Назаренко Екатерина Андреевна
Моделирование как средство формирования математических способностей
▼ Скачать + Заказать документы
АННОТАЦИЯ
Наименование проекта Название проекта: «Моделирование как
средство формирования математических способностей».
Актуальность В настоящее время проблема формирования и развития математических способностей – одно из распространенных на сегодня методических проблем дошкольной педагогики. Исходя из Концепции дошкольного образования, современных образовательных стандартов дошкольного образования, предъявляются целевые ориентиры для современного выпускника. Моделирование рассматривается как одно из средств познания, сущность которого заключается в мысленном или практическом создании структур, воспроизводящих действительность в наглядной и упрощенной форме с целью ее изучения. Моделирование открывает перед педагогом ряд дополнительных возможностей в умственном воспитании, в том числе и в развитии математических представлений дошкольников.
Темочки:
Учреждение Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №13». Учреждение расположено по адресу: 628309, город Нефтеюганск, 2 микрорайон, строение 31.
Автор проекта Корытова Галина Александровна - воспитатель
География Реализация данного проекта проводится в дошкольном учреждении с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.
Срок реализации 2013– 2015 учебный год
Актуальность
Ключом развития математических способностей является организация целенаправленной интеллектуально – познавательной деятельности, именно технология моделированияопираются на поисковую активность и сообразительность ребенка, а не усвоение каких-либо конкретных знаний и умений. Концепция дошкольного образования, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является развитие математических способностей. В связи с этим меня заинтересовала проблема: как обеспечить математическое развитие детей, отвечающее современным требованиям.
В работах Ж. Пиаже, А Валлона, Б. Инельдера, В. В. Рубцова, Е. Г. Юдина определены границы, в рамках которых протекает процесс, основанный на спонтанных механизмах развития детского интеллекта которые являются главным фактором, определяющим успешность формирования математических способностей. Ж. Пиаже рассматривает интеллектуальное развитие индивида как процесс, относительно независимый от обучения, подчиняющийся в основном биологическим законом. Согласно этим воззрениям обучение в дошкольном возрасте не является основным источником и движущей силой развития.
В Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования определены целевые ориентирыкакими должен обладать дошкольник, к переходу на следующую ступень образования. В частности, «ребенок, проявляет любознательность, задает вопросы, интересуется причинно – следственными связями, способен принять собственные решения, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности. способный самостоятельно действовать».
Цель: Повысить уровень математических способностей старших дошкольников путем внедрения в образовательный процесс технологии моделирования.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА МОДЕЛИРОВАНИЯ ПОМОГАЕТ РЕШАТЬ КОМПЛЕКС ЗАДАЧ:
1. Развитие творческого воображения детей;
2. Развитие форм образного мышления;
3. Применение ранее полученных знаний в решении практических задач;
4. Закрепление математических знаний, полученных детьми ранее;
5. создание условий для сотрудничества друг с другом;
6. Активизация математического словаря детей;
7. Развитие мелкой моторики руки;
8. Получение новых представлений и навыков в процессе работы;
9. Наиболее глубокое понимание детьми принципов работы и строения оригиналов с помощью моделей.
Ожидаемый результат: Ребенок умеющий моделировать, пользующийся средствами и способами познания (сенсорными, измерительными эталонами, речью, сравнением, классификацией и сериацией, терминологией, логическими связями, логическими высказываниями).
В основе проекта лежат принципы:
1. принцип развития;
2. принцип деятельностного подхода;
3. принцип индивидуализации;
4. принцип диалогического общения;
5. принцип последовательности;
6. принцип доступности.
Модель дает не просто возможность создать наглядный образ моделируемого объекта, она позволяет создать образ его наиболее существенных свойств, отраженных в модели. Все остальные несущественные свойства при разработке модели отбрасываются. Таким образом, у детей создается обобщенный наглядный образ моделируемого объекта.
Механизм реализации
Проект рассчитан на два года, реализуется по этапам.
Этап Задачи Ожидаемый результат
I.Подготовительный
1. Изучить научно -методическую и специальную литературу.
2. Подобрать и адаптировать диагностический инструментарий.
3. Разработать и составить проект по обучению старших дошкольников моделированию.
4. Разработать план мероприятий по реализации проекта.
5. Пополнить развивающую предметно-пространственную среду пособиями. 1. Разработан проект «Моделирование как средство математическких способностей у дошкольников».
2. Адаптирован диагностический инструментарий.
3. Разработан план мероприятий по реализации проекта
4. Создана развивающая предметно-пространственная среда
II. Основной 1. Внедрить:
-технологию моделирования в совместной деятельностьдля математического развития воспитанников,
- механизма работы с родителями, педагогами.
1. Определены эффективные формы и методы работы с детьми по развитию математических способностей.
2 родители участники образовательного процесса.
4. пополнена предметно- развивающая среда в группах : модели, схемы, кроссворды, и др.
5. просмотр презентаций тематических проектов
6. акции группы: «Берегите елочку», «Поможем птицам зимой», «посади цветок».
Мастер- класс для родителей: «Украсим елочку»-нетрадиционные формы работы; «Семейные реликвии», «день Отца и день Матери».-совместные мероприятия с родителями.
III. Заключительный
- анализ результатов реализации проекта. Подведение итогов реализации проекта, определение перспективы.
Обобщение материалов проекта
Для представления на итоговом педагогическом совете учреждения.
Распостранение опыта.
1. Аналитические материалы. 2. продукты проекта.
Формы и методы реализации :
Игровая деятельность, исследовательская деятельность в развивающей среде; индивидуально-творческая деятельность, творческая деятельность, конструктивная деятельность.
Методы и приемы
• практические (игровые);
• экспериментирование;
• моделирование;
• преобразование;
• конструирование.
Дидактические средства :
• наглядный материал (книги, компьютер) :
• модели,
• дидактические игры
• пластилин, нитки
• Словесные методы:беседы, рассуждения доказательства, загадки и др.
• Решение кроссвордов, головоломок.
Содержание проекта
Проект построен на поэтапном введении в свободную детскую деятельность тематических образовательных ситуаций:
1 этап – подготовительный;
2 этап –основной;
3 этап- заключительный.
Этапы реализации проекта:
I этап Организационный. Планирование реализации проекта.
• Составление проекта поэтапного плана работы;
• Анализ проблемы: как повысить познавательную активность детей;
• Создание банка идей и предложений; подбор методической, справочной литературы по выбранной тематике проекта;
• подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта, целенаправленности, систематизации образовательного процесса математической направленности.
• Деловая игра «Технологии моделирования в развитии способности организации действия у детей старшего возраста».
• Круглый стол: «Педагогическая диагностика готовности к обучению к школе».
II этап Реализация проекта
Задачи второго этапа:
1. Способствовать становлению логико- математического опыта каждого воспитанника;
2. Сформировать умения выстраивать простейшие умозаключения на основе причинно- следственных связей;
3. Планировать свои действия для выполнения заданий и обдумывать их;
4. Самостоятельно выбирать игры, проявлять активность, действовать согласно инструкции, указанию педагога.
5. Реализация второго этапа проекта осуществляла через виды деятельности:
• Разработка конспектов игр - занятий, КВН
• Совместная деятельность с детьми в соответствии с разработанной моделью.
• Анализ педагогических ситуаций.
• Участие родителей в проблемных ситуациях, возникающих в группе.
• Организация открытых просмотров совместной деятельности.
• Мастер- класс для педагогов «Развитие способности моделирования».
• Пополнение предметно – развивающей игры.
• Практическая работа с детьми нетрадиционным методом (ниткография,
• Пластилинография).
III этап: подведение итогов работы и осмысление результатов реализации проекта; подготовка материалов и продуктов проекта к обобщению на методическом совещании образовательного учреждения.
Ресурсы
Кадровый ресурс:
Педагог - Повышение профессиональной компетентности в рамках реализации проекта: осознание своих сильных и слабых сторон в ходе реализации проекта; представление собственных научно-методических достижений; обобщение опыта, публикация научно-методических материалов,повышение профессионального мастерства педагогов за счет освоения новых технологий в образовательном процессе.
Воспитанники-Приобретение способов взаимодействия с окружающим миром, умение находить выход из проблемных ситуаций; реализацию собственных интересов и потребностей, понимать и осваивать новое, быть способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу.
Учитель – дефектолог -Повышение профессиональной компетентности в рамках реализации проекта: осознание своих сильных и слабых сторон в ходе реализации проекта; представление собственных научно-методических достижений; обобщение опыта, публикация научно-методических материалов.
Родители–Желание принимать непосредственное участие в образовательном процессе. Качественное образование своего ребенка;- повышение уровня готовности к школе; -новый опыт семейного воспитания.
Управленец – Повышение уровня профессионализма педагога;
-создание информационно-методического банка, предназначенного для обеспечения целостного видения деятельности педагогических работников по внедрениюмыслидеятельностнойтехнологии и получения качественных образовательных результатов воспитанников.
Все участники образовательного процесса должны четко представлять:
- цель своей деятельности, которая заключается в полноценном развитии ребенка;
- в слаженном взаимодействии между собой;
- должны быть вооружены необходимым инструментарием для работы (специальные знания, необходимые для понимания важности и механизма влияния на уровень интеллектуального развития воспитанников, практические умения).
Материально-технический ресурс :
ИКТ, подборка мультимедийных презентаций, диагностический инструментарий, индивидуальные карты развития.
Учебно-методические:
-контрольно-оценочный материал, методическая литература, разработаны авторские мультимедийные презентации, дидактический материал, авторские пособия для детей.
Ожидаемые результаты и социальный эффект
Результат – продукт:
1. Модель совместной деятельности по развитию способности организации действия у детей дошкольного возраста.
2. Варианты организации действий детей.
3. Набор «Образовательные ситуации по развитию способности организации действия у детей дошкольного возраста».
4. Алгоритм работы над конечным продуктом
5. Агоритмы, схемы для выполнения работ в различных видах детской деятельности.
6. Механизм работы с родителями.
7. Мастер – классы для педагогов, родителей.
8. Набор ситуаций для развития способности воображения и организации действия у детей дошкольного возраста в условиях семейного воспитания.
9. Диагностический материал.
Очень важно, чтобы родитель понимал, что происходит с их ребенком в образовательном процессе. Родители могут принимать непосредственное участие в совместной деятельности по развитию способности организации действия в роли ассистентов, поддерживая детей в выстраивании и реализации их замысла. Для этого родителям предлагается «погружение» в образовательный процесс, в целях понимания и освоения приемов работы с детьми в совместной деятельности. Родители проживают то, что происходит с ребенком в делах группы.
Работа с родителями
Реализация данного проекта не возможна без взаимодействия родителей, для эффективной работы вместе с родителями были изготовлены игры, даны рекомендации «как организовать игру в домашних условиях».
План работы с родителями:
Мероприятия Срок Форма отчета
1.
Диагностика, анкетирование воспитанников и родителей (законных представителей) октябрь Диагностический материал, анкеты
2.
Выставка дидактических игр. сентябрь -октябрь
3.
Разработка памяток, консультационных материалов для родителей (законных представителей) В течение учебного года Наглядный материал
4.
Деятельность клуба для родителей (законных представителей) «Новая школа старых игр» 2 раза в месяц Тематический план
5.
Родительское собрание «Влияние математических способностей на интеллектуальное развитие» октябрь Презентация, фотоматериалы
6.
октябрь Фотоматериалы
7.
Выставка поделок из бросового материала «модельеры» ноябрь Фотоматериалы
8.
Развлечение с детьми «Освободите принцессу» декабрь Конспект мероприятия, фотоматериалы
9.
Консультация для родителей (законных представителей) «Успехи и неудачи» январь Конспект консультации
10.
Игровой тренинг для детей «Кто быстрее соберет фигуру» февраль Конспект тренинга
11.
турнир по решению «задач- шуток среди воспитанников доу март Анализ мероприятия
12.
Обучающий семинар для родителей «Нетрадиционные логические игры» апрель Конспект семинара
13.
Мини-викторина с родителями (законными представителями) и детьми «Мир логики и эмоций»
май Конспект, фотоматериалы
14.
Диагностика, анкетирование воспитанников и родителей (законных представителей) май Диагностический материал, анкеты
Оценочные материалы
Главным звеном диагностики знаний, умений, навыков детей, является диагностика по теме аттестации «Развитие математических способностей детей посредством моделирования», хорошие результаты которой обеспечиваются предметной средой : дидактические игры с интеллектуальным содержанием, познавательные плакаты.
Критерии уровня развития детей
Высокий. Проявляет яркий познавательный интерес к непосредственно воспринимаемым объектам, с интересом наблюдает за окружающим не только под руководством взрослого, но и самостоятельно, при восприятии необычного испытывает ярко выраженное чувство удивления, которое побуждает получать новые знания, радуется новому. Пытается самостоятельно открыть предметные характеристики объектов, привлекает взрослого к содействию, с удовольствием участвует в несложных экспериментах, организуемых взрослым. Задает много вопросов, вопросы преимущественно направлены на установление непосредственно воспринимаемых связей (где, зачем, кто, кого, какая, когда, как, откуда, куда, с интересом выслушивает ответ взрослого, ответ порождает новый вопрос. Попытки самостоятельно открыть предметные характеристики объектов наблюдаются редко, они мало результативны, с удовольствием участвует в несложных экспериментах, организуемых взрослым. Самостоятельно действует в повседневной жизни, инициирует разные виды детской деятельности, может сам себя занять определенное время, уверен. Развито зрительное восприятие, внимание мелкая моторика рук. Умеет планировать свои действия, обдумывает их, рассуждать, искать правильный ответ. Развита ловкость и смекалка, ориентировка в пространстве, способность думать, мыслить, анализировать. Умеет использовать разные виды моделирования. Узнает и различает геометрические фигуры в различных положениях, умеет конструировать их из палочек и различных частей, умеет использовать эти фигуры для конструирования орнаментов и сюжетов. У ребенка развито логическое мышление.
Средний. Проявляет познавательный интерес к непосредственно воспринимаемым объектам, с интересом наблюдает за окружающим под руководством взрослого, самостоятельные наблюдения не характерны, при восприятии необычного проявляет чувство удивления, но оно неустойчиво; радуется новому. Вопросы задает достаточно часто, направленные как на установление непосредственно воспринимаемых связей (где, куда, зачем, так и на предметы (кто, что, не всегда выслушивает ответ взрослого, задает вопросы непоследовательно. Вопросы задает достаточно часто, направленные как на установление непосредственно воспринимаемых связей (где, куда, зачем, так и на предметы (кто, что, не всегда выслушивает ответ взрослого, задает вопросы непоследовательно.. Самостоятельно или с небольшой помощью взрослого действует в повседневной жизни и привычной обстановке; в ситуации постановки новой задачи, в новых условиях нуждается в существенной помощи взрослого, в детские виды деятельности преимущественно включается по предложению взрослого, может инициировать деятельность, но осуществляет вместе со взрослым, уверен в привычных ситуациях. Обращается за помощью в ситуации реальных затруднений и также незначительных препятствий, но устраняется от решения проблемы, адресуя эту задачу взрослому. Положительно относится к посещению детского сада, обычно с интересом участвует в мероприятиях группы, откликается на предложения взрослого взаимодействовать, редко проявляет инициативу или не проявляет, участвует в групповых формах детской деятельности.
Ребенок затрудняется планировать свои действия, недостаточно развита ориентировка в пространстве, мелкая моторика рук. Без образца. испытывает затруднения в разных видах моделирования. Путает понятие «ровно», «неравно»,
«больше», «меньше». Путается в названии геметрических фигур, в сравнении
величин на основе измерения.
Низкий. Познавательный интерес проявляется, но быстро угасает; в наблюдениях, организованных взрослым, участвует формально; чувство удивления проявляется редко, реакция на новизну непродолжительна. Вопросы задает редко, вопросы преимущественно имеют предметный характер (кто, что, не всегда выслушивает ответ взрослого, задает вопросы непоследовательно. Попытки самостоятельно открыть предметные характеристики объектов наблюдаются редко, они мало результативны, не проявляет яркого интереса к экспериментам, организуемым взрослым. Самостоятельность не проявляет; настаивает на взаимодействии со взрослым, даже если сам инициирует деятельность, или проявляет в неадекватной ситуации непродуктивную самостоятельность, неуверен.
Обращается за помощью в тех ситуациях, когда сам может решить проблему, в решении проблемы действенного участия не принимает. Явно не протестует против пребывания в детской группе; в целом положительно относится к посещению детского сада, хотя эпизодически может проявлять протестные реакции, участвует с желанием не во всех мероприятиях группы, хотя откликается на предложения взрослого взаимодействовать, не проявляет инициативу или проявляет редко, предпочитает индивидуальные формы взаимодействия со взрослым.
Ребенок не умеет самостоятельно без помощи взрослого моделировать, логически рассуждать. Путается в названии математических знаков, цифр. Слабо обнаруживает логические связи между последовательными этапами какого-либо действия. Способы деятельности, связи изменяемости и неизменяемости не устанавливает, не объясняет сущность действий.