Ванда Дзуцева
Проект «Мой город — лучший на земле»
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание
1. Актуальность проекта.
2. Цели и задачи проекта.
3. Предполагаемые результаты.
4. Этапы проектной деятельности.
4.1. I Этап. Выбор темы.
4.2. II Этап. Формы работы.
4.3. III Этап. Выбор подтем.
4.4. IV Этап. Реализация проекта.
5. Перспективное планирование.
6. Достигнутые результаты.
Заключение
Приложения
Список использованной литературы
Участники проекта :
-дети старшей группы
Публикация «Проект „Мой город — лучший на земле“» размещена в разделах
- Мой город. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Родной край, город. Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- воспитатели и специалисты(6 чел.)
-родители (19 чел.)
Тип проекта :
коллективный, познавательно–творческий.
Сроки реализации: сентябрь 2015-декабрь 2015 гг.
Основное направление: формирование положительных чувств к родному краю, городу, семье на основе социокультурного окружения детей.
Актуальность работы:
Что характеризует человека прежде всего? Конечно же, его культура, в формировании которой огромную роль играет патриотическое воспитание. В последнее время чрезвычайно остро стоит проблема патриотического воспитания. В период не стабильной обстановки в обществе возникает потребность вернуться к лучшим традициям народа, к вечным понятиям. Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а, следовательно, полноценную личность, без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике. («Концепция патриотического воспитания граждан РФ»). Одной из основных задач ФГОС ДО является: «…объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества».
Поэтому формирование основ нравственно- патриотического – актуальнейшая задача сегодняшнего дня.
При всей своей занятости, родители мало уделяют внимания этой проблеме. В семьях нет достаточной литературы, которая рассказывала бы о стране, родном крае, родном городе. Сами родители располагают недостаточной ин формацией, знаниями, чтобы воспитывать в детях патриотические чувства.
Отсюда вытекает важная проблема: формирование и углубление знаний о родном городе, воспитание у детей патриотических чувств.
Метод проекта наиболее приемлем в системе руководства патриотическим воспитанием, так как позволяет сочетать интересы всех участников проекта : педагогов, родителей, детей.
Цель работы:
Воспитание любви и интереса к родному городу, позитивного отношения к миру, воспитание патриотов своего города совместными усилиями детского сада и семьи.
Задачи:
С детьми
1. Образовательная:
-расширять и уточнять знания, представления детей о Владикавказе и его окрестностях;
- знакомить детей с историей города,
- его достопримечательностями;
-знакомить с государственной символикой города.
2. Развивающая:
-развивать коммуникативные навыки у детей;
-умение ориентироваться в окружающем пространстве.
3. Воспитательная:
воспитывать чувство гордости и бережное отношение к родному городу.
С родителями:
-способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада;
-обогащать совместный эмоциональный опыт семьи в процессе познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности.
С педагогами:
Обогащать знания педагогов детского сада о нравственно- патриотическом воспитании детей дошкольного возраста.
Цели и задачи воспитания дошкольников
Дошкольный возраст – первый этап в патриотическом развитии человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к родному краю, городу, семье.
В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-патриотических позиций личности, которые проявляются во взаимодействии ребёнка с окружающим миром, в осознании неразрывности с ним. Благодаря этому возможно формирование у детей патриотических знаний, норм и правил взаимодействия с ближайшим окружением, с природой малой родины, воспитания любви и сопереживания к ней.
При этом накопление знаний у детей дошкольного возраста не является самоцелью. Они – необходимое условие выработки эмоционально-нравственного и действенного отношения к миру.
Семья занимает важное место в патриотическом воспитании человека. Именно в семье формируются основы духовного и культурного облика, закладываются вкусы и привычки. Становление начал патриотических чувств у детей, развитие патриотического сознания, мышления, патриотических чувств у
взрослых, их воспитывающих, формирования ответственного отношения к малой родине, которое строится на базе патриотического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов отношения к родному городу и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по ознакомлению своего города.
Вышеуказанные цели достигаются по мере решений образовательных, воспитательных и развивающих задач:
- образовательных – формирование патриотических качеств у детей старшего возраста;
- воспитательных – формирование патриотически целесообразного поведения и деятельности;
- развивающих – развитие коммуникативных навыков.
Патриотическое воспитание дошкольников осуществляется в ДОУ через весь педагогический процесс – в совместной деятельности педагога с ребенком и самостоятельной деятельности детей.
В реализации задач патриотического воспитания большое значение имеет создание предметно-развивающей среды с учётом национально-регионального компонента.
Предполагаемые результаты:
-освоение и обогащение знаний детей об истории родного города;
-формирование у детей чувства гордости за свой город и желание сохранить его чистым и красивым;
-овладение родителями организационными навыками проведения совместного досуга в семье;
-активное участие родителей в выставках детского сада;
-перспективное участие в городских мероприятиях декоративно-прикладного, экологического и краеведческого направлений;
-высокая компетентность педагогов в вопросах нравственно-патриотического воспитания.
I Этап. Выбор темы
В ходе бесед с детьми выяснилось, что многие из них летом отдыхали в других городах. Приходя в группу, они рассказывали о том, где и как проводили время. Затем стали задавать вопросы о нашем городе. Исходя из интереса детей, решили разработать проект о родном городе.
Увидев, что дети заинтересовались этой темой, им
были заданы вопросы: «Что такое Родина? Что такое малая
Родина? Хотите ли об этом узнать? Что именно хотите
узнать?
Изучив интересы детей, мы наполнили среду
различными энциклопедиями, книгами, фотографиями,
открытками для поддержания детского интереса.
Совместно с детьми обсудили и записали на доске
названия возможных проектов по нашей теме.
II Этап. Разработка проекта
Изучив интересы детей, мы подключили родителей к сбору информации и наполнили среду различными открытками, фотоальбомами, слайдами, видеофильмами, знакомящими детей с родным городом.
Совместно с родителями подобрана и внесена в группу литература и энциклопедии.
В группу внесены материалы для организации
продуктивных видов деятельности.
Формы работы с родителями
Немалое значение в воспитании детей имеет пример взрослых, родителей, воспитателей. Зачастую, вырастая, дети ведут себя и поступают так же, как когда-то вели себя и поступали их родители. Если родители будут заниматься вопросами патриотического воспитания, то и у детей будет воспитываться интерес, любовь к родному краю, городу и семье. Поэтому
патриотическое воспитание детей должно проходить в тесном взаимодействии с семьёй ребёнка.
Сотрудничество с семьями детей по патриотическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребёнку особую положительную эмоциональную окраску.
В работе с родителями по патриотическому воспитанию детей необходимо использовать как традиционные формы, так и нетрадиционные, но эти формы должны основываться на педагогике сотрудничества.
Необходимо привлекать родителей к решению вопросов патриотического воспитания детей, нахождению общих правильных ответов и работу следует проводить в двух направлениях:
-педагог-родитель;
-педагог-ребёнок-родитель.
Формы работы с родителями:
- анкетирование, проведение опросов с целью выявления их экологической компетентности;
- беседы за круглым столом, родительские собрания в нетрадиционной форме (ток-шоу, деловые игры, бюро
педагогических услуг, прямой телефон, консультации и сообщения патриотической направленности для родительского уголка;
- привлечение родителей к совместным экскурсиям по городу с целью ознакомления с достопримечательностями, музеями;
- использование методической литературы по проблемам патриотического воспитания;
- выпуск газет, плакатов, папок-передвижек.
Деятельность педагогов по приобщению семей к патриотическому воспитанию детей позволит формировать у дошкольников ответственное отношение к малой родине, достигнуть более высокого уровня их воспитанности.
Определили подтемы:
«Мой дом, моя улица, мой район»
«Транспорт моего города»;
«Достопримечательности»;
«Знаменитые люди нашего города»
Знаменитые
людинашег
IV Этап. Реализация проектов
В ходе реализации проекта с детьми проводились
беседы,читали художественную литературу,
рассматривали фотографии, открытки, организовывались экскурсии и целевые прогулки.
Дети рисовали, создавали коллективные и
индивидуальные работы, конструировали из бумаги, коробок, строительного материала.
Были внесены атрибуты для сюжетно-ролевых игр.
Дети обыгрывали сюжеты: «Семья», «Госпиталь»,
«Экскурсия по городу», «Правила дорожного
движения».
Для самостоятельных и совместных игр детям
предложены дидактические и настольные игры
«Автобус», «Правила дорожного движения»,
«Транспорт», конструкторы «Лего», развивающие блоки Дьенеша.
5. Перспективный план работы
Сентябрь
1. Провести беседу с родителями, с предварительным анкетированием на тему «Мой город».
2. Провести родительское собрание с целью привлечь родителей к участию в проекте.
3. Целевая экскурсия на Мемориал Славы «Герои-земляки».
Октябрь
1. Консультация для родителей: «Воспитание нравственно-патриотических качеств у дошкольников и внедрение в семейное воспитание»
2. Групповые экскурсии с детьми и родителями по городу «Выходной день в городе».
3. Создать семейные архивы «Экскурсия по городу» ( Семейные фотографии: улицы, парки, скверы).
4. Оформить фото стенд в группе «Улицы нашего города».
Ноябрь
1. Провести консультацию для родителей «Играя, узнаём город». Мы хотим рассказать как с помощью игр закреплять знания детей о родном городе, дать несколько примеров игр.
2. Провести конкурс для родителей на лучшую игру для детей.
3. Оформить передвижную папку для родительского уголка «Люби свой город».
Декабрь
1. Изготовить фотоальбом из семейных архивов «Как мы отдыхаем в городе».
2. Привлечь родителей к пополнению речевой зоны литературой, открытками, буклетами на тему «Мой город».
3. Домашнее задание – придумать рассказы, частушки, стишки, на тему «Я люблю свой город».
4. Конкурс рисунков для родителей и детей на тему «Мой красивый город!».
5. Изготовление объёмного макета «Любимый уголок города»
6. Привлечь родителей к созданию стенгазеты о достопримечательностях города.
6. Достигнутые результаты
Обобщив результаты проекта можно сделать вывод :
-Повысился уровень социализации детей группы:
дети знают символику своего города, названия улиц, парков, памятников культуры и архитектуры; виды и историю городского транспорта;
-в своей речи стали чаще использовать такие слова и фразы как родина, родной город.
-Дети и родители являются активными участниками конкурсов, выставок, спортивных соревнований, праздников и досугов в детском саду;
19 семей из 26 проявили интерес к теме проекта,
-познакомились с наглядно- познавательной информацией специалистов по теме проекта;
провели прогулки по улицам и достопримечательностям города;
повысилась педагогическая компетентность родителей
в воспитании чувства патриотизма, любви к малой Родине.
-Педагоги подробно познакомились с задачами и содержанием патриотического воспитания, смогут использовать материалы проекта в дальнейшей деятельности.
Заключение
Становление начал патриотической культуры у детей, развитие патриотического мышления, формирования
ответственного положения к жизни родного города строится на базе нравственно- патриотического сознания.
Детский сад является первым звеном системы непрерывного нравственно-патриотического сознания, поэтому неслучайно перед педагогами встаёт задача формирования нравственно-патриотической культуры. Семья занимает важное место в патриотическом воспитании человека. Именно в семье формируются основы духовного и культурного облика, закладываются вкусы и привычки. Маленькие дети чрезвычайно зависимы от своей семьи, поскольку она обеспечивает эмоциональное благополучие, включая любовь, поддержку, постоянные и мягкие напоминания о том, что хорошо, а что плохо.
Детский сад обеспечивает условия развития детей, включая общение, возможности ползать, ходить, бегать, лазать, играть, а так же получать новые впечатления.
Сотрудничество с семьями детей по патриотическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребёнку особую, эмоциональную окраску, что безусловно, положительно сказывается на его развитии.
Приложения
Приложение 1.
Анкета для родителей «Насколько вы компетентны в вопросах патриотизма?»
1. Ф. И. О.
2. Считаете ли вы, что существует проблема нравственно-патриотического воспитания?
3. Считаете ли вы необходимым знакомить детей с достопримечательностями нашего города?
4. На Ваш взгляд, обладаете ли вы достаточной информацией о нашем городе, чтобы ответить на возникающие у ребёнка вопросы?
5. Как часто вы вместе с ребёнком совершаете выезды в город?
6. Как вы считаете, ваш ребёнок знаком с правилами поведения в общественных местах? А вы?
7. Какие мероприятия вы могли бы предложить провести на патриотические темы в группе детского сада или для города?
Приложение 2.
Примерная тематика бесед и консультаций с родителями по нравственно-патриотическому воспитанию
1. «Не тревожь окружающих». (Обговорить правила поведения в городе).
2. «Они украшают город!» (Познакомить с достопримечательностями города, рассказать об их создании.)
3. Провести беседы на темы: «Герб – визитная карточка города», «История моего города», «Улицы нашего города».
4. Ими гордится Осетия (Поговорить о знаменитых-героях земляках).
Приложение 3
Интеллектуально – творческая игра «Мой город лучший на земле»
Конкурс 1. «Угадайка»
Ведущий. Сегодня у нас интеллектуально – творческая игра «Мой город лучший на земле». Участвуют дети, воспитатели и родители детского сада. На столе - разрезанные части двух открыток. Предлагаю каждому взять по части открытки и составить целые открытки из частей. У нас образовались две команды. Пожалуйста, посовещайтесь, придумайте название команды и выберите капитана.
Командам по очереди задают вопросы, оценивается правильность и быстрота ответов.
1. Кто основал город Владикавказ? В каком году?
2. Что изображено на гербе города Владикавказ?
3. Какое самое старое здание во Владикавказе? 4. Назовите улицу,на которой проживал Коста Хетагуров?5. Сколько театров расположено на территории г. Владикавказа? Назови их.
Конкурс 2. «Загадалки».
Ведущий. У меня в руках изображения наиболее известных зданий города. Каждая команда берет по одной карточке, не показывая соперникам. Необходимо составить рассказ о здании на
рисунке, не называя его, а команда–соперница должна узнать, о чем идет речь.
Жюри оценивает лучший рассказ и правильный ответ.
Конкурс 3. «Угадай мелодию».
Командам необходимо угадать песни из возможных семи нот о городе.
Подсказки:
1. Песня о главной реке. (Терек)
2. Песня о том, что украшает город. (Городские цветы)
3. Песня о столице нашей республики. (Это мой город)
4. Песня о городе на Тереке (Владикавказ)
5. Песня про сердцебиение горячего осетина (Владикавказ, регион 15)
6. Песня о любви девушки к славному городу (Моя Алания! Мой Владикавказ!
7. Песня о приветствии передаваемом из одного города в другой (Владикавказ – Сочи).
Конкурс 4. «Домашнее задание»
Командам дано задание нарисовать плакаты патриотической направленности, придумать им названия.
Конкурс 5.
«Театр-экспромт»
Команды разыгрывают сценку-пантомиму на тему «Экскурсии по городу».
1 команда – изображает фонтан на площади Ленина.
2 команда – изображает встречу осетинских делегатов с Екатериной II.
Жюри оценивает оригинальность и точность изображаемых образов, язык пантомимы.
Подведение итогов конкурса. Слово жюри.
Приложение 4.
Конспект комплексного интегрированного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.
Тема: «Мой город – Владикавказ».
Цели:
1. Формирование чувства патриотизма.
2. Воспитание чувства дола и любви к родному краю, городу.
3. Активизация знаний о Владикавказе полученных на экскурсиях.
4. Побуждать выражать в речи свои знания и впечатления.
5. Строить развёрнутые сообщения по модулям и схемам.
Предварительная работа:
1. Знакомство с национальной символикой, достопримечательностями Владикавказа.
2. Заучивание стихотворения на данную тему.
3. Проведение экскурсии по достопримечательностям города.
Материал и оборудование: 1. Плакаты, иллюстрации, конверты с заданиями (Схематическими изображениями достопримечательных мест Владикавказа, известных детям улиц и т. д.)
Методические приё мы: 1. Заинтересовывающий момент, использование стихов, иллюстраций, вопросы, игры.
План-конспект
1. Звучит песня «Владикавказ». Входят дети и восп.
Восп: Дети, посмотрите, сколько гостей к нам пришло!
Давайте с ними поздороваемся.
Дети: Здравствуйте!
Восп: Хорошо! А теперь, посмотрите на центральную стену, на плакаты, висящие на ней, и скажите, как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить.
Дети: Мы будем говорить о городе Владикавказе.
Восп: Верно! А теперь внимательнее посмотрите, и скажите, что изображено на этих плакатах?
Дети: Это Фатима – символ города Владикавказа. А это герб города, а это карта города. Здесь также изображены фрагменты города
Восп: Молодцы, ребята! Вы прекрасно знаете наш город.
2. Заинтересовывающий момент (Пещерный человек) Звучит музыка. Входит пещерный человек, оглядывается вокруг.
Восп. : Ой, ребята, кто это? Откуда он взялся?
П. ч. : Я, пещерный человек, приветствую всех, кто здесь собрался! К вам меня доставила машина времени. А где я нахожусь?
Дети: Наша республика называется Северная Осетия Алания, город
Владикавказ.
П. ч. : Какая странная у вас пещера
Дети: Это не пещера, а детский сад.
П. ч. : И что вы делаете в этой пещере, то есть в детском саду?
Дети: Учимся считать, рисовать, петь, лепить, танцевать…
П. ч. : Как это хорошо! Ведь меня послали сюда, чтобы я мог рассказать людям своего племени о вашем городе. Машина времени напечатала вот эти модели, а что они обозначают, - я не знаю.
Восп. : Ребята, поможем ему разобраться?
Дети: Конечно, поможем!
Восп. : Покажи-ка, нам свои схемы. Ребята, смотрите, моделей всего пять. Давайте, чтобы вам было интересней, разделимся на две команды. Каждой команде даю по две схемы, которые вы должны разгадать. А чтобы наши гости не скучали, пятую схему предложим им, пусть тоже помогут, согласны?
Дети: Согласны! (Отгадывают схемы).
Восп. : Ребята, готовы? Начинаем!
Первая команда: Мы думаем, что эта улица Проспект мира, аллея и трамвайные линии.
Восп. : Верно, ребята! А какие улица города вы ещё можете назвать?
Дети: Улица Проспект Коста, Московская, Ленина, Доватора, Генерала Плиева.
Восп. : Молодцы, ребята! А что изображено на второй модели?
Дети: Мы думаем, что это знаменитый, всеми любимый Осетинский драматический театр.
Восп. : Ответ правильный. А скажите, есть ещё в нашем городе театры? Или это единственный
Дети: Конечно есть! Русский драматический театр, Театр оперы и балета, Кукольный театр.
Восп. : Молодцы, ребята! П. ч а ты слушай и запоминай всё. А теперь перейдём ко второй команде.
Дети: Мы думаем, что это памятник Ленину.
Восп. : Ответ правильный! А другие памятники нашего города вам известны?
Дети: Конечно, известны! Памятник Иссе Плиеву, Петру Барбашову, Коста Хетагурову.
Восп. : Молодцы, ребята! А вторая схема разгадана?
Дети: Да! Мы думаем, что это наш любимый парк. А точнее озеро с лебедями, а это островок в середине.
Восп. : Отлично, ребята! А теперь послушаем ответ команды гостей.
Гость: Это наверное какой-нибудь храм или церковь.
Восп. : Дети, как вы думаете, верно ли ответили наши гости?
Дети: Да, верно!
Восп. : Ребята, церковь у нас одна в городе?
Дети: Нет, во Владикавказе много церквей. (Перечисляют)
Восп. : Молодцы, ребята! Не было ни одного неверного ответа. Более того, вы прекрасно дополняли свои ответы. А теперь немного расслабимся и поиграем.
3. Восп. : Ребята, давайте поделимся на две команды. Одна команда будет показывать какое-то место в городе, а другая отгадает.
Начинаем под музыку.
«Где мы были, мы не скажем. А что видели покажем».
Восп. : Отдохнули? А теперь расскажите, пожалуйста, о любимых уголках в городе. Попробуем составить интересные рассказы о Владикавказе. (Звучит музыка, дети говорят)
Восп. : Да, ребята! Владикавказ очень красивый город. Много восхищенных поэтов писали о нём. Давайте почитаем. (Дети читают стих Валентины Бязыровой «Владикавказ»)
Восп. : П. ч., скажи, пожалуйста, тебе понравились рассказы детей, а стихи?
П. ч. : Да! Очень понравились! Ребята, вы такие молодцы!
Восп. : П. ч., скажи, пожалуйста, а что за конверт ты с собой принёс?
П. ч. : Ой, я совсем забыл о нём! Спасибо, что напомнили. Не знаю, как он к нам попал. Мы думаем, что это древние письмена,
иероглифы. Вот, посмотрите, ребята. Может, вы узнаете, что это. (Достаёт из конверта карточки с разрезанными знаками орнамента)
Восп. : Ой, что это? Может, попробуем сложить эти карточки? Может, позовём кого-нибудь в помощь? (Дети вызывают помошника и складывают орнаменты)
П. ч. : Ах, какая красота! А что это?
Дети: Это осетинские орнаменты. Оды служат украшением одежды и посуды. Орнаменты можно встретить и на ограждениях в городе и на стенах городских зданий и т. д.
Восп. : Верно, дети. Наш город становится ещё краше благодаря осетинскому национальному орнаменту. И я предлагаю вам, ребята, спеть песню о нашем городе. (Дети поют песню о Владикавказе)
Восп. : Спасибо, ребята! П. ч. ты всё запомнил? Тебе всё понравилось? Ты доволен?
П. ч. : Конечно, доволен! Спасибо, ребята! Теперь я многое смогу рассказать в своём племени о вашем городе. За хорошую работу, всех без исключения угощаю пещерными сладостями, а сам возвращаюсь в своё время. Прощайте!
Восп. : Молодцы, ребята! Молодцы, гости! Вы показали себя настоящими знатоками нашего города. Спасибо вам.
Список использованной литературы:
1. Виноградова Н. А., Панкова Е. П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. М. : Айрис-пресс, 2008. – 208 с.
2. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. : Мозаика-синтез, 2008. – 112 с.
3. Киселева Л. С. и др. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: – М. : АРКТИ, 2003. – 96 с. 4.
4. Тимофеева Л. Л. Проектный метод в детском саду. «Мультфильм своими руками». – СПб. : ООО «Издательство «Детство-пресс», 2011. – 80 с.
5. 5. Коллекция увлечений (приложение к журналу «Обруч») : пособие для работников дошкольных учреждений/ Н. А. Рыжова. – М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2005. – 80 с.
6. БударинаГ. А «Знакомство детей с русским народным творчеством» «Из-во «Детсво- Пресс», 2010 г.
7. Свирская Л. Метод проектов в дошкольном образовании. М. Просвещение, 2015г.
8. Образовательная программа «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, М, Сфера, 2014
9. «Осетия и Осетины» Владикавказ – Санкт-Питербург 1994 г. ,автор-составитель К. Челехсаты.