педагогический процесс ДОУ.
Для того, чтобы родители смогли преодолеть авторитаризм и увидеть мир с позиции ребёнка; достичь понимания того, что нельзя ребёнка сравнивать с другими детьми; узнавать сильные и слабые стороны развития ребёнка и учитывать их; быть эмоциональной поддержкой ребё нку выделила основные задачи:
-педагогическое просвещение родителей с целью повышения психолого-педагогического образования;
-изучение семьи и установление контактов с её членами с целью согласования воспитательных воздействий на ребёнка.
Первую группу задач разделила на две подгруппы: задачи информационного плана (например, знакомство родителей с возрастными особенностями детей, режимом ДОУ, советы) и задачи обучающего плана ( научить родителей руководить детской деятельностью: игрой, ручным трудом и т. д). При решении задачи обучающего плана использую следующие методы: индивидуальное и групповое консультирование; просмотр родителями занятий и режимных моментов; привлечение семей к различным формам совместной с детьми и педагогами деятельности. Для решения второй группы задач использую следующие методы: анкетирование, опросы, беседы с членами семьи, анализ детских рисунков, анализ педагогических ситуаций, наблюдение за ребёнком, посещение семьи ребёнка. (продолжение следует)