Полякова Эльмира
Конспект занятия «Модуль Гном Астроном» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цели: используя игровую форму, формировать у детей интерес к познанию нового, совершенствовать психологические процессы анализа и синтеза.
Задачи:
1. Познакомить детей с солнцем, его ролью в природе.
2. Научить детей проводить эксперименты по устной инструкции взрослого.
3. Стимулировать интерес к чтению и письму.
4. Тренировать способность понимать и анализировать устную и письменную речь.
Методы обучения: беседа, рассказ, экспериментирование, наблюдение, логические рассуждения, игра.
Публикация «Конспект занятия „Модуль Гном Астроном“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2021
Сюжет модуля.
В группу детского сада приходит письмо от гнома Астронома, в котором он предлагает дружить и обещает детям познакомить их с Солнцем. Дети соглашаются, и начинается переписка. Гном в своих письмах предлагает детям путем экспериментов установить некоторые природные закономерности. Дети все опыты делают самостоятельно, и полученные выводы сообщают гному в ответных письмах. В конце у гнома появляется необходимость посетить иные миры, и он прощается с детьми на некоторое время. В структуру модуля входит 7 занятий.
Занятие 1. Знакомство с гномом Астрономом. Цель: активизировать интерес детей к познавательной деятельности.
Задачи:
1. Привлекать детей к чтению, создать стимул для этого.
2. Заложить базу для дальнейшей экспериментаторской деятельности.
Оборудование: конверт и письмо от гнома, написанное буквами, которые дети легко прочтут сами.
Виды деятельности: развитие речи и логического мышления, дискуссия.
Организация детей: свободная.
Однажды, когда дети пришли утром в детский сад (вернулись с прогулки, в раздевалке на видном месте появился красивый конверт, на котором написано название данной группы. Дети собираются вокруг воспитателя. Вместе вскрывают конверт и вынимают письмо. Оно написано достаточно крупными печатными буквами, чтобы дети могли прочесть его самостоятельно. Письмо имеет примерно следующее содержание:
«Здравствуйте, дети! Пишет вам гном Астроном. Я живу высоко на небе, недалеко от Солнца, но часто летаю в другие места. Иногда, пролетая над Землей, я наблюдаю за вами, вижу, как вы играете на участке и занимаетесь в групповой комнате. Мне показалось, что вы очень любознательные. Если хотите, давайте переписываться. Я буду рассказывать вам о Солнце и предлагать разные задания, которые помогут узнать о нем много нового, а вы, когда выполните задания, будете писать ответ. Согласны на дружбу? Жду с нетерпением ответа. Ваш гном Астроном».
Занятие 2. Где находится Солнце утром, днем и вечером?
Цель: учить детей наблюдать по словесному указанию.
Задачи
1. Привлечь внимание детей к Солнцу и его положению на небосклоне.
2. Учить отражать свои впечатления в активной речи.
3. Активизировать интерес к окружающему миру.
Организация детей: свободная.
Виды деятельности: познавательная, ознакомление с окружающим, формирование естественно-научных представлений, наблюдение, экспериментирование, развитие логического мышления.
Педагог создает условия, при которых дети самостоятельно делают необходимые заключения.
На прогулке дети, как минимум, трижды определяют положение Солнца на небе: утром, днем и вечером. Убеждаются, что Солнце движется слева направо и за день проходит примерно половину неба. Кроме того, утром оно поднимается, днем стоит высоко, а вечером опускается. Конечно, дети знали об этом и ранее, но целенаправленное наблюдение делает их знания более конкретными и реальными.
Результаты своих наблюдений дети кратко описывают в письме к гному. В него вкладывают и листки с вопросами, которые записали накануне.
Занятие 3. Регистрация положения Солнца на небе
Цель: учить детей фиксировать результаты наблюдений в графической форме.
Задачи
1. Уточнить, где и какое положение занимает Солнце на небосводе в разное время дня.
2. Учиться передавать результаты наблюдений в виде условных знаков, составлять и читать план-схемы.
Оборудование: бумага, карандаш (ручка); плотный планшет, на котором лежит план-схема (по количеству детей).
Организация детей: свободная.
Виды деятельности: познавательная, ознакомление с окружающим, формирование математических и естественно-научных представлений, наблюдение, рисование, развитие логического мышления, мелкой мускулатуры рук.
В очередном письме дети находят следующее задание.
«Молодцы, ребята! Вы правильно подметили, как движется Солнце. Теперь даю задание потрудней. Понаблюдайте за Солнцем и установите, в одинаковых ли местах оно бывает в одно и то же время в разные дни. Как это сделать — придумайте сами. Ваш друг гном Астроном».
Воспитатель побуждает детей к обсуждению методики наблюдения. Выслушивая разнообразные предложения и критические замечания воспитатель незаметно направляет детскую мысль в нужную сторону: чтобы гном Астроном понял, как движется у нас Солнце, это надо зарисовать, т. е. составить план-схему. Он учит детей, как ее составить. Для этого на альбомном листе схематично отмечают положение постоянных объектов, которые находятся на пути следования Солнца. Это может быть дом, столб, труба, дерево и др. Нужно постараться примерно соблюсти соотношение расстояний между этими объектами.
Перед выходом на прогулку каждый ребенок берет с собой лист бумаги, карандаш (ручку) и планшет, который представляет собой плотную основу для бумаги.
Вначале составляется план-схема. Для этого на лист бумаги наносятся постоянные объекты, находящиеся по пути следования Солнца. Дети стараются соблюдать соотношение высот объектов и расстояний между ними.
Выбрав определенную точку, с которой хорошо видны все объекты, дети утром отмечают положение Солнца по отношению к крайнему левому объекту. Ту же процедуру повторяют днем и вечером. Место, откуда ведется наблюдение, не меняют. Часы наблюдения выбирают с учетом режима работы группы: 8, 12 и 18 ч.
Занятие 4. Почему на Земле бывают день и ночь?
Цель: путем экспериментирования познакомить детей с причиной смены дня и ночи.
Задачи:
1. Учить детей проводить эксперимент по устному указанию.
2. Сообщить им о том, что Земля вращается.
3. Сформировать представление о причинах суточных изменений на планете.
Оборудование: большой мяч, ручка (маркер, настольная лампа.
Организация детей: свободная.
Виды деятельности: познавательная, формирование естественно-научных представлений, экспериментирование, дискуссия, развитие логического мышления и речи.
Методические рекомендации: Воспитатель предоставляет детям возможность самостоятельно проводить эксперименты на моделях и по словесной инструкции.
От гнома Астронома пришло очередное письмо.
"Дорогие мои друзья! Сегодня я хочу открыть вам один секрет. Вы знаете, что Солнце не ходит вокруг Земли? Оно стоит на месте! Но тогда вы спросите: что же мы наблюдали? Вы сами видели, как солнышко движется по небу, и даже доказали, что оно движется равномерно.
Да, все так. И не так. То, что нам кажется, не всегда бывает верным. Чтобы понять это, возьмите в руки мяч. Лучше, чтобы он был большим. Вы уже знаете, что Земля круглая. Вот мяч и будет Землей.
Нарисуйте на мячике маленького человечка— это вы. Вы живете на Земле. А теперь, если светит яркое солнце, подойдите к окну, а если пасмурно, то зажгите настольную лампу. Поднесите мяч к лампочке или к окну так, чтобы человечек был хорошо освещен. Сделали? А теперь осторожно поворачивайте мяч вокруг своей оси. Человечек отъезжает (удаляется) от Солнца, а ему кажется, что это Солнце удаляется от него.
Крутите, крутите мячик. Вот теперь человек скрывается в тень. Теперь он в тени. Крутите, крутите. Что происходит? Опять человек выходит из тени? Опять видит Солнце?
Вот теперь слушайте главный вопрос. Вы видели, что одна половина Земли находится в тени, а другая освещена Солнцем. Догадайтесь: та половина Земли, на которой вы находитесь, сейчас освещена Солнцем или находится в тени? Когда она окажется в тени, какое время суток наступит?
Вот вы теперь знаете, почему на Земле бывает день и ночь. Маленькие дети часто спрашивают: куда уходит Солнце? Где оно спит? Теперь вы сможете ответить малышам, где оно спит. На следующие дни даю вам такое задание: придумайте как можно больше игр с Солнцем и его лучами. Вы будете играть, а я буду смотреть на вас с высоты и радоваться вместе с вами. Ваш верный друг гном Астроном"
Занятие 5. Игра со световыми лучами
Цель: в игре познакомить детей со свойствами световых лучей.
Задачи:
1. Формировать у детей инициативу, умение добиваться поставленной цели.
2. Вырабатывать у них точность движений.
3. Развлечься, поиграть.
Оборудование: небольшие зеркала (по количеству детей).
Организация детей: по условиям игры.
Виды деятельности: познавательное формирование математических представлений, наблюдение, экспериментирование, ОБЖ, развитие логического мышления, мелкой мускулатуры рук, игра.
Занятие проводится как развлечение, в ходе которого дети самостоятельно придумывают как можно больше игр со световыми лучами.
Особое внимание уделяется правилам безопасности. Детям объясняется почему нельзя направлять «зайчиков» друг другу в глаза.
Ход игры:
1. Догони «зайчика». 1 -й вариант: педагог с помощью зеркала пускает солнечный «зайчик», перемещает его по полу и по стене, а дети по очереди стараются его догнать. 2-й вариант; дети играют парами, один ребенок пускает «зайчика», второй старается его поймать, затем они меняются ролями.
2. Убеги от «зайчика». Воспитатель старается удержать «зайчика» на ребенке, а тот, напротив, пытается от зайчика увернуться. Потом дети играют по парам.
3. Соберем «зайчиков» вместе. Каждый участник игры держит в руках зеркало. Воспитатель направляет свой «зайчик» на стену. Все дети стараются послать своих «зайчиков» туда же. Воспитатель слегка передвигает своего «зайчика» влево-вправо, вверх-вниз. Дети стараются от него не отставать.
4. Передай «зайчика» другому. Один из играющих направляет солнечный луч на зеркало партнера, а тот старается направить его в условленное место, например, на гвоздь, вбитый в стену, на картину. Это задание можно предложить, как элемент соревнования двух команд. Побеждает та команда, которая сумеет быстрее перебросить «зайчиков» в определенное для нее место. Успех зависит от способности ребят координировать свои действия.
В усложненном варианте игры дети становятся в круг, у каждого в руке зеркальце. Они передают «зайчика» с одного зеркальца на другое, пока он не обойдет весь круг. Задание довольно сложное и при большом количестве участников почти невыполнимое.
5. «Я тебя вижу, а ты меня — нет». Играющий ребенок берет в руки зеркало и становится в укрытие (за дверь, шкаф, угол дома). Выдвигая руку с зеркалом, он пытается рассмотреть, что в это время делают остальные, и сообщает об этом вслух. Ребята в это время принимают любые позы, корчат гримасы, совершают какие- либо действия.
Это задание мы также используем для организации соревнования. Группа разбивается на две команды. Представители каждой команды становятся в укрытие и берут с собой зеркала. Назовем их смотрящими. В это время два других участника (сигнальщики) совершают какие-либо действия, подают сигналы (машут рукой, наклоняются, двигают ногами и др.). Как только смотрящий определил и назвал, что делает его сигнальщик, он уступает место следующему члену команды. Сигнальщики тоже меняются. Детей предупреждают, чтобы движения не повторялись. Каждый должен придумать свое движение. Побеждает та команда, которая справляется с заданиями быстрее.
Усложненный вариант игры. Играют уже не вдвоем, а втроем. Два участника становятся так, чтобы они не могли видеть друг друга, но видели бы третьего, стоящего между ними. Первый (сигнальщик) совершает какие-то действия, второй пытается своим зеркалом направить отражение третьему, а третий пытается рассмотреть, что же делает первый. С таким заданием справляются не все поэтому его мы проводим в свободное время, когда вечером в группе осталось мало детей.
Занятие 6. Растения тоже видят Солнце
Цель: показать, как растения реагируют на Солнце.
Задачи:
1. Продемонстрировать, что растения, которые считаются неподвижными, способны к активным перемещениям.
2. Затронуть проблему роли света в жизни растений.
3. Объяснить роль Солнца для всего живого на Земле.
Оборудование: комнатные растения.
Организация детей: свободная.
Виды деятельности: познавательная, ознакомление с окружающим, формирование естественно-научных представлений, наблюдение, развитие логического мышления.
От гнома Астронома приходит следующее письмо.
«Как здорово вы играли! Я даже помолодел душой, наблюдая за вами. Считайте, что я помогал каждому из вас. Вы полюбили Солнце. Теперь давайте посмотрим, как относятся к Солнцу растения. Любят они его так же как вы или не обращают на него никакого внимания? И вообще, могут ли растения двигаться?
Выберите в своем уголке природы какое-нибудь комнатное растение, которое наклонилось в сторону окна.
Карандашом (либо липкой лентой) сделайте отметку на горшке с той стороны, куда сильнее всего наклонено растение.
Теперь поверните его так, чтобы оно отвернулось от окна. Готово? А теперь наблюдайте за растением в течение нескольких дней. Что увидите— напишите.
Проведите и такой опыт. Возьмите увеличительное стекло и выйдите с ним на участок. Если солнышко будет светить не очень ярко, можно попробовать подставить под стекло руку, а если солнце яркое, ни в коем случае этого не делайте, иначе случится беда— вы обожжете руку.
В жаркий день направьте луч от стекла на какую-нибудь сухую дощечку и понаблюдайте, что будет. И руку первыми под стекло не кладите, пусть сначала воспитательница проверит на себе. Если Солнце окажется не очень горячим, она вам разрешит подставить руку под лучи. Жду ответа, ваш друг».
Дети выполняют всю работу строго по инструкции. Воспитатель не выпускает увеличительного стекла из своих рук. В жаркий солнечный день сухое дерево может обуглиться и задымить. Растение же, повернутое от Солнца, скоро снова повернется к нему. Обо всем увиденном дети сообщают гному Астроному.
Занятие 7. Конкурс «Хорошо — плохо»
Цель: в игровой форме актуализировать знания детей о значении Солнца для живых организмов.
Задачи:
1. Закрепить знания о роли Солнца в жизни растений, животных и человека.
2. Сформировать представление о том, что ни одно действие не бывает однозначным — хорошим или плохим; все зависит от конкретной ситуации.
3. Напомнить о правилах сохранения здоровья.
4. Поиграть, развлечься.
Оборудование: фишки и два стакана либо доска и мел.
Организация детей: они сидят на стульях в групповой комнате.
Виды деятельности: познавательная, формирование естественно-научных представлений, дискуссия, игра, развитие логического мышления, речи, ОБЖ.
Ход игры:
Игра проводится как конкурс между двумя командами.
В первом варианте (более простой) одна команда называет, какую пользу приносит Солнце, во втором — какой вред оно может нанести.
Второй вариант (усложнение) когда обе команды называют функции Солнца по очереди, указывая, хорошо это для живых организмов или плохо. Такой вариант предпочтительнее еще и потому, что одно и то же действие в одних условиях оказывается полезным, в других — вредным. Например, Солнце греет — это хорошо, но можно обжечь кожу — это плохо. Воспитатель, ведя конкурс, каждый раз уточняет, в каких условиях реализуется данная функция.
За каждый ответ команды получают по фишке. Фишка опускается в стакан, стоящий на столе у педагога. Для «хорошего» берутся фишки одного цвета, для «плохого» — другого.
Подсчет фишек ведется два раза. Первый раз считают фишки каждой команды и выявляют победителя, независимо от их цвета. Второй раз фишки обеих команд смешиваются и сортируются по цвету. Считают, сколько набралось красных и черных фишек. На основании этого делают вывод о том, что Солнце может быть и полезным, и вредным.
Вместе с детьми приходим к заключению, что нельзя делать вывод о Солнце в целом: полезное оно или вредное. Его влияние зависит от конкретных условий.