Пачкова Татьяна Яковлевна
Моделирование образовательной деятельности художественно-эстетического направления в вариативной части ООП ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Современные тенденции в развитии дошкольного образования вызывают необходимость перевода управления ДОУ на новую «философию», в основе которой лежит мотивационно- системный подход и личностно- ориентированные цели на его осуществления. В Федеральном государственном образовательном стандарте ДО в качестве структурного компонента содержания выделена образовательная область «Художественно-эстетическое развитие».
Публикация «Моделирование образовательной деятельности художественно-эстетического направления в вариативной части ООП ДОУ» размещена в разделах
Для того чтобы содержание данной образовательной области воздействовало на ребенка наиболее эффективно и достигало поставленной цели, она должна быть, прежде всего, единой, объединяющей все виды художественно-эстетической деятельности, где каждый имеет свою четкую задачу в деле формирования культуры личности ребенка.
ЦЕЛЬ: создание условий для реализации части образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений.
ЗАДАЧИ:
Организация образовательного процесса (пространственно-предметная среда, материально-техническое и программно-методическое обеспечение,
отслеживание результатов (мониторинг) художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста,
взаимосвязь с социумом,
работа с родителями,
управление кадрами, прогнозирование развития, формирование положительного образа ДОУ.
Наш детский сад находится в микрорайоне «Правые Чемы». Построен в 1977 году. В наследство нам досталась разбитая, неухоженная территория,полуразрушенные игровые площадки и групповые помещения, старая мебель, до 2005 года -отсутствие игрового материала.
В ноябре 2008году, с момента вступления в должность заведующего ДОУ функционировало только 5 групп, так как 3группы занимал центр развития «Бэмбикс», 2 группы - художественная школа, 2 группы- аптека и парикмахерская.
С целью повышения авторитета, престижа ДОУ, привлечения инвестиций, установления и расширения партнерских связей – я, как руководитель, наметила для себя план действий поэтапного восстановления детского сада: здания, территории, а также обновления пространственно-предметной среды, материально-технического оснащения, программно- методического и кадрового обеспечения.
Одним из главных условий является создание атмосферы психологического комфорта и эмоционального благополучия, свободной творческой и активной личности педагогов и воспитанников.
Перед коллективом учреждения встала задача: с нуля, по крупицам создавать необходимые условия. Сложность состояла в том, чтобы благоустроить территорию детского сада, создать предметно - развивающую среду с учётом особенностей восприятия мира ребёнком, сделать так, чтобы она эстетично выглядела и была направлена на развитие воспитанников ДОУ, радовала глаз не только детей, но и их родителей.
Всё это подтолкнуло нас к поиску новых интересных форм работы, использованию вариативных программ и технологий, которые с одной стороны, раскрепощают педагога, открывают новые возможности для творчества, с другой, остро ставят вопрос контроля соответствия работы дошкольного образовательного учреждения государственным нормам и стандартам. Творческой группой педагогов были разработаны парциальные образовательные программы и методики в соответствии с приоритетным направлением работы детского сада:
Программа «Начальное техническое моделирование по развитию творческих и технических способностей детей дошкольного возраста
Краткая аннотация, цель, задачи
Данная программа направлена на развитие интереса к техническому моделированию, на развитие образного и логического мышления, на освоение детьми навыков работы с различными материалами, инструментами и приспособлениями ручного труда. Начальное техническое моделирование является наиболее доступным и интересным для детей, обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Занятия моделированием являются отличной школой развития у детей творческой инициативы и самостоятельности, конструкторских и рационализаторских навыков, способностей к техническому творчеству.
Программа «Современная хореография
Цель программы – создание условий, способствующих раскрытию и развитию природных задатков и творческого потенциала ребенка в процессе обучения искусству хореографии. ( Режим занятий: Занятия проводятся 2 раза в неделю, в учебном году – 68 занятий. Кроме занятий, проводимых по учебному плану практикуется :Проведение интегрированных занятийУчастие детей в районных конкурсах, фестивалях, участие в городских мероприятиях, международных.
Методика развития творческих способностей «Музыка и театр»
Цель: Максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса.
- Творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса.
- Вариативность использования образовательного материала, позволяющего развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка.
- Уважительное отношение к результатам детского творчества.
- Единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи.
Программа по реализации образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" «Разноцветный мир».
Педагогический ресурс - оригинальное средство эффективного управления, влияющее на мотивацию и развитие сотрудничества всех участников образовательного процесса использование эффективных форм и методов в образовательном процессе.
К таким педагогическим ресурсам мы отнесли:
• ресурс мини – музея;
• художественные коллекции;
• материалы для художественного творчества;
• медиаресурсы (в образовательной и досуговой деятельности);
• художественная среда как культурный ресурс;
• педагогический потенциал искусства;
• художественные фотографии;
• эстетические объекты природы, быта;
• высокохудожественные произведения изобразительного искусства.
Были пересмотрены и внесены изменения в целевую переориентировку методической работы на развитие и саморазвитие индивидуальной составляющей каждого педагога при условии его активной личностной позиции, а так же качественно - новые ключевые компетенции профессиональной само организаци, обеспечение вариативности современных педагогических ресурсов и дидактических средств, повышения квалификации.
Проводили методические семинары, консультации, беседы, мастер-классы, школа наставничества, составляли планы дизайнерского оформления территории и помещений, изучали литературу, нормативные документы, регламентирующие выбор оборудования,учебно-методических и игровых материалов.
Были найдены удачные решения, позволяющие оптимально использовать ограниченное пространство
территории ДОУ.
Совместно с педагогами занялись, прежде всего, реализацией новых идей по оформлению внутреннего интерьера помещений и оснащения предметно-развивающей среды.
На первом этапе изучали передовой опыт других детских садов.
На втором этапе, определив задачи, наметив план работы, начали с восстановления пяти участков (так как на тот момент в детском саду работало только 5 групп). В содержание проекта входило не только восстановление площадок и цветников, но и создание познавательного центра «Умники и умницы», спортивной площадки, огорода, мини - музеев.
Включение созданных объектов в образовательный процесс детьми всех возрастов - это третий этап реализации плана – проекта:
на территории была построена театральная сцена, восстановлены 11теневых навесов, прогулочные площадки пополнились малыми формами, изготовлен яркий сенсорный материал для детей раннего возраста, бизиборды, игровые формы, учебный центр «Автогородок», сад камней, экспериментальный участок, скотный двор,тематический уголок мой Новосибирск, и др.
Работа развернулась не только на территории детского сада, но и в самом здании. С 2009 по 2016 год дополнительно отремонтированы и открыты 7 групп, выполнен капитальный ремонт пищеблока с заменой технологического оборудования, медицинского кабинета, спортивного и музыкального залов, кабинета психолога, ИЗО студии, лестничных маршей, оборудован кабинет логопеда, картинная галерея, заменены 70% оконных блоков. Свободное пространство в помещении использовано под мини музеи: «Хлеб всему голова», «Бабочки мира», «Пряник», зимний сад, информационные стенды, картинная галерея, бизиборды.
То, что мы имеем сегодня - это результат огромного труда всего коллектива в 2016 -1 место в районном конкурсе «Территория детства».
Достаточно применить свою фантазию, умение и труд, «зажечь» родителей, детей и сотрудников, чтобы изменить территорию до неузнаваемости. Предметная среда ДОУ и интерьер помещений полностью обновлен.
Одно из новых направлений работы детского сада - авторские персональные выставки картин родителей, (Касеке Евы Анатольевны) фотовыставки, (Елисеевой Олеси Владимировны) которые они с большим удовольствием размещают в помещении ДОУ.
Приоритетное художественно-эстетического направления, это синтез искусств, который реализуется в следующих формах работы с воспитанниками нашего ДОУ:
театрализованная деятельность, развлечения, выставки детских работ, постоянно действует картинная галерея, кружковая работа, театральные конкурсы, тематические спектакли, мастер-классы по изготовлению народной игрушки, участие в конкурсном движении различного уровня, все эти формы работы включены в учебный план вариативной части программы и являются обязательными для выполнения педагогами.
Учитывая основные направления индивидуализации детского развития, нами разработаны индивидуальные образовательные маршруты (ИОМы) художественно-эстетического развития. Особенно это актуально для детей комбинированных групп, а так же для педагогов.
Неотъемлемая часть имиджа нашего детского сада это дизайн сценических костюмов для педагогов и воспитанников, постановка музыкальных шоу, театрализованных представлений, танцевально- музыкальных композиций.
Ежегодно участвуем в районном конкурсе «Юные дарования».
На втором городском конкурсе в 2016 году «Мы - будущее России» танцевальный коллектив «Сказка» был отмечен Сертификатом победителя и поездкой в Крым.
Участвуя в международном фестивале АРТКИДС 2016, праздничном концерте дня города Севастополь, заняли призовое место. 2017 году совместно с родителями и воспитанниками детского сада организовали и провели 1 фестиваль ко Дню народного единства.
Вся работа сопровождалась эффективно выстроенной системой мониторинга и диагностикой, что дало возможность провести оценку конкретных педагогических действий, своевременно фиксировать и корректировать деятельность всей системы методической работы с педагогами, детьми и родителями.
Таким образом, результативность процесса управления дошкольной образовательной организацией по направлению зависит от эффективности педагогического взаимодействия субъектов художественно- творческой деятельности (детей, педагогов, родителей) и построения творческого процесса на основе интеграции разных видов художественной деятельности.